Манул (Felis manul) — хищное млекопитающее семейства кошачьих. От обычной кошки он отличается более плотным, массивным телом на коротких толстых лапах. Манул ведёт оседлый образ жизни. Активен преимущественно в сумерках и ранним утром; днём спит в укрытии. Манул редок или крайне редок.
Весьма интенсивному развертыванию работ по морским артиллерийским транспортерам объективно способствовало то обстоятельство, что Советская Россия испытывала большой недостаток военных кораблей, и поэтому вопросы укрепления береговой обороны приобретали особо важное значение.
Международная военно-политическая обстановка в 20–30-е годы прошлого века заставляла руководство страны обращать серьезное внимание на укрепление ее протяженных морских границ. Достаточно сказать, что в 1930 году на развитие береговой артиллерии было ассигновано в пять раз больше средств, нежели в 1926 году. В соответствии с первым пятилетним планом на 1928–1933 гг. были определены крупные мероприятия по модернизации ВМФ, его артиллерийского вооружения и, в частности, по созданию тяжелых железнодорожных артиллерийских установок калибра 152, 180, 305 и 356 мм. В 1932 году перевооружение ВМФ и одной из его главных составляющих — береговой обороны было возложено на Наркомат тяжелой промышленности, в составе которого было образовано ГВМУ во главе с видным организатором оборонной промышленности И. П. Павлуновским. Для организации работ по совершенствованию береговой обороны была создана специальная группа под руководством Б. А. Хазанова. В дальнейшем, при создании в 1935 году Наркомата оборонной промышленности, и в 1939 году, когда был образован Наркомат вооружения, тема производства морской и береговой артиллерии большой мощности продолжала оставаться особо актуальной.
Обычно береговые батареи размещают вблизи военно-морских баз, например, Севастополя и Владивостока, крупных портов, на подходах к стратегически важным проливам, вроде Ла-Манша, каналов, подобных Панамскому, на островах и мысах. Орудия устанавливают в открытых сверху двориках, мощных каменных фортах и казематах либо во вращающихся бронированных башнях. Это, как правило, дальнобойные морские пушки калибром до 406 мм, наводимые на движущиеся, маневрирующие цели с помощью принятых на флоте дальномеров и прицелов. С середины XIX в., в некоторых странах, вдоль побережья, стали прокладывать железнодорожные ветки, по которым ходили специальные платформы со смонтированными на них орудиями. Перед Великой Отечественной войной, в советской береговой обороне, стали применяться железнодорожные артсистемы калибром 100, 130 и 305 мм. Однако всем им были присущи недостатки — в частности, привязанные к рельсам. Они были ограничены в маневре, кроме того, колею могла обнаружить вражеская разведка со всеми вытекавшими последствиями.
В связи с этим инженерно-технической службой Черноморского флота был спроектирован и построен артиллерийский комплекс "Крейсер", предназначенный для поражения надводных кораблей всех классов, отражения десантов и ведения огня по наземным целям. "Крейсер" должен был скрытно перемещаться по суше, незаметно для неприятеля выдвигаясь на угрожаемые направления, и столь же скоро выходить из-под вероятного удара.
Уже в трехлетнем (1930-1933 гг.) плане развития береговой артиллерии предполагалось изготовить 39 подвижных установок на механической тяге и сформировать из них 13 береговых батарей.
Для проектируемых 152-мм береговых установок на мехтяге не было подходящей 152-мм морской пушки, так как 152/45-мм пушки Кане обр. 1891 г. считались уже устаревшими, а новых 152-мм пушек не было даже в проекте. Напомним, что 152-мм пушка Б-38 была испытана лишь в 1939 году. Поэтому в начале 30-х годов для проектируемых береговых установок была взята качающаяся часть 152-мм армейской пушки Б-10, испытания которой РККА были начаты в мае 1932 года. Взять целиком систему Б-10 для береговой обороны было невозможно, так как угол ГН у нее составлял всего 1,52°, а поворот 15-тонной системы на гусеничном ходу силами расчета вручную был весьма долог. Это же относилось и к модификациям Б-10 сухопутным пушкам Б-30, Бр-2 и Бр-19.
