Royal Georgian Air Force — Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)
Сакартвелос Самэпос Сааэро Дзалеби
Как таковая военная авиация в Грузии зародилась уже в начале Первой мировой. и называлась
Корпус военной авиации (Самхэдро авиациис корпуси)
Отдельным родом войск Военно-воздушные силы Грузии
(Сакартвелос Самэпос сахаэро дзалэби) стали в 1917г.
Матчасть в основном поступала из Франции и Великобритании
первым самолетом официально принятым на вооружение стал
переданный Великобританией разведчик-бомбардировщик RAF R.E.7
Чуть позже из той же Великобритании стали поступать RAF R.E.8
В том же 1916 из Франции поступили истребители Ньюпор 11
в 1917 на вооружение был принят Ньюпор 17
в 1918 Франция передала также несколько Ньюпор 24
на протяжении ПМВ из Франции так же (как и Ньюпоры) в небольшем кол-ве поставлялись и СПАДы
СПАД-7 (1917)
и СПАД-12 (1918)
и совсем в небольших количестваз англичане поставляли свои истребители с 1917 г.
Сопвич Кэмел
и Сопвич Пап
К концу войны поставлялись разведчики-бомбардировщики фирмы Airco DH-4
И Airco DH-9
Сразу после окончания Первой мировой остро встал вопрос о материальной части ВВС
Ибо полученные во время войны образцы, частично выработали ресурс, и вообще устарели
После долгих иследований был выбран истребитель Martinsyde F.4 Buzzard
в 1919-21 гг их было приобретено в кол-ве 48 ед,
и на достаточно долгое время они стали основными истребителями ВВС Грузии
К середине 20-х годов остро встал вопрос износа бомбардировщиков Аirco DH9
требовалась замена, военным ведомством был выбран Потез XXV
Параллельно (чуть позже) с Потезами на вооружение поступили Hawker Hart
с двигателями Кестрел
Затем их обоих заменил Хаукер Харт с двигателем Бристоль Пегасус
Опознавательные знаки ВВС 1916-17 г.г.
Опознавательные знаки ВВС 1917-1930 г.г.
Опознавательные знаки ВВС после 1930 г.
Истребители.
Ко второй половине 20-х, латанные перелатанные Мартинсайды, постепенно приходили в полную негодность остро встал вопрос замены матчасти, был выбран истребитель Бристоль Бульдог в 1930-32 гг. было получено 48 ед. истребительная авиация была полностью обновлена
Теперь Гражданская авиация
В почтовых перевозках, чаще всего применялись снятые с вооружения устаревшие самолеты.
Однако созданная в 1929 авиакомпания Royal Georgian Airways, остро нуждалась в пассажирских самолетах. Руководством компании был выбран Junkers W34 в 6-ти местном пассажирском варианте, он стал основной рабочей лошадкой грузинской гражданской авиации. Кроме того использовался и в почтовых и в грузовых перевозках. Помимо этого был принят на вооружение как военно-транспортный, и учебный в состав ВВС
Первым образцом самолета который частично (сборка) производился в Грузии стал истребитель Hawker Fury
Всего за период с 1932 по 1936 гг было принято на вооружение 53 ед. данного самолета из которых 46 ед было собрано в Грузии на заводе ТАМ
Освоением сборки на заводе ТАМ занимался талантливый инженер Александр Картвелишвили
в 1935 г. Картвелишвили начал проектирование детальной переработки чешского истребителя
Avia B.534. Результатом стал истребитель Картвели 36/38
Оснащенный изначально 860-ти сильной Испано-Сьюизой жидкостного охлаждения он развил скорость 508 км/ч
I-я мк. производилась. с 1938-го года
II-я мк. с 1939-го с 940-сильным двигателем ск. 540 км/ч
III-я мк. с 1940-го с 1045 сильным движком ск. 570 км/ч
Параллельно работе Тбилиского завода "ТбилАвиаМшени"
в Гори был построен завод "Шида Картлис Сахаэро Индустрия"
специально для строительства истребителей Фоккер Д21
лицензия на производство которых была приобретена в 1936-м г.
Грузинский вариант отличелся устройством фонаря и кабины
и первоначально был выпущен небольшой серией с неубирающимся
шасси. Оснащен он был двигателем Бристоль Меркюри мощн. 840 л.с.
Истребитель развил скорость 460 км/ч
произведено было в 1937-38 гг. 12 ед
с 1938 г производилась Мк. с убирающимися шасси, развиваший скорость 480 км.ч
в 1939 ее оснастили более мощным 940 сильным двигателем , эта Мк. развивала ск. 500 км/ч
в 1940- м Фоккер оснастили двигателем Гном-Рон мощностью 1100 л.с.
он развил скорость 540 км/ч
Фоккеры, неприхотливые в производстве и обслуживании, легкие в освоении и управлении, пользовались большой популярностью у пилотов Грузинских ВВС
во время Второй мировой войны поставлялись Спитфайры трех Мк. : I/II, V, и IX
Спитфайр Мк. I/II
Спитфайр Мк. V
Спитфайр Мк. IX
Из США поступали Кертиссы
Р-40 В/С
и Р-40 D/E
Теперь Рассмотрим переплетения Гражданской авиации и Бомбардировочной (здесь это взаимосвязано)
Первым двухмоторным бомбардировщиком принятым на вооружение в Грузинские ВВС стал Блох МВ210 приобретенный в количестве 12 ед (1 эскадрилья) он в основном использовался для подготовки экипажей
В первой половине 30-х авиакомпания "Ройал Джорджиан Эйруэйз" задумалась о замене Юнкерсов W34
Рассматривалось много вариантов, руководство компании стало присматриватся к AVRO-652, но в 4-х местном варианте он не устраивал авиакомпанию, инжинеры фирмы АВРО и завода ТАМ совместно разработали Мк. AVRO 652 George. Изменены конструкции фюзеляжа, многое также было взято от последующей Мк. АVRO 652A Anson. И вот в начале 1935 г. свой первый полет совершил самолет совместной грузинско-английской разработки
Оснащенный 290 сильными двиг. Армстронг-Сидли Чита самолет развивал ск. 312 км/ч и мог доставить 7 пассажиров на дальность 1870 км.
в 1937 самолет модернизировали оснастив двигателями P&W Wasp Junior мощн. 450 л.с. скорость выросла до 360 км/ч
именно на основе этого самолета решено было спроектировать новый бомбардировщик грузинских ВВС однако первая версия с двигателями Чита 300-350 л.с показала скорость около 300 км/ч,
что даже для бомбардировщика в 1936-г было недостаточно
с 37-го года проектируется модификация с двиг. P&W Wasp Junior, однако только с установкой 750-ти сильного P&W Twin Wasp Junior был получен достойный результат Скорость 450 км/ч, с 1938 г налажено серийное производство. в 1941 модернизированный P&W Twin Wasp Junior стал выдавать 825 лс и ск. выросла до 475 км/ч
в 1936 была приобретена лицензия на производство транспортного самолета NOORDUYN Norseman
самолет был переработан и его производство было начато в 1937 г. в пассажирском варианте он вмещал 8 чел, в упрощенном военно-транспортном 12 солдат
с 1937 г производится в небольших количествах по лицензии Douglas DC-3
Кроме того
в 1938-40 из Великобритании поставлялись Бристоль Бленхейм первой Мк.
а в 1940-41 поставлялись Мартин 167 Мериленд
Состав ВВС Грузии в период с 1936 по 1945