Rt.Kpfw.I и Rt.Kpfw.II. История развития лёгкого и среднего танка Северогерманской Республики и Юститской Германии из History of Conspi
Согласно условиям Версальского мирного договора, Северогерманское государство, которое потерпело поражение в Первой мировой войне, освободилось от марионеточного влияния Дунайской империи. Однако им сильно ограничили количество солдат и бронетехники. Северогерманское государство, как и другие новообразованные государства, оказались в глубоком кризисе и должны были выплачивать огромные репарации.
После освобождения от социалистов и дунайцев Бавария, Вюртемберг, Саксония, Силезия и другие новообразованные земли фактически стали частью Северогермании и были независимы лишь на бумаге. В то же время бывшие военные заводы Северогермании и Дунайской империи пытались выжить в послевоенном кризисе. Многие заводы перешли в чужие руки, обанкротились и были выкуплены другими компаниями и фирмами. По итогу социал-демократическое правительство при попытке стабилизировать экономику полностью урезало финансирование на военные программы, пока в 1924 году не пришёл к власти Агнер, который уже к 1925 году вернулся к военному сектору экономики и желал вернуть утраченную прусскую мечту по объединению Германии под Берлином. Когда Krauss & Comp были на грани развала и банкротства, а баварская фирма Melsbach, была продана северогерманскому олигарху, получили военный заказ на создание танка огневой поддержки и лёгкого танка от Северогерманского военного ведомства. Впоследствии к ним присоединилась фирма Sternberg. К 1927 и 1928 годам были созданы первые прототипы среднего танка, предназначенные для поддержки наступления лёгких танков. Однако из-за того, что танки огневой поддержки были более приоритетными для Северогерманского военного ведомства, фирмам пришлось отложить создание лёгких танков из-за ограниченных финансовых возможностей.
Чтобы избежать путаницы на военных испытаниях в Берлине, опытные образцы получили названия ExperimentelleProbe I и ExperimentelleProbe II, оба танка получили сварное 30 мм бронирование, 75 мм гаубицы и 2 пулемёта 7.62. На осенних испытаниях 1929 года в Берлине, на которых присутствовали маршал Отто фон Ланг и берлинская комиссия. Они вынесли вердикт, что ExperimentelleProbe I оказался слишком тяжёлым, а его двигатель ненадёжным. ExperimentelleProbe II, в свою очередь, имел очень слабую ходовую часть, которая развалилась во время испытаний, из-за чего пришлось на месте ремонтировать экспериментальный танк.
Оба танка не были приняты на вооружение и отправлены на доработку. Фирмам пришлось сотрудничать, чтобы создать новую машину огневой поддержки. В том же 1929 были созданы также лёгкие танки, но их испытание перенесли на 1930 года. Так, лёгкий танк, который получил обозначение ExperimentelleProbe III, был создан совместными усилиями компаний Krauss & Comp и Melsbach, изначально разрабатывался как независимый проект для экспорта. Однако из-за нехватки финансирования в 1923–1925 годах его смогли завершить только к концу 1929 года, после получения средств от Северогерманского государства.
Предполагалось, что эти танки станут основной наступательной силой, а ExperimentalleProbe I/II будут поддерживать наступление. Основным достоинством нового танка должна была стать противопульная броня и 37 мм вооружение со спаренным пулемётом и максимальная скорость 50 км в час. ExperimentelleProbe IV, который был спроектирован компанией Sternberg, разрабатывался на протяжении 1926–1929 года, а первый прототип был создан в 1929 году. Достоинством этого танка была также противопульная броня, максимальная скорость 54 км в час и 20 мм автопушка.
Из-за переговоров Северогермании и Российской Национальной Республики о военном сотрудничестве было решено, что совместные испытания пройдут в военном полигоне Кракове.
