С. И. Титушкин. АРТИЛЛЕРИЯ РУССКОГО ФЛОТА в 1877-1904 гг
Несмотря на подавляющее превосходство в броненосцах на Черном море в войне 1877–1878 гг., турецкое командование так и не решилось пойти на риск и направить свои корабли к мелководным побережьям, надежно защищенным поповками [1]. Высокие качества русской артиллерии проявились в таких ярких боевых эпизодах, как успешный бой 11 июля 1877 г. вооруженного парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи Буленд» у Босфора или потопление береговыми батареями турецкого монитора «Лютфи-Джелиль» 29 апреля следующего года на Дунае у Браилова. Успех «Весты» объяснялся наличием приборов управления артогнем системы А. П. Давыдова; ее боевые качества, героизм экипажа позволили пяти 6-дюймовым полевым мортирам отразить атаку закованного в броню корабля, вооруженного 9-дюймовыми пушками.
Успехи в создании мощной русской нарезной корабельной артиллерии не позволяли, тем не менее, останавливаться на достигнутом, так как в 70-е годы XIX в. толщина броневых плит кораблей начинает стремительно увеличиваться. Если первые броненосцы (1860 г.) защищались 100-120-мм железной броней, то к концу 70-х годов ее толщина достигала 600 мм. Даже 12-дюймовые (305-мм) пушки с 300-кг снарядами, имевшими начальную скорость 450 м/с, оказывались бессильными против столь мощной защиты. Английский, итальянский и французский флоты искали выход из создавшегося положения в резком увеличении калибров, а, следовательно, и самих орудий, достигших чудовищных размеров; примером могут служить 110-тонные 17,75-дюймовые (450-мм) пушки Армстронга [1], однако целый ряд трагических происшествий и большие трудности в использовании на кораблях заставили искать другие пути совершенствования. Английской фирме Армстронга, затем прусской — Круппа, удалось достичь в 1878 г. значительного увеличения начальных скоростей снарядов благодаря повышению прочности стволов, применению нарезов прогрессивной крутизны, снарядов с медными ведущими поясками (мягкая свинцовая оболочка не выдерживала возросшие угловые скорости) и мощных зарядов. Возникла возможность создать гораздо более эффективные пушки уже существовавших калибров, чему способствовало и производство новых сортов дымного пороха — в конце 70-х годов плотность черного возросла с 1,61–1,66 до 1,75, а в начале 80-х появился и бурый призматический плотностью 1,85–1,87 [2].
Таким образом, сгорание заряда становилось более медленным и правильным, что позволило значительно снизить предельное давление в канале ствола, удлиняя который, можно было повышать начальную скорость снаряда. Морское министерство не оставалось безучастным наблюдателем — в 1877 г. у фирмы Крупна приобрели первые 11-дюймовые (279-мм) орудия новой конструкции [3], особенность которых по сравнению с такими же пушками образца 1867 г. состояла в следующем: большая на два калибра длина, нарезы с ходом 45 калибров вместо 70, медный ведущий поясок вместо мягкой свинцовой оболочки снарядов, заряд весом 60 кг вместо 41, 225-кг снаряд вместо 213, начальная скорость 460 м/с вместо 410.
В том же году сразу после завершения испытаний Обуховский сталелитейный завод получил заказ на производство морской и крепостной артиллерии. Менее чем через год Морское министерство организовало широко поставленные опыты для отработки конструкции пушек нового поколения, впоследствии названного «системой дальнобойных орудий образца 1877 г.»; прототипом послужили 152-мм пушки, как наивыгоднейшие по размерам [3]. Полученные результаты позволили генерал-лейтенанту Р. В. Мусселиусу сконструировать новый образец длиной 28 калибров с нарезами прогрессивной крутизны (шаг менялся от каморы к дульному срезу, от 70 до 25 калибров) и тяжелым снарядом длиной 4 калибра (вместо прежних 2,4) весом 51,2 кг (вместо 38), которому сообщалась начальная скорость 470 м/с (вместо 440). В 1880 г. обуховцы изготовили свое первое 12-дюймовое (305-мм) орудие длиной 30 калибров [3], но испытания затянулись до 1883 г., причем после 84-го выстрела обнаружились трещины в зарядной каморе. Тогда же завод получил заказ и на первые 9-дюймовые дальнобойные пушки (длина 30 калибров) конструкции Р. В. Мусселиуса. Ряд сложных технических проблем, вскрытых во время многочисленных опытов, а также низкая живучесть стволов уже поступавших на корабли 11-дюймовых пушек новой конструкции, заставили Морское министерство создать в 1884 г. авторитетную «Особую комиссию» артиллерийских специалистов под председательством главного инспектора морской артиллерии генерал-лейтенанта Ф. В. Пестича [4].
