-1

Вы когда ни будь задавали себе вопрос – почему в начале войны у СССР практически не было самоходных артиллерийских установок? Ответ, до банальности, прост. Дело в том, что в ходе чисток 1937 года, по доносу, был расстрелян главный конструктор советских предвоенных САУ и танковых артсистем Сячентов, и доводить до ума все предвоенные разработки было просто некому.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

 

Оценить талант этого человека сегодня очень тяжело. Но возможно он был, не менее, а то и более, талантлив чем знаменитый Грабин. Ведь он участвовал в разработке не только артустановок но и танков под них. Что и говорить, если мощнейшая 152 мм пушка Бр-2 без этого человека так и не была доведена до ума. А ведь ещё в далёком 1937 году было принято решение о серийном производстве САУ с этими орудиями.

Как не крути, но если представить, что П.И.Сячентов, не был бы репрессирован, то советские танковые войска в 1941 году выглядели бы совсем иначе. А точнее, были бы на много сильней.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

Кстати, имя этого человека, сегодня, основательно забыто. В сети мне не удалось найти не только статьи о нём, но даже его фотографии.

Одной из ярчайших страниц работы деятельности этого выдающегося конструктора была самоходка Су-14. Машина, по своим ТТХ, на много опережала своё время. Она была бы очень уместна не только в самом начале войны, но даже и в самом её конце. Так как за всю Великую Отечественную Войну в СССР мощней её ничего построено так и не было. Вы помните кадры кинохроники со штурма Берлина, когда пушки особой мощности стреляли прямой наводкой прямо с улиц германской столицы. Так вот, был бы Сячентов жив, все бы они базировались на самоходном шасси.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

История этой самоходки началась в 1933 году на заводе Спецмаштреста имени Кирова, больше известного как завод № 185. В этом году под руководством П.И.Сячентова началось проектирование самоходной установки для тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). В июле следующего года опытный образец, получивший индекс СУ-14, был построен.

Корпус машины изготавливался из катаных броневых листов толщиной 10 — 20 мм, соединявшихся между собой сваркой и клепкой. Впереди слева по ходу машины находилось место механика-водителя. Остальные шесть членов экипажа располагались в кормовой части на трех съемных скамьях.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

Вооружение СУ-14 состояло из 203-мм гаубицы Б-4 обр. 1931 года с верхним

станком, подъемным и поворотным механизмами. Вспомогательное вооружение — три 7,62-мм пулемета ДТ, которые могли размещаться в шести бугельных установках (по три на борт). Кроме того, для одного пулемета ДТ был предусмотрен вертлюг для зенитной стрельбы, расположенный справа в передней части палубы САУ. Возимый боекомплект состоял из восьми, выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов к пулеметам ДТ. Для загрузки боеприпасов (масса снаряда составляла около 114 кг) в кормовой части самоходки имелись две лебедки грузоподъемностью 200 кг. При стрельбе машина опиралась на два сошника, имевших ручной и электрический приводы гидроцилиндров.

На СУ-14 устанавливались двигатель М-17 мощностью 500 л.с. и трансмиссия, представлявшая собой конгломерат агрегатов танков Т-28 и Т-35. Главный и бортовые фрикционы с плавающими ленточными тормозами были заимствованы у танка Т-35, а пятискоростная коробка передач и бортовые передачи — у Т-28.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса, шести поддерживающих катков, четырех двухкатковых тележек с неразъемными балансирами и подвеской на вертикальных спиральных пружинах. Подвеска имела механизм выключения для ее разгрузки при стрельбе. Узлы ходовой части заимствованы у тяжелого танка Т-35.

В начале 1935 года была проведена модернизация установки, сводившаяся в основном к более широкому использованию агрегатов оригинальной конструкции, заимствованных у Т-35, или взамен агрегатов Т-28.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

С 5 апреля по 24 августа 1935 года испытательно-сборочным цехом Опытного завода проводились специальные заводские испытания модернизированного образца СУ-14. Машина прошла более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие боевые и ходовые качества.

Используя опыт, полученный при работе над СУ-14, конструкторский отдел Опытного завода разработал чертежи для постройки эталонного образца самоходной установки СУ-14-1, который был изготовлен в начале 1936 года. Он имел улучшенную конструкцию коробки передач, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач. К тому же, на СУ-14-1 были разнесены в стороны от кабины водителя выхлопные трубы, усовершенствованы опорные сошники, убран механизм выключения подвески при стрельбе, испытания которого на СУ-14 выявили его ненужность. Машина получила форсированный до 700 л.с. двигатель М-17Ф, позволявший «самоходу» массой 48 т развивать скорость 30 км/ч.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

Эталонный образец СУ-14-1 испытывался пробегом с апреля по сентябрь 1936 года (пройдено около 800 км) и стрельбой на НИАПе (с 28 апреля по 11 мая того же года). По результатам стрельб, на СУ-14 и СУ-14-1 203-мм гаубицы Б-4 были заменены на 152-мм пушки большой мощности У-30 и Бр-2 соответственно. По сравнению с Б-4, последние имели большую дальность стрельбы и лучшую баллистику.

Планом на 1937 год предусматривалось изготовление установочной партии из пяти машин СУ-14-Бр-2 (СУ-14-1 со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 года предполагалось наладить их серийный выпуск. Но после того как в 1937 году был арестован, а затем расстрелян П.И.Сячентов — главный конструктор СУ-14, все работы по этим машинам прекратили. Два имевшихся образца передали на хранение военному складу № 37 в Москве.

Об этих «самоходках» вспомнили в декабре 1939 года при штурме «Линии Маннергейма». Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Предполагалось, что бронированные самоходки смогут подходить к финским дотам на 1,5 — 2 км и прямой наводкой расстреливать их.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

В конце января 1940 года машины прибыли из Москвы на завод № 185, но работы по их дополнительному бронированию затянулись — броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировку машин завершили лишь к 20 марта 1940 года, когда боевые действия уже закончились. У «самоходок», получивших дополнительную броню толщиной 30 — 50 мм, масса возросла до 64 т.

При этом на каждой машине было полностью забронировано боевое отделение и усилена защита корпуса. Соединение броневых листов производилось сваркой, заклепками, гужонами и болтами. Наблюдение за полем боя осуществлялось через два перископических прибора ПТ-1, установленных на крыше рубки.

Боекомплект установки состоял из 16 артвыстрелов раздельного заряжания и 2655 (СУ-14) или 2835 (СУ-14-1) патронов к пулеметам ДТ.

В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-1 проходили испытания стрельбой на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева испытывались в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 года обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 года, при подходе немцев к Кубинке, обе самоходки в составе «Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения» использовались для стрельбы с дальних дистанций.

До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась СУ-14-1, а СУ-14 в 1960-е годы была разрезана на металл.

Самоходная артиллерийская установка Су-14. СССР

PS. Хочется отметить, что одной из целей создания серии этих САУ было получение мобильных батарей береговой обороны. Эти попытки не прекращались и в будущем, вплоть до появления противокорабельных ракет. Одним из примером работы такого рода, была САУ — Объект 212А, всё с той же пушкой Бр-2. Но он так же не был реализован, в большей степени из-за того что это орудие было слишком ненадёжным.

 

Статья сделана по материалам журнала «Бронеколлеция» № 2 от 2006 года.

Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account