Немцы же вынесли вердикт, что ExperimentelleProbe III/IV слишком сырой для принятия вооружения, но предпочтение отдали ExperimentelleProbe III за более лучшую проходимость и вооружение. ExperimentelleProbe IV же так и остался танком для экспорта, который стали доводить до ума в Швеции и Италии, которые были заинтересованы в его покупке. После испытаний ExperimentalleProbe III были определены следующие требования к танку: увеличение скорости, улучшение надёжности ходовой части и уменьшение веса и размера танка. В качестве ногово двигателя рассматривали 140-сильный бензиновый двигатель.
Фирма Melsbach решила пересмотреть компоновку моторно-трансмиссионного отделения в пользу поперечного двигателя, взяв ходовую часть от опытного образца ExperimentelleProbe IV. Новый опытный образец получил индекс ExperimentelleProbe V. К весне 1930 года первый опытный образец был построен. Однако в результате переговоров между Северогерманией и Россией было решено снова испытать новые опытные танки в Кракове. Северогерманские предприниматели пытались воспользоваться кризисом между Антантой и Россией, чтобы заработать на этом и продвинуть свой танк на экспорт в Россию. Однако Россия купила только один опытный образец, который впоследствии изучила, а упор сделала на отечественные разработки и танки кристи.
В том же 1931 году была подписана директива о принятии на вооружение экспериментальной модели под индексом Rüstungskampfwagen I (Rt.Kpfw.I). Северогерманское военное ведомство заказало первую партию из 150 танков в год с последующим увеличением на 20 танков в год.
Серийная модель танка получила новый бензиновый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, пятиступенчатую коробку передач и лобовое бронирование в 20 мм.В 1932 году танк Rt.Kpfw.I был модернизирован: ему установили новую радиостанцию и дополнительный пулемёт. Северогерманская военная комиссия приняла решение присвоить ему новый индекс — Rt.Kpfw.IA. Было выдвинуто требование улучшить скоростные характеристики и усилить бронирование танка. Сначала планировалось ограничиться модернизацией Rt.Kpfw.IA, который получил бы индекс Rt.Kpfw.IB.
Параллельно с этим компания Krauss & Comp. занималась доработкой проектов экспериментальных танков ExperimentalleProbe I и II. В результате они были объединены в один проект под новым индексом ExperimentalleProbe VI.
Танк оснастили новым дизельным двигателем мощностью 300 лошадиных сил, который мог развивать до 3000 оборотов в минуту. Также на него установили 75-мм гаубицу и три пулемёта.
При создании ExperimentalleProbe VI было внесено множество изменений, включая изменения в шасси и добавление новой пулемётной башни. В целом, при разработке этого танка учитывался опыт создания британского Виккерса МК 3. Однако в итоге от проекта отказались, так как в 1934 году комиссия признала его проходимость недостаточной, а сам проект был слишком дорогим. В итоге было решено отказаться от нового дизельного двигателя и пересмотреть компоновку в пользу однобашенной компоновки. Так на свет родился ExperimentalleProbe VIII, который являлся более дешевой копией ExperimentalleProbe VI.
Вместе с этим модернизация Rt.Kpfw.IB привела к созданию совершенно новой машины под индексом ExperimentelleProbe VII.
На танк установили новую ходовую часть с подвеской Кристи, состоящей из пяти катков на борт. ExperimentelleProbe VII унаследовал вооружение и бронирование корпуса от Rt.Kpfw.IA. Кроме того, был обновлён двигатель, теперь там стоял бензиновый двигатель мощностью 230 лошадиных сил и новая 7-ступенчатая коробка передач.
20 мая 1934 года на Берлинском полигоне должны были состояться первые совместные испытания танков Ex.Probe VII и Ex.Probe VIII. В ходе испытаний Ex.Probe VIII продемонстрировал лучшие результаты, чем Ex.Probe VII, на который компания Melsbach и старая гвардия северогерманской военной комиссии возлагали большие надежды. Однако Ex.Probe VII не оправдал ожиданий.
При движении на высоких скоростях ходовая часть не выдерживала нагрузок и разрушалась, а 7-ступенчатая коробка передач ломалась при переключении на 6-ю передачу. При этом скорость с использованием старой коробки передач была такой же, как у Ex.Probe VIII.
