19

Часть первая

Содержание:


Пролог
Опыт войны могучим шквалом прошелся по воззрения адмиралов и теоретиков морской войны, отметая рутину и устарелые представления. Усилилась роль минного оружия, малых и вспомогательных кораблей. Наметившаяся тенденция к увеличению среднего калибра у броненосцев получила подтверждение одновременно и своей полезности, и своей недостаточности.

Ушли в отставку великий князь Алексей Александрович и…. Новый состав МТК спешно занялся менять техническую политику по опыту войны. Главные выводы были следующие:

  1. Резко возросла роль минного оружия в оборонительном и наступательном применении. В последнем случае для его применения необходимы быстроходные корабли размерности крейсера II ранга, применение эсминцев (как в войне) возможно лишь вблизи своих баз (что не ест наступление)).
  2. Средний калибр броненосцев показал неудовлетворительную эффективность. Причины, кроме трудность сделать „хороших“ снарядов, заключались как в распространении противофугасного бронирования, так и (в большей степени) в возросших боевых дистанциях, на которых точность СК сильно проигрывала большим калибрам. Сделан вывод о желательности увеличения числа и скорострельности пушек ГК.
  3. Необходимо усовершенствовать броневую защиту, в частности амбразуры и системы управления огня против осколков и мощных фугасов.
  4. Боевая устойчивость бронепалубных крейсеров недостаточная, незащищенные палубные установки и их орудийные расчеты несли тяжелые потери.
  5. Скорость крейсеров имеет важное значение для возможной тактики их применения. В связи с этим необходимо начать применять турбины, сначала на меньших судах для накопления опыта.
  6. Другие (в т.ч. „организационные“))

Перемены в обществе (их здесь не будем описывать), послевоенные финансовые реалии и возросшие вложения в модернизации армии и инфраструктуры Дальнего Востока уменьшали ассигнования на новые корабли и заставляли попытаться модернизовать (дешево!) под новые требования как существующие корабли, так и уже строящиеся. Понятно, что прогресс их строительства и сключенные договоры на комплектующие накладывали ограничения на эти попытки.

Конец РЯВ в моей „Цусимской“ альтернативы описан в https://alternathistory.ru/rossijskij-flot-posle-tsusimy-chast-1/ В его завершении „для краткости и наглядности“ послевоенного„видения“ флота, я вставил две „панорамы“ РИФа после войны. Вот:

Порт-Артурская эскадра после Русско-Японской войны

Порт-Артурская эскадра после Русско-Японской войны

Состав Черноморского и Балтийского флотов после РЯВ

Состав Черноморского и Балтийского флотов после РЯВ

Теперь опишем коротко изменения и параметры включеных здесь кораблей.
Корабли, заложенные после войны
Прежде чем начать модернизацию „старых корыт“ поговорим коротко о „бубноутахтм Stvol“ заложенные после РЯВ (в 1908г) и вошедших в строй после 1912-13г Они- рожба „просветленного понимания“ адмирал- теоретиков, что „большое но мощное“ (хотя малое числом) в конечном счете выгоднее чем „дешевое, но слабое“ (хотя многочисленного) как в боевом, так и в плане „морального“ старения. Все известно что боевые корабли непрерывно ‚толстели“ и здесь быть „семь пядей во лбу“ не требовалось.

Начали эту „штабную игру“ с так называемого „двойного“ броненосца, который во всем соответствовал двум обычным. Сразу стало ясно, что короткая (вдвое) боевая линия выгодно отличалась в плане управляемости и возможности сосредоточения огня по приоритетным целям. Граничний случай этого мысленного эксперимента- когда мощь всей линейной эскадры собрана в один единственный большой корабль- оказалось, обесценивал все хитроумные маневры и перестроения кильватерными линиями противника, разные „Т-палочки“, „методы согласования групповой стрельбы по одной цели“ и т.п. И наоборот- как бы автоматически давала все это такому монстру.

Конечно до такой крайности нельзя (и не думали) доходить, „корзина“ не должна быть одна для всех яиц, также имелись и другие стратегические соображения и технические ограничения. Но главное постигли- отпали искусственные ограничения тоннажа и стоимости, из за криворазобранной „экономии“. И оказалось не ошиблись „теоретики“, что стало всем ясно после появления Дредноута. Но не повторять чужое оружие, а превзойти его- что может быть естественнее для (умных)) военных? ?

