Кустарщина в дореволюционной промышленности была столь распространённой и всеобъемлющей, что не было единых общероссийских нормалей по резьбовым соединениям, болтам, гайкам, шпилькам ( и крепежу вообще ) и металлическим профилям.
В результате такого подхода к машиностроению даже соседние заводы выпускали "одинаковые" машины по разным нормалям и системам единиц измерений.
Один и тот-же тип паровоза мог быть построен по метрической и дюймовой системе мер.
О допусках и посадках и речи не шло.
Кустарщина приводила к тому, что на одном машиностроительном заводе и для одного типа паровозов использовалось 867 различных типов болтов и гаек!
Всякий чертёжник или конструктор мог всё, что ему угодно делать .
Стандартизация и наведение порядка в советское время позволило только для паровозов сократить только одно число типов гаек и болтов раз в десять!
Уже проведение одной систематической стандартизации в машиностроении и введение общероссийских нормалей позволит сэкономить много денег и времени.
Тоже самое касается и товарных вагонов, полувагонов, платформ, пассажирских вагонов.
Никакой унификации подвижного состава не было, всякий завод строил, что хотел.
Всякая железная дорога заказывала, что хотела.
Разнотипность подвижного состава приводила к большим проблемам.
Но только после 1917 года, в 20-30х годах у нас была проведена унификация подвижного состава и узлов и механизмов подвижного состава.
В 1845 году в Англии была введена система стандартизации крепежных резьб по системе Витворта .
В 1864 году в США была введена система стандартизации крепежных резьб по системе Селлерса .
В Германии в конце 19 века было 11 систем резьбы с 274 разновидностями.
Это количество постоянно сокращалось и к 1925 году количество систем сократилось до двух с 72 видами, а к 1941 году до одной метрической системы с 56 видами .
Возникновение государственных систем стандартизации на основе уполномоченного органа относится к началу 20-го века.
1901 — Британский институт стандартов (BSI);
1918 – Американский институт стандартов (ANSI);
1918 – Французская ассоциация по нормализации (AFNOR);
1918 – Германский комитет по нормализации (DIN) .
Производство большого количества вооружений в ходе ПМВ потребовало введения обязательных стандартов и нормалей не только в чисто военных производствах , но и в гражданских отраслях .
Нужно было получить обязательную взаимозаменяемость не только в оружейном производстве , но и во всей промышленности в целом .
Если до начала 20-го века ещё можно было без этого обойтись и оставить стандартизацию только в производстве вооружений ,то в 20 веке без этого уже обойтись было невозможно .
Мобилизация экономики на военные нужды в ходе ПМВ привела к организации производства продукции военного назначения и комплектующих к ней на самых разных заводах .
Что тут-же потребовало строгой стандартизации и выработки общепромышленных стандартов и нормалей .
В России где не было общероссийских общепромышленных стандартов и нормалей , а в промышленности использовались три системы мер и весов ( старая национальная русская, британская (дюймовая) и метрическая ) и согласование работы отдельных заводов при производстве вооружений встретило значительные трудности .
И не удивительно , как согласовать работу заводов , если один один использовал метрическую систему мер и германские нормали , а другой английскую систему мер и английские национальные нормали ?
Такой разнобой, конечно, очень сильно препятствовал развитию кооперации различных предприятий и привел к самым нежелательным последствиям в ходе ПМВ .
В Германии , хотя и не было в второй половине 19 века национального комитета по стандартизации и выработке общепромышленных норм и нормалей ,но эту функцию с успехом выполняли частные инициативные комиссии по выработке общегерманских промышленных стандартов и норм .
Частные инициативные комиссии например постепенно наводили порядок с немецкими системами крепёжных резьб .
Аналогичные частные инициативные комиссии по выработке национальных промышленных стандартов и норм были в многих странах Европы к конце 19 века .
В 1917 году на базе частных инициативных промышленных комиссий был создан общегерманский Комитет нормалей для общего машиностроения .
Попытки создания частных инициативных комиссий по выработке национальных промышленных стандартов и норм были и в России , да вот только государство их деятельность никак не поддержало.
В России в 1899 году опубликовали "Русский нормальный метрический сортамент фасонного железа. Угловое, тавровое, двутавровое, корытное и зетовое железо".
Выработан он был по германскому образцу .
Однако метрический сортамент на деле не соблюдался и выполнялся отдельными заводами , хотя и был поддержан МПС .
В Германии ещё в 1869 году впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа .
Разработан он был комиссией инженеров представлявших отдельные металлургические заводы .
В России в 1889 году были приняты единые нормы на технические условия проектирование и строительство железных дорог .
В 1898 году были приняты единые нормы на поставку материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта .
В 1904 году в России стараниями МПС и производителей оборудования для железнодорожного транспорта был введен стандарт на типажи железнодорожных вагонов и некоторые другие изделия .
Полной унификации конструкции железнодорожных вагонов добиться однако не удалось .
В императорской России, где было много иностранного капитала, не было официальной государственной стандартизации: в промышленности, применялись аж три системы мер и весов — старая национальная русская, британская (дюймовая) и метрическая, что очень сильно затрудняло и препятствовало развитию стандартизации.
http://mahrov.4bb.ru/viewtopic.php?id=8168&p=22