Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

13
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

Авторское предисловие: История броневиков на шасси ФИАТ-55 американского производства не закончилась броневиками Ижорского бронирования. В 1919-1920-х годах на востоке бывшей Российской империи на американском шасси малой серией были построены броневики, которые получили условное название — ФИАТ-Омский.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

Так получилось, что на востоке Российской империи бронетехники не было от слова вообще. После развала империи на кусочки большевистская власть сконцентрировала свои усилия на европейской части страны. Как и везде Москва терпела создание нескольких условно «автономных» республик типа «красной» Дальневосточная республики (ДВР) или «белой» Сибирской республики до поры до времени, пока не разберутся в Европе, и ресурсы тратить не надо, и война идет непрерывно. К этому можно добавить ещё Транссиб, который контролировался Чехословацким корпусом и японскими и американскими экспедиционными корпусами на дальнем Востоке. Так вот у всех них бронетехники не было от слова совсем, она была только у войск, поддерживаемых Москвой. Это следовало исправить, тем более что войска белых армий поддерживались САСШ и Японией. Для войск Сибирской республики в мастерских Омска (более вероятно) или Владивостока (менее вероятно) было построен около 15 бронеавтомобилей двух типов с одной и двумя башнями. Хотя броневиков могло быть построено и меньше 3 или 6.

Три броневика, слева однобашенный, справа два двухбашенных

Три броневика, слева однобашенный, справа два двухбашенных

Наиболее вероятной представляется версия при которой броневики были созданы по приказу Колчака, который вернулся во Владивосток 19—20 сентября 1918 года, после длительного путешествия по странам Тихоокеанского бассейна. В ходе почти годовой поездки Колчак имел множество контактов с военной и промышленной элитой САСШ, этим можно и объяснить появление в Сибири шасси FIAT type 55 производства американского филиала FIAT собственной конструкции. В 1916 году Российским правительством был заключен контракт на поставку 90-то шасси этого типа для бронирования на Ижорском заводе по стандартизованному проекту. Возможно, в распоряжение Колчака поступили шасси, которые уже были изготовлены, но не отправлены в Россию по заказу царского правительства. Об этих броневиках не известно ни кто был автором проектов бронирования, ни на какой площадке они собирались, ни даже точное количество бронемашин и разделение машин по количеству башен.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

Так называемый «двухбашенный» вариант имел более сложную и отработанную конструкцию. Конструкция бронекорпуса представляла собой смешение упрощенной идеи броневого модуля Мгеброва и корпуса ФИАТ Ижорского завода. Возможно это говорит о том, что конструктор бронирования был выходцем из группы Мгеброва. Хотя обычно считается, что двухпулеметные броневики имеют две башни, но это не так. Броневики «длинного типа» были оснащены большой неподвижной башней казематного типа с бортовыми спонсонами. Башня не поворачивалась, пулеметы в спонсонах имели угол поворота 180 градусов и их сектора обстрела не пересекались. Таким образом концентрировать огонь на одной цели было невозможно. Но в условиях превосходства противника в пехоте ведение флангового огня, особенно в обороне было более предпочтительным.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

Лобовой лист имел хорошо опознаваемую двухпулеметной модификации броню с большим угол наклона от защиты капота машины до пулеметных башен. Бронекорпус был посажен просто сверху на раму и был уже, чем бронекорпус ФИАТа Ижорского завода. Рама и подвеска бронемашины ничем не защищались.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

Три броневика «Омского типа» были приданы Уфимской боевой группе генерала Ханжина во время боев на Волге летом 1919 года, а в ноябре того же года броневики применялись при подавлении отрядами генерала Розанами большевистского восстания во Владивостоке.

Японцы с двухпулеметным броневикомм

Японцы с двухпулеметным броневиком

При отступлении из Омска машины были переброшены во Владивосток, где через руки бойцов ДВР они попали в руки японской армии или наоборот через японские руки в ДВР. Японская армия кроме нескольких импровизизированных броневиков бронетанковой техники не имела. Хотя именно наличие броневиков во Владивостоке позволяет предполагать, что там они и были построены. Есть информация, что две машины попали в руки ДВР, и две с «длинным» бронекорпусом в руки японцев. После установления советской власти на Дальнем Востоке эти машины по документам не проходили. Попавшие в руки ДВР броневики, использовались в ходе празднований дня революции в 1920 году.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

Двухпулеметные бронеавтомобили ФИАТ «Омского типа» получились достаточно удачными, надежное и жесткое шасси с мощным двигателем давала машине высокую маневренность и относительно неплохую проходимость. Небольшой бронекорпус был существенно легче серийных ФИАТов Ижорского завода, а бронирование более рациональным. Возможно это были лучшие «импровизированные» броневики российских белых армий и если бы они даже выпускались серийно, производителю не пришлось бы краснеть за свою продукцию.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии

ФИАТ-Омский/Броневики на шасси ФИАТ

Страна: Россия

Завод: ЖД Мастерские Омск/Владивосток

Год выпуска: 1918-1921 годы

Кол-во: 3? — 15? (Одно- и двухбашенных)

Боевая масса: 4500-5300 кг

Экипаж: 4 человек

Бронирование: 6 мм

Вооружение: 2×7,62-мм Максима обр 1910 г.

Шасси: FIAT typ 55 (США)

Двигатель: 72 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneviki-chast-37-fiatomskii-mundir-angliiskii-pogon-amerikanskii-broneviki-sibirskoi-armii-5f9fbb081f9f7379920160b7

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account