В конце 1933 года в Артакадемии (г.Ленинград) под руководством А.А.Толочкова был разработан проект 152-мм самоходной береговой установки на специальном гусеничном шасси, сделанном из стандартных агрегатов и деталей танка Т-28. При переходе из походного положения в боевое корпус опускался на землю, а гусеничная часть поднималась так, что вся установка становилась на специальный поддон с роликовым погоном. На нем установка через муфту Дженни могла плавно и быстро вращаться со скоростью 10 град/с. Таким образом, установка имела круговой обстрел. Вертикальное наведение также производилось с помощью муфты Дженни. Установка не имела вспомогательных двигателей, а приводы работали от основного двигателя шасси.
Качающаяся часть была взята от пушки Б-10 с небольшими изменения — перенесены назад цапфы и введен уравновешивающий механизм.
Заряжание картузное. Угол заряжания постоянный. Досылка должна была производиться с помощью механического досылателя.
Низкая высота линии огня (от грунта) 1500 мм и наличие брони толщиной от 8 до 20 мм обеспечивали хорошую маскировку и удовлетворительную защиту экипажа от пуль и осколков. Вес системы около 50 т. Двигатель мощностью 400 л.с. обеспечивал движение по грунтовой дороге со скоростью до 20 км/час. Удельное давление гусениц на грунт составляло от 0,8 до 1 кг/см2. Экипаж установки 6 человек. Время перехода их походного положения в боевое или обратно от 2-х до 3-х минут. Габариты установки: длина 10 м, ширина 4 м, высота в походном положении 2,9 м, а в боевом 2,55 м, клиренс 0,28 м.
К сожалению этот интересный и вполне осуществимый проект остался на бумаге.
28 мая 1932 года в техуправлении ВМС был рассмотрен проект 152-мм береговой подвижной буксируемой установки, позже получившей индекс Б-25.
В качестве качающейся части была взята все та же Б-10. Система проектировалась на трех повозках с механической тягой (ствольная, лафетная и основания). По проекту угол ГН установки был 60, а техуправление ВМС требовало 120. В окончательном варианте установки Б-25 угол возвышения был +45°, а угол ГН составлял 120°. Приводы наведения работали от специального бензинового двигателя без муфты Дженни. Время перехода системы Б-10 из походного положения в боевое было около 4-х часов. Скорострельность равнялась 2 выстрелам в минуту. Вес системы в боевом положении 14 759 кг.
В декабре 1934 года на НИАПе начались заводские испытания Б-25. По мнению комиссии система не удовлетворяла требованиям, предъявленным к орудиям береговой обороны: не обеспечивалась быстрая и плавная наводка в горизонтальной плоскости, мал угол горизонтального обстрела, тяжелая (9 т) и трудно транспортируемая платформа, большое время перехода из боевого положения в походное. Кроме того, в РККА решили не принимать на вооружение пушку Б-10 из-за низкой живучести и ряда других недостатков, поэтому работы по установке Б-25 были в 1935 году прекращены.
В ноябре 1940 года в АНИИ ВМС был закончен проект 152-мм береговой подвижной установки Н-3 (главный конструктор Розанов). В качестве качающейся части системы была взята люлька от гаубицы Б-4 и ствол от 152-мм пушки Бр-19. Это был первый проект подвижной установки на колесном лафете-повозке, в котором не было тяжелого и громоздкого возимого основания, и не требовалось отрывать большого котлована и производить другие земляные работы на боевой позиции. Подвижные береговые установки на лафетах-повозках были спроектированы под влиянием лафетов-повозок тяжелых зенитных орудий и внешне были очень похожи на них. Лафет Н-3 представлял собой крестообразную платформу с четырьмя упорами по концам станин.
