Русско-испанское военно-морское сотрудничество в период Русско-японской войны
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы военно-технического сотрудничества Российской империи и Испании, поднятой в цикле статей «Русская эскадра для испанского короля».
Традиционно считается, что русско-испанское военное сотрудничество в 1904-1905 годах свелось лишь к предоставлению испанских баз для захода русских кораблей. Например, в планах крейсерской войны российский Главный морской штаб уделял большое место порту Виго. Русские вспомогательные крейсеры назначали там место рандеву, осуществляли бункеровку и выполняли мелкий ремонт. А 26 октября 1904 года в Виго вошел первый броненосный отряд Второй эскадры флота Тихого океана с целью приемки топлива со специально зафрахтованных для этой цели германских угольщиков «Pallas», «Ascania», «Elisabeth» и «Hans Menzalle». Хотя вначале военный комендант порта Руис де Рибера, ссылаясь на нейтралитет, запретил данные действия, вскоре пришел разрешающий приказ Мадрида.
После приснопамятного Гулльского инцидента английские разведчики сопровождали эскадру: для наблюдения за ней в Виго прибыл английский крейсер «Lancaster», 1 ноября смененный на «Theseus». Во избежание каких бы то ни было провокаций, на все время нахождения эскадры в испанских территориальных водах правительство в Мадриде «прикрепило» к ней крейсер «Extremadura» и канонерскую лодку «Marques de la Victoria».
Но, как показали недавно рассекреченные архивы испанского Морского министерства, русско-испанское сотрудничество в этот период было более тесным, чем это обычно считается.
4 декабря 1903 года к власти в Испании пришел кабинет консерваторов Антонио Мауро, портфель морского министра в котором получил капитан 1 ранга Хосе Феррандис. В наследство от предшественников новому министру достались совершенно расстроенные дела и полностью разоренный испано-американской войной флот.
Новый морской министр начал с реформ. Первым делом требовалось избавить морской бюджет от излишних затрат, и одним росчерком пера на слом отправились все неисправные и полностью устаревшие корабли и суда, по разным причинам еще числившиеся в списках флота. Второй заслугой Феррандиса безусловно следует считать подготовленный им документ, вступивший в силу как королевский декрет от 25 января 1904 года, «Общая реформа организации служб флота и программа морского вооружения».
В ходе испано-американской войны Испания потеряла четыре броненосных крейсера, восемь крейсеров первого и второго ранга и большое количество более мелких кораблей. Корабельный состав сократился почти в три раза, а между тем штатное расписание сохранялось практически без изменений. Феррандис преобразовал Военный секретариат в Центральный генштаб, а многие отделы ликвидировал целиком.
К сожалению, современники оценили действия нового морского министра далеко не однозначно: ведь помимо экономии бюджетных денег он сократил множество «хлебных» чиновничьих мест. Так, адмирал Беранхер в одном из своих интервью прямо заявил, что Феррандис
«проявляет усердие в обирании моряков».
Проведенная в прессе, как бы сейчас сказали, «пиар-кампания» по дискредитации морского министра, привела к тому, что на должности он продержался меньше года. Но успел сделать самое главное. Была расчищена почва для будущего судостроительного закона, благодаря чему вновь получивший портфель морского министра 25 января 1907 года X. Феррандис вошел в историю как автор крупнейшей в Испании судостроительной программы.
Но, как оказалось, министерство в реформах пошло еще дальше. Благодаря ставшей недавно доступной для исследователей переписки Феррандиса, можно утверждать, что представители министерства начали тайные переговоры с Россией о возможной продаже ей броненосца «Pelayo» (заложен в феврале 1886 г., спущен на воду 5 февраля 1887 г., вошел в строй 3 июня 1888 г.) и четырех миноносцев типа «Terror». В начале 1904 года Испанию посетила русская миссия с целью осмотра предлагаемых кораблей. Вероятно, в ее полномочия входило также подыскание других полезных для России судов.
Кажется невероятным, что Испания предложила к продаже наиболее ценные единицы своего флота, но это только на первый взгляд. Броненосец вошел в строй после долгой модернизации в конце 1899 года, и командиром его в этот период был как раз X. Феррандис, и уж кто как не он должен был знать обо всех проблемах корабля! А они были, и довольно существенные. В 1888 году морское министерство предполагало строительство серии однотипных кораблей, но из-за смены правительства произошла переориентация на крейсерский флот. В итоге «Pelayo» остался единственным броненосцем испанского флота, а потому его включение в какие-либо оперативные соединения неизбежно лишь снижали их общую боевую ценность. Ни скорость хода, ни дальность плавания, ни вооружение явно не соответствовали поменявшейся военно-морской доктрине. Особенно плачевное положение было с дальностью плавания. Фирма «Форж э Шантье де ла Медитерране», строитель «Pelayo», чуть ли не единственный раз за свою историю не справилась с заданием: броненосец имел дальность плавания совершенно недостаточную даже для плавания в пределах Европы. Проведенная модернизация также не решила его проблемы. И наиболее ярко они проявились, разумеется, в ходе испано-американской войны, когда в основном из-за «Pelayo» эскадра адмирала Камара не успела на помощь осажденным Филиппинам.
Не лучше дела обстояли и с миноносцами так называемого «Утиного дивизиона»: заглавные буквы их наименований – «Procerpina», «Audaz», «Terror» и «Osado» — как раз и складывались в слово «Pato», что в переводе с испанского означает «утка». Построенные в Великобритании в 1897—1898 годах, они, казалось, воплощали самые передовые идеи. Но их боевое применение в 1898 году выявило множество существенных недостатков, самым серьезным
из которых стала малая прочность корпуса. Во время ходовых испытаний от накрывшей его волны «Osado» получил настолько тяжелые повреждения носовой оконечности, что его потребовалось поставить в ремонт. Тридцатиузловая рекордная скорость оказалась достижимой лишь при спокойной погоде, а главный калибр в виде 75-мм орудия вообще решили хранить во время океанских переходов на более крупных кораблях.
Словом, истинная боевая ценность самых современных испанских кораблей была далеко не такой, какой она рисовалась в военно-морских справочниках. В итоге сделка не состоялась. Наиболее вероятных причин тому две. Во-первых, испанцы в это время вели переговоры с Англией по поводу реализации своей судостроительной программы и «раздражать» будущего партнера продажей его потенциальному врагу боевых кораблей испанское правительство не собиралось. А во-вторых, испанская общественность после чудовищных потерь в испано-американской войне вряд ли бы простила правительству продажу хоть и дефектных, но вполне современных боевых единиц. В итоге проект продажи России боевых кораблей сначала положили под сукно, а потом и вовсе о нем забыли.
Литература
- Апса Alamillo A. El acorazado «Pelayo» // La maquma у la historia. Perfiles Navales. № 1. Madrid: Quiron Ediciones, 2002.
- Bordeje Morencos F. Vicisitudes de una politica naval. Desarrollo de la Armada entre 1898 у 1936. Madrid: Editorial San Martin, 1978.
- Coello Lillo J. L., Rodrigues Gonzalez A. R. Buques de la Armada Espahola. A traves de la fotografia (1849-1900). Madrid: Aqualarga, 2001.
источник: Н. В. Митюков «Русско-испанское военно-морское сотрудничество в период Русско-японской войны» сборник «Гангут» вып.37