Фундаментальные исследования в области теории скрепления орудий, проведенные членом комиссии генерал-лейтенантом Н. В. Калакуцким, позволили впервые сформулировать ряд важных требований по технологии изготовления и конструкции орудий нового образца, а также модернизации и совершенствованию материальной базы основного предприятия-изготовителя — Обуховского сталелитейного завода. Одновременно член артиллерийского отделения МТК штабс-капитан А. Ф. Бринк разработал чертежи 12-дюймового орудия длиной 30 калибров; 8-дюймового—30 и 35; 6-дюймового — 35 [3]; все они выдерживали предельные нагрузки на 20% больше, чем существовавшие аналогичных калибров (до 5800 кг/см2). В 6-дюймовой (152-мм) пушке для ускорения заряжания впервые в отечественной практике для орудий среднего калибра был применен поршневой затвор’ французской системы Трёль-де-Болье с обтюратором де-Баяжа. (Ранее поршневые затворы использовались лишь в отечественных десантных скорострельных 2,5-дюймовых пушках системы А. А. Барановского, принятых на вооружение флота в 1877 г. [3].) Испытания 1090 выстрелами состоялись на Охтинском полигоне в 1885—1887 гг., причем начальная скорость достигла 610 м/с. В ноябре 1886 г. там же успешно прошла испытания первая из предназначавшихся для крейсера «Адмирал Нахимов» 8-дюймовая пушка длиной 35 калибров, обеспечившая снаряду весом 87,8 кг начальные скорости до 700 м/с [4]. В те годы Обуховский завод изготовил восемнадцать 12-дюймовых орудий длиной 30 калибров для черноморских броненосцев: «Екатерина II», «Синоп» и «Чесма». Срочный и ответственный заказ, включая полигонные испытания, обуховцы успешно выполнили уже в 1889 г. [3]. Новые 9-дюймовые пушки длиной 35 калибров, спроектированные А. Ф. Бринком в 1886 г., завод освоил всего за два года, после чего они поступили на вооружение броненосцев «Николай I» и «Александр II».
К 1885–1890 гг. относится инициативная разработка инженерами-обуховцами весьма совершенной для того времени конструкции 6-дюймовых пушек длиной 35 калибров, скрепленных проволокой (стальная лента 6,6×1,3 мм, навивавшаяся в холодном состоянии) по английской системе Лонгриджа; это позволило на 20% сократить вес и снизить стоимость изготовления стволов по сравнению с системой скрепления кольцами и цилиндрами. Большие заслуги в проектировании и налаживании производства этого и целого ряда других образцов артвооружения, решения ряда сложных инженерно-технических и организационных задач принадлежали видному специалисту отечественной артиллерийской техники контр-адмиралу А. А. Колокольцову, свыше 30 лет (по 1894 г.) бессменно возглавлявшему Обуховский завод [3]. Проволочные 6-дюймовые орудия входили в состав вооружения броненосцев «Николай I», «Наварин», «Георгий Победоносец», канонерских лодок «Гремящий» и «Отважный». Препятствием к дальнейшему совершенствованию такой технологии в русской морской артиллерии послужила недостаточная продольная прочность стволов, длина которых непрерывно возрастала [4].
Для изучения достижений зарубежной техники Морское министерство заказало в апреле 1886 г. фирме Круппа шесть 12-дюймовых пушек длиной 35 калибров; по условиям контракта тяжелому 455-кг снаряду гарантировалась начальная скорость до 610 м/с при предельном давлении в канале ствола не свыше 3000 кг/см². Полностью выполнить эти условия фирме так и не удалось — принимавшие орудия в Пруссии А. А. Колокольцов и Н. В. Калакуцкий предъявили в ходе полигонных испытаний целый ряд серьезнейших замечаний: расширения зарядных камор, сильные выгорания каналов стволов, превышение контрактного предельного давления для достижения начальной скорости 610 м/с. С опозданием на год подрядчик доставил орудия в Севастополь, но лишь одно из них некоторое время использовалось на броненосце «Чесма». Этим и закончились крупповские поставки артиллерии для русского флота [3]. Уже в 1888 г. Обуховский завод наладил выпуск 12-дюймовых пушек длиной 35 калибров, первая же из которых прошла испытания в 1891 г. и продемонстрировала высокие баллистические качества — начальная скорость 331,7-кг снаряда превысила 640 м/с при предельном давлении 2300 кг/см². Артиллерией такого образца вооружили эскадренные броненосцы «Чесма», «Георгий Победоносец» и «Наварин».