На платформе вращался верхний станок, что обеспечивало круговой угол обстрела. Впервые система получила двойной откат, то есть ствол откатывался по люльке, верхний станок по нижнему станку. Соответственно, система имела две группы противооткатных устройств. Приводы наведения только ручные, как впрочем и все остальные действия при установке.
Перевозка системы могла быть как раздельной, так и вместе со стволом. Впервые все повозки имели пружинное подрессоривание, что увеличивало скорость передвижения. Колеса повозок автомобильные от ЯГ-6, клиренс 450 мм.
Качающаяся часть от Бр-19 изменений не претерпела. Заряжание по-прежнему было ручным, без применения механического досылателя.
Баллистические данные по проекту:
Вес снаряда, кг
49
Начальная скорость, м/с
800
Дальность, км
27
Проект Н-3 реализован не был. Отчасти это было связано с нежеланием АУ ВМФ связываться с сухопутной качающейся частью Бр-19, когда уже были начаты испытания 152-мм морской пушки Б-38.
В 1939 году в АНИМИ был разработан проект подвижной береговой батареи в составе трех полевых 152-мм пушек-гаубиц МЛ-20. Эти орудия получили индекс МЛ-20М (морские). На них установили принимающие приборы ВН и ГН системы "Дуга", увеличили ширину щита, предусмотрели постановку под колеса колодок с сошниками, чтобы уменьшить сдвиг лафета в момент выстрела. Рассматривался вариант введения электроприводов наведения, чтобы обеспечить скорость ВН 56 град/с и ГН 4 град/с, которые были заданы ТТЗ, но затем решили отказаться от электроприводов.
В начале 1940 года завод № 172 изготовил опытную трехорудийную батарею МЛ-20М. Полигонные испытания ее показали, что установки МЛ-20М весьма неустойчивы при стрельбе. Баллистика и меткость орудия также оставляли желать лучшего (при весе снаряда 43,6 кг начальная скорость 665 м/с и дальность 17,2 км). В результате установки МЛ-20М на вооружение приняты не были. В войну батарею МЛ-20М отправили на сухопутный фронт, где она и была утеряна».
"Крейсер" проектировали по корабельному принципу — автономным, с централизованным управлением огнем четырех орудий (в различных вариантах от 130 мм до 203-мм орудий). Вес буксируемых четырехосных (максимально – шестиосных) артиллерийских платформ вместе с орудием доходил до 27 985 кг.
Имевшиеся на тот момент тягачи «Коминтерн» и «Ворошиловец» не могли обеспечить нормальную буксировку такой системы. Проектированием нового тягача занялся Харьковский паровозный завод. Рассматривались варианты гусеничной и колесной базы. За основу приняли второй вариант. Применение колесных шасси позволяло повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза — пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными шасси. Тягач собирался на мощной стальной раме с использованием узлов и агрегатов автомашин серий «ЯГ» и ЗиС-6, дизельного мотора БД-2 ( мощностью 350 л.с.) и трансмиссии танка БТ-5-ИС. Первоначальный вариант — четыре пары двухскатных ведущих колес и два передних рулевых моста также с двухскатными колесами. Почти четырнадцатитонная машины без труда несла на грузовой платформе шестнадцать тонн полезной нагрузки и без опор позволяла вести огонь по всем азимутам из установленного на ней 102/60-мм морского орудия. Вместе с тем для установки более легких (75/50-мм Канэ) данная колесная платформа оказалась чрезмерна, а более тяжелые системы изначально предполагалось ставить на колесные транспортеры. В результате к 1941 году сформировался в окончательном виде вид универсальной колесной платформы «Манул».
Масса без нагрузки – 13000 кг. Грузоподъемность – 14000 кг. Масса прицепа – 32 тонны.
