Royal Georgian Air Force — Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

0

 

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

Сакартвелос Самэпос Сааэро Дзалеби

 

 

Как таковая военная авиация в Грузии зародилась уже в начале Первой мировой. и называлась 

Корпус военной авиации (Самхэдро авиациис корпуси)

Отдельным родом войск Военно-воздушные силы Грузии

(Сакартвелос Самэпос сахаэро дзалэби) стали в 1917г. 

 

Матчасть в основном поступала из Франции и Великобритании

первым самолетом официально принятым на вооружение стал

переданный Великобританией разведчик-бомбардировщик RAF R.E.7

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Чуть позже из той же Великобритании стали поступать RAF R.E.8

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

В том же 1916 из Франции поступили истребители Ньюпор 11

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

в 1917 на вооружение был принят Ньюпор 17

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

в 1918 Франция передала также несколько Ньюпор 24

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

на протяжении ПМВ из Франции так же (как и Ньюпоры) в небольшем кол-ве поставлялись и СПАДы

СПАД-7 (1917)

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

 

и СПАД-12 (1918)

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

и совсем в небольших количестваз англичане поставляли свои истребители с 1917 г.

Сопвич Кэмел

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

и Сопвич Пап

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

К концу войны поставлялись разведчики-бомбардировщики фирмы Airco DH-4

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

И Airco DH-9

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Сразу после окончания Первой мировой остро встал вопрос о материальной части ВВС

Ибо полученные во время войны образцы, частично выработали ресурс, и вообще устарели



После долгих  иследований был выбран истребитель Martinsyde F.4 Buzzard

в 1919-21 гг их было приобретено в кол-ве 48 ед, 

и на достаточно долгое время они стали основными истребителями ВВС Грузии

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

К середине 20-х годов остро встал вопрос износа бомбардировщиков Аirco DH9

требовалась замена, военным ведомством был выбран Потез XXV

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Параллельно (чуть позже) с Потезами на вооружение поступили Hawker Hart



с двигателями Кестрел

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Затем их обоих заменил Хаукер Харт с двигателем Бристоль Пегасус

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Опознавательные знаки ВВС 1916-17 г.г.

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Опознавательные знаки ВВС 1917-1930 г.г.

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Опознавательные знаки ВВС после 1930 г.

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)



 

Истребители.



Ко второй половине 20-х, латанные перелатанные Мартинсайды, постепенно приходили в полную негодность остро встал вопрос замены матчасти, был выбран истребитель Бристоль Бульдог в 1930-32 гг. было получено 48 ед. истребительная авиация была полностью обновлена

 

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Теперь Гражданская авиация



В почтовых перевозках, чаще всего применялись снятые с вооружения устаревшие самолеты.

Однако созданная в 1929 авиакомпания Royal Georgian Airways, остро нуждалась в пассажирских самолетах. Руководством компании был выбран Junkers W34 в 6-ти местном пассажирском варианте, он стал основной рабочей лошадкой грузинской гражданской авиации. Кроме того использовался и в почтовых и в грузовых перевозках. Помимо этого был принят на вооружение как военно-транспортный, и учебный в состав ВВС

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Первым образцом самолета который частично (сборка) производился в Грузии стал истребитель Hawker Fury

Всего за период с 1932 по 1936 гг было принято на вооружение 53 ед. данного самолета из которых 46 ед было собрано в Грузии на заводе ТАМ

Освоением сборки на заводе ТАМ занимался талантливый инженер Александр Картвелишвили 

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

в 1935 г. Картвелишвили начал проектирование детальной переработки чешского истребителя

Avia B.534. Результатом стал истребитель Картвели 36/38



Оснащенный изначально 860-ти сильной Испано-Сьюизой жидкостного охлаждения он развил скорость 508 км/ч

I-я мк. производилась. с 1938-го года

II-я мк. с 1939-го  с 940-сильным двигателем ск. 540 км/ч

III-я мк. с 1940-го  с 1045 сильным движком ск. 570 км/ч 

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Параллельно работе Тбилиского завода "ТбилАвиаМшени"

в Гори был построен завод "Шида Картлис Сахаэро Индустрия"

специально для строительства истребителей Фоккер Д21

лицензия на производство которых была приобретена в 1936-м г.