Вместо железной еще в 1884 г. кораблестроители начали применять сталежелезную броню, на 25% обладавшую более высокой сопротивляемостью снарядам; в течение 1890—1896 гг., прочность плит возросла еще на 15–40%, так как появились стальная, сталеникелевая броня и, наконец, цементированные сорта, так называемые гарвеированная и круппированная [2]. Возникла необходимость в повышении начальных скоростей снарядов до 700–900 м/с, причем положительное решение такой задачи зависело лишь от создания нового типа пороха — бездымного пироксилинового; изобрел его в 1887 г. известный французский химик Вьель, который по вполне понятным причинам держал все в секрете. Тем не менее, уже через пять лет научно-техническая лаборатория Морского министерства под руководством профессоров Д. И. Менделеева и И. М. Чельцова разработала способ массового производства высококачественного бездымного пороха, так называемого пироколлодия [2], что позволяло резко повысить баллистические качества морских орудий. Одновременно специалисты артиллерийского отделения МТК и Обуховского завода проводили работы по конструированию нового 12-дюймового орудия, оптимальную длину которого определили в 45 калибров, однако несовершенство технологического оборудования, не позволившее обрабатывать такие стволы, заставило сократить длину на пять калибров [3].
В 1895 г. новый образец поступил на Охтинский полигон. Меньший на 13 т вес и 50 кг/см² предельное давление, бóльшая на 150 м/с начальная скорость при том же снаряде и надежный, в несколько раз ускоривший заряжание поршневой затвор — все это выгодно отличало новое орудие от прежнего 12-дюймового длиной 35 калибров [4]. Броненосцы от «Полтавы» (1896 г.) и до «Андрея Первозванного» (1912 г.) получили на вооружение 12-дюймовую артиллерию именно такой модели. Для броненосцев типов «Адмирал Ушаков>, «Победа» и «Ростислав» А. Ф. Бринк спроектировал 10-дюймовую пушку (длина ствола 45 калибров), вес которой не превышал 27 т — всего на 18% больше, чем у 9-дюймовой длиной 35 калибров [4].
Широкое внедрение на зарубежных кораблях скорострельных орудий среднего калибра послужило причиной командировки за границу (1891 г.) комиссии под председательством старшего артиллериста Николаевского порта подполковника Л. И. Саноцкого; изучив артиллерийские системы Армстронга, Гочкиса, Грюзона и Канэ, русские специалисты остановились на последней из них и рекомендовали принять на вооружение [4]. Благодаря применению поршневого затвора оригинальной конструкции (закрывавшегося и открывавшегося в один прием), унитарного или раздельно-гильзового заряжания, инженеру французской фирмы «Шнейдер» Густаву Канэ удалось добиться повышения скорострельности впятеро-вшестеро по сравнению с такими же пушками прежних систем. Во многом сказалось и применение бездымного пороха, так как отпала необходимость банения канала ствола после каждого выстрела. Из Франции срочно доставили чертежи, и Обуховский завод немедленно начал изготовление 6-дюймовых, 120- и 75-мм скорострельных орудий длиной соответственно 45, 45 и 50 калибров. Вскоре по их образцу полковник А. Ф. Бринк сконструировал 8-дюймовую скорострельную пушку длиной 45 калибров, предназначавшуюся в первую очередь для броненосных крейсеров «Россия» и «Громобой» [3, 4].
За восемь лет (1879–1887 гг.) на вооружение флота приняли пятиствольные револьверные и одноствольные скорострельные 47- и 37-мм пушки фирмы «Гочкис», предназначавшиеся для отражения атак миноносцев, а в 1886 г. их производство освоили Тульский оружейный и Обуховский сталелитейный заводы [4]. Обуховцы, кроме того, в 1900 г. начали выпускать скорострельные 37-мм автоматы X. Максима (250 выстрелов в минуту) по лицензии английской фирмы «Виккерс» [3].