Габаритные размеры: длина — 7800 мм, ширина — 3105 мм, высота — 2650 мм;
Колесная формула 6 х10. Колеса односкатные с пулестойкими шинами увеличенного размера широкого профиля «сверхбаллон», разработанные ещё в 1932 году в НИИРП и крупными грунтозацепами по типу бронемашины БА-11. Подвеска индивидуальная по типу Кристи. Дизель В-2, мощностью 400 л.с. Первая и пятая пары колес – управляемые. Вторая, третья и четвертая – ведущие. КПП ЯГ-12, число передач — 8. Максимальная скорость по шоссе – 80 км/ч. Запас хода – 500 км. Максимальный угол подъёма – 40 град. Брод – 1,2 м.
Для внешней связи использовалась дуплексная радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-3. На крыше кабины монтировалась зенитная установка ТКБ-149-1 с 12,7-мм пулеметом ДК (ДШК, ДШКМ).
Высокая проходимость, установленная на них приемо-передающая аппаратура, позволяют производить быструю смену огневых позиций после выполнения боевой задачи и рассредоточение выдвигаться в новые позиционные районы. Техническая маневренность, высокая эффективность стрельбы и полная автономность берегового самоходного артиллерийского комплекса "Крейсер" делали его надежным средством решения оборонительных задач по защите побережья проливных зон и шхерных районов. Такая подвижная батареи обладала неоспоримыми преимуществами по сравнению со стационарными артиллерийскими комплексами, поскольку обеспечивала оборону значительно большего участка, а также позволяла выдвигаться в различные районы скрытно от противника.
Один из тягачей в батарее оборудовался командно-дальномерным постом КДП-2 аналогичным устанавливаемым на эсминцах серии «7», но не бронированным и несколько меньшего размера, с баллистическим вычислителем.
Историческая справка:
« Приборы управления стрельбой были различных схем и комплектаций, в том числе и для передвижных береговых батарей. В "актах и ведомостях по переучету артиллерийского имущества…33 Отдельного артиллерийского дивизиона" от 01 января 1941 указано наличие: …23.ПУАО сист."Гейслера" 2 24.ПУАО Нормальная схема 29 г. 1 25.ПУАО Первоочередная схема 1 26.ЭИП к нормальной и первоочередной схемам 1
В 1936 г. заводом № 212 были спроектированы вполне современные системы приборов управления стрельбой «Мина» для эсминцев и «Молния» для крейсеров типа «Киров». Различие между системами «Мина» и «Молния» состояло в том, что «Молния» позволяла самостоятельно вести огонь из каждой башни, а также в разном количестве дальномеров.
Развитием «Молнии» явились системы приборов «Молния-АЦ» с заново спроектированным центральным автоматом стрельбы с введенным преобразователем координат и гировертикалью «Шар». Примерно в этот же период были спроектированы и началось производство систем приборов управления зенитным огнем «Сом-7», «Горизонт-I и -II» и «Союз».
Работы по проектированию новых систем для береговой артиллерии на заводе «Электроприбор» были начаты в 1930 г. В 1933 г. была создана так называемая «первоочередная», а в 1934 г. – «нормальная» система приборов управления стрельбой с горизонтально-базовым даль-номером для стационарных батарей. В 1933 г. появилась также система приборов «Дуга» для подвижных батарей.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении кораблей и береговых батарей состояло систем типа «Мина» – 57, «Гейслер» – 252, типа «Молния» и «Молния-АЦ» – 4, систем управления зенитным огнем всех типов – 20, систем управления огнем береговых батарей – 59».
ПУАЗО образца 1944 года с баллистическим вычислителем.
На шасси тягача могла изготавливаться и транспортно-заряжающая машина.