После кадровых перестановок в 1934 году была сформирована новая Германская военная комиссия. Она обнаружила, что на вооружении идут два похожих танка. Было решено, что основной моделью станет Ex.Probe VIII, и он получит улучшения, аналогичные Ex.Probe VII. Так появился Ex.Probe IX — танк, который объединил в себе лучшие решения от обоих предшественников.
Новые испытания прошли весной 1935 года, как только был построен первый образец. Однако из-за того, что новую башню не успели спроектировать, поставили старую от Ex.Probe VIII. Германскую военную комиссию полностью впечатлили новые результаты, и под обозначением Rt.Kpfw.II танк был принят на вооружение.
Контракт на производство первой партии из 30 предсерийных танков был заключён с фирмой Krauss & Comp. Кроме того, в производстве участвовали и другие компании, которые поставляли отдельные узлы и компоненты для этих танков. Например, некоторые фирмы отвечали за оптические приборы, а также за компоненты силовой установки и ходовой части.
Тридцать машин этой серии стали предсерийными версиями, которые имели противопульное бронирование, которое не превышало 15–20 мм, и были оснащены слабо защищёнными приборами наблюдения, особенно в командирской башенке.Сразу после завершения производства первой серии компания Krauss & Comp начала выпуск улучшенной версии — Rt.Kpfw.IIA. Внешне танки этой модификации отличались от своих предшественников новой командирской башней. Также были улучшены смотровые приборы: командирскую башенку оснастили броневыми заслонками, а смотровой прибор механика-водителя — новым устройством. Были внесены изменения и в конструкцию посадочных люков и различных лючков. Лобовое бронирование на новой модификации увеличилось до 30 мм. Танк получил более мощный двигатель — 300 лошадиных сил, а также новую 6-скоростную коробку передач, благодаря чему его максимальная скорость возросла до 44 км/ч. Кроме того, боекомплект Rt.Kpfw.IIA увеличили до 75 выстрелов к орудию. С февраля по ноябрь 1937 года была выпущена новая партия танков, состоящая из 86 машин этой модификации.В 1938 году, в ходе антикоммунистической операции на Балканах, было решено усилить вооружение и броню лёгких танков Rt.Kpfw.IIA. Для этого производство перенесли на модель Rt.Kpfw.IIB, у которой бортовая пластина корпуса была увеличена до 25 мм. Также появилась новая командирская башенка, а в задней части корпуса установили стойку для отвода дымовых гранат. Монтаж стойки начался в июле 1938 года. Из-за настойчивости некоторых генералов было решено установить на танки длинноствольное 75-мм орудие. Однако партию Rt.Kpfw.IIB с длинной рукой ограничили в 60 танков, сделав упор на более популярную модель с короткоствольным 75-мм орудием. Партия Rt.Kpfw.IIB с длинной рукой получила обозначение Rt.Kpfw.IIC и получали её сугубо самые элитные части.В ноябре 1939 года после завершения французской кампании было принято решение усилить бронирование Rt.Kpfw.IIB/C. Лоб корпуса и башни получили новую толщину — 50 мм, а бортовая броня была увеличена до 30 мм. Также немцы решили оперативно модернизировать шасси Rt.Kpfw.II. К январю 1940 года был создан опытный образец Rt.Kpfw.IIC с новой ходовой частью. Он получил обозначение Rt.Kpfw.IID. Новое шасси продемонстрировало высокие характеристики: максимальная нагрузка веса составила 30 тонн, максимальная скорость достигла 52 км/ч при мощности мотора 310 л. с. Изначально планировалось выпустить 120 новых танков, сделав акцент на Rt.Kpfw.IIB. Однако из-за начала кампании в России было обнаружено, что 75-мм короткоствольное орудие не может эффективно пробивать броню новых русских танков Рысь-42. В отличие от последних, Rt.Kpfw.IIB не справлялся с этой задачей. Военное командование Германии решило, что Rt.Kpfw.IID полностью заменит все существующие модификации. Было принято решение значительно увеличить выпуск Rt.Kpfw.IID.С конца 1940 года в результате нарастания выпуска Rt.Kpfw.IID конструкцию танка были внесены некоторые изменения. Они были направлены на улучшение скорости поворота башни, установку нового ящика в задней части башни, изменение пулемётной надстройки на верхней лобовой детали и возможности установки более широких гусениц для лучшей проходимости в зимних условиях. Также была усовершенствована коробка передач, чтобы сделать её более надёжной. Новая модернизация получила обозначение Rt.Kpfw.IIE.