Значительный рост толщины железной брони к 1880 г. привел к тому, что бронебойные снаряды прежних образцов (из литой стали и закаленного чугуна) оказались уже недостаточно эффективны; с этого года для всех орудий от 6- и до 12-дюймовых приняли взамен прежних коротких снарядов (длина 2,1–2,5 калибра) гораздо более длинные (3,5–4,1) и, следовательно, значительно более тяжелые; цель ставилась следующая: уменьшить потери скорости при стрельбе на дальнюю дистанцию и, главное, увеличить удельную ударную нагрузку снаряда на броню в момент ее пробивания. Естественно, что тяжелые снаряды могли иметь и более мощные разрывные заряды, чем легкие, однако необходимость повысить живучесть стволов (12-дюймовое крупповское орудие длиной 35 калибров после 50 выстрелов 455-кг снарядами теряло меткость), увеличить начальную скорость и настильность траектории на предусматривавшихся тогда в русском флоте малых дистанциях решительного артиллерийского боя (не более 10–15 кбт) повлекла за собой отказ Морского министерства от тяжелых снарядов [4], который имел, как оказалось, фатальные последствия в годы русско-японской войны. К 1886 году русские заводы (Обуховский, Путиловские, Нобеля, Брянский, Пермский) полностью освоили производство стальных, термически обработанных бронебойных снарядов всех калибров [3]. Большой эффект дало изобретение главного инспектора морской артиллерии контр-адмирала С. О. Макарова — в 1893 г. он предложил бронебойные наконечники из мягкой стали, на 15–20% повысившие возможности снарядов по преодолению брони [4].
Все снаряды русской корабельной артиллерии подразделялись в те годы на бронебойные, фугасные, обыкновенные (чугунные), шрапнели (в том числе и сегментные), картечи. Бронебойные предназначались для поражения наиболее толстой брони сообразно своему калибру, и в связи с требованием наибольшей прочности обладали весьма небольшим содержанием взрывчатого вещества — 1,27–1,67%. Фугасные служили для разрушения небронированных и слабо бронированных конструкций кораблей, береговых объектов силой взрыва боевого снаряжения, на который приходилось 7,75–9,5 и даже 19,5% веса у снарядов завода Рудницкого. Обыкновенные (чугунные) представляли собой тип дешевых фугасных с содержанием взрывчатого вещества около 3%; из-за крайней непрочности они часто разрывались в канале или сразу же после вылета из ствола. Шрапнелями назывались снаряды для уничтожения открыто расположенной живой силы противника, как и картечь, однако на значительно большем расстоянии. Преждевременный подрыв порохового снаряжения бронебойных снарядов при пробивании толстой железной брони вынудил конструкторов в 70-х годах отказаться от боевой «начинки»; однако уже в начале 80-х годов для разрывных зарядов взамен дымного пороха приняли втрое более мощный влажный пироксилин (30% влажности). Несмотря на то, что с 1891 г. проводились опыты по использованию мелинита, флот до русско-японской войны так и не успел получить такие снаряды на вооружение [1, 4].
Прогрессу артвооружения сопутствовало интенсивное совершенствование как башенных, так и палубных установок. В 1883 г. по чертежам подполковника Л. А. Рассказова на Обуховском и Металлическом заводах при технической помощи английской фирмы «Истон и Андерсон» начался выпуск барбетных установок 12-дюймовых орудий длиной стволов 30 и 35 калибров для броненосцев типа «Екатерина II» [3]. Гидравлические барбетные установки несколько иной конструкции изготовил в 80-х годах для броненосцев «Император Александр II», «Гангут» и «Двенадцать апостолов» Металлический завод. Не вдаваясь в подробности, следует заметить, что несмотря на отдельные недостатки (неуравновешенность относительно центра горизонтального наведения барбетных установок броненосцев типа «Екатерина II», вызывавшая крен корабля до 7° при поворотах орудий к траверзу) они оказались весьма совершенными — угловые скорости наведения достигали 4–10°/с, а система подачи и заряжания позволяла выполнять прицельные залпы через 17 мин 4 с («Чесма») или 2 мин 47 с («Двенадцать апостолов») [4]; тем не менее, в дальнейшем на кораблях русского флота барбетные установки не получили широкого распространения. В 1891 г. на основе документации, представленной фирмой «Истон и Андерсон», инженер Обуховского завода Э. Э. Гаген-Торп разработал конструкцию двухорудийной 12-дюймовой (305-мм) башенной артустановки для броненосца «Наварин» [3], по образцу которой в течение шести лет проектировались подобные башни, после чего вместо гидравлических начали применять электрические приводы [6]. Прогресс в механизмах подачи и заряжания за 15 лет (1884–1899 гг.) позволил повысить темп стрельбы с одного выстрела в 17 мин до 2 мин [4]. В 80-90-х годах Металлический, Обуховский и Путиловский заводы создали башенные установки с 10-, 8-, 6-дюймовыми пушками для броненосцев и крейсеров. В целом русские орудийные башни отвечали требованиям тех лет, однако имелись характерные недостатки, заключавшиеся в следующем: эллиптическая форма с вертикальным лобовым и бортовым бронированием, амбразуры большого размера, чрезвычайная сложность механизмов подачи и заряжания, приводившая к тому, что башениые пушки обладали меньшей скорострельностью, чем размещавшиеся на палубных установках. Механические тормоза отката уступили свое место гораздо более надежным и легким гидравлическим, а самонакат — пружинным и пневматическим накатникам. В 1885 г. Обуховский и Металлический заводы освоили выпуск легких и прочных палубных установок английской системы «Вавасера» для 9-, 8- и 6-дюймовых пушек длиной 30–35 калибров; уже через два года их конструкцию значительно усовершенствовал штабс-капитан К. Т. Дубров [3], одновременно сократив вес на 7–10%.