Артиллерийский комплекс «Крейсер» представляет собой самоходный дивизион двухбатарейного состава. В батарее две установки. В данном случае это две одноорудийные установки Б-13 калибра 130/50- мм. Шит коробчатый, толщина лобового бронирования 10 мм. Углы вертикального наведения от -5 до 45 град. Горизонтальное наведение – 330 град. Полная масса орудия 12800 кг. Расчет – 11 человек. Скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Масса снаряда обр. 1911 года 36,86 кг. Дальность выстрела – 20,3 км. Масса снаряда обр. 1928 года 33,4 кг. Дальность выстрела – 25,5 км.
Типы снарядов:
Фугасный
Ныряющий (для орудий с мелкой нарезкой)
Осколочно-химический
Осветительный (парашютный и беспарашютный)
Дистанционная граната обр. 1928 года.
В качестве мобильного средства ПВО использовалась ЗСУ- 25-3. На шасси «Манула» устанавливалась строенная 25-мм автоматическая зенитная пушка образца 1940 года (72-К). ( Одиночный автомат на таком шасси, что КВ с пулеметом вместо пушки. Спарка смотрелась уже вполне ничего, а счетверенная… ну не получилось. Даже у манула морда широкая не до бесконечности).
Скорострельность, выстр/мин 240
Скорость возки по шоссе, км/ч до 60
Высота линии огня, мм 820 (при опущенных домкратах)
Длина ствола, мм/клб 2065/82,6 (без пламегасителя)
Длина канала ствола, мм/клб 1683/67,3 (нарезной части ствола)
Масса в боевом положении, кг 1200
Угол ВН, град от −10 до +85°
Угол ГН, град 360°
То же шасси могло использоваться и в качестве мобильного ПТО. В качестве орудия могли устанавливаться 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (53-К), 76-мм дивизионная пушка образца 1936 года (Ф-22) или Ф-22 УСВ, или 75/50-мм пушка Канэ.
К 22 июня 1941 года на вооружении флота состояло 69 75/50-мм пушек Канэ, из них на БФ — 6, на ТОФ — 5, на ЧФ — 22, на СФ-2. Пушка состояла из ствола, скрепленного кожухом и добавочным кольцом. Затвор поршневой. Длина ствола 3750/50 мм/клб, длина трубы 3616/48,2 мм/клб, длина нарезной части 2943,5 мм. Крутизна нарезов переменная (у дула 30 клб). Число нарезов 18, глубина 0,6 мм, вес замка 25 кг. Вес ствола с замком 879 — 901 кг. Бронебойные снаряды весом 4,9 кг и длиной 2,7 клб. на дистанции 915 м пробивали по нормали 117-мм броню. Фугасный снаряд обр.1907 г. Vo= 823 м/с, дальность 7869 м при +20°. Фугасный (толовый) зенитный Vо = 747 м/с, дальность 7686 м при +20°, 8418 м при +25° и 9150 м по трубке 28 секунд (+35°). Шрапнель пулевая с 22-секундной трубкой Vo = 823 м/с, дальность 6400 м по трубке. Шрапнель «Р» весом 5,75 кг V0= 738 м/с, дальность 7503 м при +19°41' и 8967 м при +40°. Ныряющий снаряд Vo= 229 м/с, дальность 2012 м.
Однако данная техника страдала существенным недостатком, а именно недостатком бронирования. А ведь так и тянуло переехать какой-нибудь завалявшийся PzKpfw II или поддеть бампером шкодливый Pz.Kpfw. 35(t). Желание трансформировалась в тактико-технические требования, в результате воплощения которых в металл, появилась Су-76 «К», имевшая лобовое бронирование в 25 мм, а борт и корма – 15 мм.
Эта же машина без установленного ПТО с успехом использовалась в качестве бронетранспортера.
Ну и логическим завершением линейки стала установка на шасси стандартной башни танка Т-29М и доведением бронирования до 50 мм в лобовой проекции, и борта и кормы до 30мм.
P.S. Огромное спасибо коллеге Номаду за обработанную в ручную башню от Т-29М.