В 1941 году немецкое командование рассматривало два варианта развития Rt.Kpfw.IIE. Первый предполагал создание нового танка на основе наработок Rt.Kpfw.IIE. Второй вариант предлагал максимально использовать потенциал шасси Rt.Kpfw.II. После долгих обсуждений немецкая военная комиссия приняла оба варианта. На основе разработок Rt.Kpfw.II и других опытных машин планировалось создать новое идеальное шасси с толщиной брони не менее 100 мм в лобовой части и 70 мм по бортам. Также планировалось установить 88-мм орудие.
В то же время на основе шасси Rt.Kpfw.IIE планировалось провести модернизацию бронирования и двигателя. Новая модификация получила двигатель мощностью 350 лошадиных сил. Броня увеличилась с 50 мм под углом 31 градус до 70 мм под углом 61 градус в верхней лобовой детали. Была установлена новая башня в которой лобовое бронирование возросло до 80 мм, а по бортам башни — до 50 мм. Новая модернизация получила название Rt.Kpfw.IIG.Учитывая опыт боёв на Восточном фронте, а именно недостатки новой брони башни, конструкторы разработали новую модернизацию для Rt.Kpfw.IIG. Были усовершенствованы люки экипажа, упрощена конструкция защиты выхлопа. Командирскую башню пересмотрели, а маску изменили, чтобы избежать рикошетов в корпус. Новая модификация получила обозначение Rt.Kpfw.IIH.
В феврале 1944 года компания Sternberg представила военной комиссии проекты по модернизации танков Rt-II и Rt-III. Эти проекты были объединены под общим названием «Transformation von Panzern», что в переводе означает «Трансформация танков». Целью этих проектов было повышение боевой эффективности танков. Один из представленных проектов предусматривал глубокую модернизацию Rt.Kpfw.IIH, который получил название Rt.Kpfw.IIF.
Новая башня с кормовой нишей была оснащена 7,5-сантиметровым орудием KwK 44/1 L/70. Это орудие было разработано компаниями Sternberg и Škoda на основе полевого противотанкового орудия такого же калибра KwK 42 L/70.
Новая система отдачи орудия стала более компактной, а дульный тормоз был исключён. Кроме того, модернизация включала в себя подбашенную коробку, уменьшение боезапаса до 50 снарядов и усиление ходовой части дополнительными рессорами.
В конце 1944 и начале 1945 года компания Krauss & Comp искала способы упростить конструкцию танка Rt.Kpfw.IIF. К 1945 году была представлена новая модернизированная версия. Она отличалась более простыми деталями и отсутствием пулемётной башни в лобовой части корпуса. Стрелок-радист был исключён из экипажа, а роль радиста перешла к командиру. Также танк получил уменьшенный боекомплект из 48 снарядов. За весь 1945 год было произведено 2471 упрощённых Rt.Kpfw.IIF1. Данная модификация выпускалась в плоть до 1946 года и её выпуск был прекращён с капитуляцией Германией.
В последствии после окончания второй мировой войны, серия Rt.Kpfw.II, прослужила ещё три послевоенных десятилетия, оставаясь на вооружении Франции и многих других стран, по большому счёту был списан из-за отсутствия запчастей.
Оригинал статьи — https://vk.com/@-176492213-rtkpfwi-i-rtkpfwii-istoriya-razvitiya-legkogo-i-srednego-tan