С 1892 г. началось изготовление палубных установок для скорострельных пушек системы Канэ по чертежам, доставленным из Франции, а через два года по их образцу капитан А. П. Меллер спроектировал такую же установку для 8-дюймового орудия длиной 45 калибров [4]; он же в конце 90-х годов создал облегченные в 2—2,5 раза установки для 75- и 47-мм скорострельных пушек. С ростом скорострельности увеличивалось и значение балансировки орудий относительно центра горизонтального наведения (тогда применялись только ручные приводы); вследствие этого схема со средним штыром получила предпочтение перед другой, с передним штыром, как обеспечивавшая вдвое большие скорости горизонтального наведения. Для обеспечения заданного темпа подачи боеприпасов палубной артиллерии в конце 80-х годов сконструировали ручные и электрические элеваторы [6]. К концу XIX в. у приборов управления артогнем появились электромеханические синхронные передачи [6].
В начале XX в. на русских кораблях устанавливались английские внутрибазисные оптические дальномеры системы Барра и Струда [1]. Лишь в 1901 г. начались корабельные испытания первого отечественного морского артиллерийского оптического прицела, который разработал на Обуховском заводе лейтенант Я. Н. Перепелкин [3]; однако механические (синусные и тангенсовые) прицелы даже в 305-мм башнях сохранились вплоть до русско-японской войны [6]. В размещении артиллерии на русских кораблях установился за малым исключением определенный стандарт; крупнокалиберные орудия броненосцев размещались в башнях преимущественно в диаметральной плоскости для стрельбы на оба борта, среднего калибра — в казематах и башнях побортно, а мелкого — на верхней палубе, надстройках, мостиках и боевых марсах мачт. Вооружение кораблей всех остальных классов, если не считать крейсеры «Адмирал Нахимов», «Баян» и четыре типа «Богатырь», составляли палубные установки, располагавшиеся в основном вдоль бортов открыто или за легкой броней казематов и батарей; это диктовалось господствовавшими в то время представлениями о решающей роли массированного огня скорострельной артиллерии среднего калибра [1]. Следует заметить, что 12- и 10-дюймовая артиллерия не считалась из-за низкой скорострельности главным калибром, определяющим исход сражения; первенствующая роль отдавалась скорострельным 152- и 120-мм пушкам с учетом прогнозировавшихся боевых дистанций (не свыше 15 кабельтовых), что объяснялось слабостью приборного обеспечения стрельб и мощностью бронирования кораблей; на таких дистанциях учебные стрельбы выполнялись вплоть до 1904 г. Предусматривалась максимальная децентрализация управления огнем — стреляли непосредственно комендоры, вводя корректуру сообразно падениям своих снарядов, а старший артиллерийский офицер лишь предварительно указывал цель и командовал начальные значения прицела и целика [1, 7].
В таком состоянии вступила отечественная корабельная артиллерия в русско-японскую войну 1904–1905 гг.
ЛИТЕРАТУРА
- Павлович Н. Б. Развитие тактики военно-морского флота. М.: Воениздат, 1979.
- Яцына Г. И. Очерки современной морской артиллерни//Морской сборник. 1902. № 4—7.
- Колчак В. И. История Обуховского сталелитейного завода в связи с прогрессом артиллерийской техники. СПб. 1903.
- Отчеты артиллерийского отделения МТК за 1879—1893 гг. СПб, 1880—1900.
- Военные флоты и морская справочная книжка на 1904 г. СПб, 1904.
- Яцына Г. И. Курс морской артиллерии. СПб, 1990—1901.
- ЦГАВМФ СССР, ф-671, оп. 1 , дд. 1—8, оп. 2, дд. 7, 10, 49, 65, 76, 80.