Россия — Родина «слоно-торпед» или Недостающее звено
Небольшая, но интересная и занятная статья из жж Андрея Фирсова.
Всегда удивляла импотенция режима Николая I во времена Крымской войны, особенно в плане флота. Это тем более обидно смотрелось на фоне многочисленных «импровизаций» Гражданской войны в САСШ спустя несколько лет и «лихих» атак того же русского флота спустя еще десять лет в Русско-турецкой войне… Где, извините, наши «броненосцы», «торпедные» катера, активные минные постановки и в конце концов хотя бы попытки создать подводную лодку аля американского «Давида»? Далеко-то плавать было не надо – блокада побережья тогда велась кораблями в пределах визуальной видимости! Тем более перед войной активно шли работы по проекту подлодки Карла Шильдера, а после войны – Александровского…
Так вот, оказывается, «связующее звено» между Шильдером и Александровским было, только не со стороны флота, а со стороны… армии! И именно в недрах Военного ведомства поручик гвардейского саперного (!) батальона Оттомар Герн представил проект своего «подводного брандера». Вероятно, именно «происхождение» проекта было причиной, что, например, в советские времена по нему была только одна публикация.
Первый вариант «брандера» напоминал еще лодку Никонова времен Петра I. Но под него удалось получить деньги от военного министра. В 1854 г. «брандер» испытали в Ревеле.
Но было ясно, что «деревянную бочку» нужно менять на железо. Очередной «брандер» уже напоминал скорее движущийся водолазный колокол (был открыт снизу). Испытания проходили в 1855 году, но неудачно – требовались переделки. Но тут кончилась война.
О «брандерах» Герна «вспомнили» во время «Польского кризиса» в начале 1860-х годов. Уже новый царь Александр II одобрил постройку «брандера №3». О нем мало что известно, но №3 уже должен был получить механический двигатель – «газовую машину» на аммиаке. И, наконец, «брандер №4» уже представлял собой приличный подводный корабль – первый в нашем флоте с механическим двигателем – паровой машиной (на скипидаре). Воздух для питания парового котла хранился в баллонах. Причем воздух можно было подать в паровую машину, которая тем самым превращалась в пневматический двигатель. Именно в таком виде, «на пневматике» лодка была испытана в гавани Кронштадта. Интересно, что воздух хранился в воздушном баллоне, прикрепленным под «брандером» — практически такого же размера, что и сама лодка.
Но у «брандера» Герна была одна проблема – подплыть к вражескому кораблю он чисто теоретически мог, а вот как прикрепить к вражине «адскую машину» — мину? Корабли были деревянными – магнитную мину не используешь. Герн пытался использовать штыки для «прокалывания» корпуса и крепления мины (поэтому второй «брандер» был в виде водолазного колокола, а потом была водолазная камера), но корабли обшивались листами меди… Мда. В конце концов Герну пришла логичная идея: а что если сделать «брандер» необитаемым и чтобы мина, которую он несет, просто взрывалась при ударе?
Так появилась «торпеда» Герна – размером в сам «брандер»! Причина была тривиальна – тогдашние технологии. Баллоны для хранения воздуха для «брандера» и торпеды были клепаные, то есть «травили» воздух при давлении 10-20 кг/кв.см. Только позже уже Александровский использует новинку – сварные баллоны, которые уже держали давление в 10 раз (!) больше, и получит уже приличную дальность подводного плавания. Калибр «торпеды» Герна получился в 1 метр ( в районе 1,1 м), а длина – в 15 метров! С подводной лодки ее, конечно, не запустишь. Герн планировал использовать ее с береговых установок (как Уайтхед для своих первых торпед). Торпеду Герна построили на заводе Берда в Питере, но дальше все покрыто мраком… Флот инициативу «сапера» рассматривал как лишнюю обузу, самого Герна «дергали» по службе (он был наблюдателем на Франко-Прусской войне)…
В конце концов «флаг» «брандеров» Герна и его торпеды поднял Александровский – ну, это более известная история.
Использованы статьи И. Россола из последних выпусков журнала «Судостроение»