Грузинский вариант отличелся устройством фонаря и кабины

и первоначально был выпущен небольшой серией с неубирающимся

шасси. Оснащен он был двигателем Бристоль Меркюри мощн. 840 л.с.

Истребитель развил скорость 460 км/ч

произведено было в 1937-38 гг. 12 ед

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

с 1938 г производилась Мк. с убирающимися шасси, развиваший скорость 480 км.ч

в 1939 ее оснастили более мощным 940 сильным двигателем , эта Мк. развивала ск. 500 км/ч 

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

в 1940- м Фоккер оснастили двигателем Гном-Рон мощностью 1100 л.с. 

он развил скорость 540 км/ч

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

Фоккеры, неприхотливые в производстве и обслуживании, легкие в освоении и управлении, пользовались большой популярностью у пилотов Грузинских ВВС 

 

 

во время Второй мировой войны поставлялись Спитфайры трех Мк. : I/II, V, и IX

 

Спитфайр Мк. I/II

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

 

Спитфайр Мк.  V

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Спитфайр Мк. IX

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Из США поступали Кертиссы

Р-40 В/С

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

и Р-40 D/E

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Теперь Рассмотрим переплетения Гражданской авиации и Бомбардировочной (здесь это взаимосвязано)



Первым двухмоторным бомбардировщиком принятым на вооружение в Грузинские ВВС стал Блох МВ210 приобретенный в количестве 12 ед (1 эскадрилья) он в основном использовался для подготовки экипажей

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

 

 

В первой половине 30-х авиакомпания "Ройал Джорджиан Эйруэйз" задумалась о замене Юнкерсов W34



Рассматривалось много вариантов, руководство компании стало присматриватся к AVRO-652, но в 4-х местном варианте он не устраивал авиакомпанию, инжинеры фирмы АВРО и завода ТАМ совместно разработали Мк. AVRO 652 George. Изменены конструкции фюзеляжа, многое также было взято от последующей Мк. АVRO 652A Anson. И вот в начале 1935 г. свой первый полет совершил самолет совместной грузинско-английской разработки

Оснащенный 290 сильными двиг. Армстронг-Сидли Чита самолет развивал ск. 312 км/ч и мог доставить 7 пассажиров на дальность 1870 км.

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

в 1937 самолет модернизировали оснастив двигателями P&W Wasp Junior мощн. 450 л.с. скорость выросла до 360 км/ч 

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

именно на основе этого самолета решено было спроектировать новый бомбардировщик грузинских ВВС однако первая версия с двигателями Чита 300-350 л.с показала скорость около 300 км/ч,

что даже для бомбардировщика в 1936-г было недостаточно

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

с 37-го года проектируется модификация с двиг. P&W Wasp Junior, однако только с установкой 750-ти сильного P&W Twin Wasp Junior был получен достойный результат Скорость 450 км/ч, с 1938 г налажено серийное производство. в 1941 модернизированный P&W Twin Wasp Junior стал выдавать 825 лс и ск. выросла до 475 км/ч

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

в 1936 была приобретена лицензия на производство транспортного самолета NOORDUYN Norseman

самолет был переработан и его производство было начато в 1937 г. в пассажирском варианте он вмещал 8 чел, в упрощенном военно-транспортном 12 солдат

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

с 1937 г производится в небольших количествах по лицензии Douglas DC-3

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

Кроме того



в 1938-40 из Великобритании поставлялись Бристоль Бленхейм первой Мк.

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

а в 1940-41 поставлялись Мартин 167 Мериленд

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

Состав ВВС Грузии в период с 1936 по 1945

Royal Georgian Air Force - Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

 

ГОРЕЦ
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account