Всего построили 5- Измаил, Кинбурн, Наварин и Бородино на Балтике и Императрица Мария на Черном/Средиземном море. Эти ультимативные для 1909-12года корабли в 36кт с 16(4*4!) 305мм/52 пушек и 27уз. служили долго и хорошо, аж до ВМВ и сэкономили много средств государству.

Отметим что один такой корабль был меньше и дешевле двух „обычных“ дредноутов, однако лучше бронирован и более быстр (т.е.силнее их). А 4х4 башни в которые 12“/52 пушки ставились 2х2 в общих люльках позволили потом легко ставить в тех же люльках одиночные 406мм/45 (т.е. вооружение корабля становилось 4х2-406/45) Правда, для сохранения сбалансированности башен пришлось на их задние стенки ставить дополнительный вес (броня) Подробнее (хотя там другая альтернатива)- в https://alternathistory.ru/ne-ochen-alternativnyj-flot-programmy-1898go-goda-chast-6-ekonomika-programmy-i-chto-budet-potom/

 

Занятость российских корабелов (кроме ремонтов) обеспечили тиражированием не Баяна (как в реале), а Жемчуга, но с изменениями (тип Новик 2), сообразно новых представлений об их тактической роли. Так, задняя паровая машина сохранили, но вместо двух передних машин поставили прямодействующие турбины, бортовые пушки в заднюю часть убрали для минных рельс и загрузки мин на палубе, сделали транцевую корму. Высокая скорость, и палубные рельсы для мин позволяли им заниматся новым тактическим (и даже стратегическим на Балтике, ЧМ и ДВ) действиям- активное минирование вражеских вод и портов („минное наступление“) Сохранялась конечно и задач разведки, противодействие вражеским эсминцам и перехват транспортов (в ограниченных акваториях Балтийского, Черного и Желтого морей).
 3. Достройка кораблей, заложенных перед и во время войны
К лету/осени 1905г. в строительстве находились (РеИ)):

  • БрК „Адмирал Макаров“ (FCM вблизи Тулона) Спуск на воду намечался в 1906г. Плохо заключенный контракт не позволял легко делать изменения в проекте. От строительства его копий в Петербурге однако отказались- занятость верфей создавалась другими заказами, в т.ч. частично турбинные крейсера-минзаги типа Новик-2.
  • ЕБр „Евстафий“ (Николаев) и „Йоан Златоуст“ (Севастополь). Стапельные работы продвинулись, спуск на воду планировался в начале 1906г. Заказы на КМУ Франко-Русским заводом (Златоуст) и Николаевским Обществом судостроительных, механических и литейных заводов сделанние и начали выполнятся.
  • ЕБр „Андрей Первозванный“ и „Апостол Павел“ (С. Петербург, спуск планировался на октябрь 1906)
  • Заказ БрК в Англии (Рюрик 2) не состоялся.
  • Купленный и модернизованный (см. предходный пост) „Царевец“ (б. Алабама) находился во Владивосток, и в 1908г. (после возвращения с ремонта и модернизации других кораблей ТОФ) перешел на Черное море.
  • На Черном море уже вступали в строй ЕБр Потемкин и крейсеры Очаков и Кагул.

Размотрим ети корабли подробнее. Что новый МТК смог в них изменить?
Евстафий и Иоан Златоуст
Прошедшая война показала большое значение высокой ескадренной скорости и больших калибров артиллерии. Для ЧФ традиционно первое считалось несущественным, а менять второе уже было поздно (для ГК) Но при наличие в изобилии других (старых) „медленных“ броненосцев решили что лучше новостроящиеся сколь возможно „ускорить“ и перебросить на Балтику, а на ЧМ прислать старые.

Изменения на стапеле выразились в замене котлов- планируемые Бельвили уступили наконец место Яроу. Возросшая мощность и частичное нефтяное отопление позволила держать более 18 уз. хоть 24ч. Также ВСЕ казематние шестидюймовки (16шт.) заменили на новые 8“/50 (8штук) разположеные в двухетажных казематов (152мм броня) в нос и корму . В средней части верхнего каземата броня была тоньше (76мм) и за ней располагались патронние 120мм/45 как ПМК.

Андрей и Павел.

Большое водоизмещение открыло здесь возможность ответить частично требованиям „дредноутной лихорадки“ Корабли, задуманные как развитие Бородино с восьмидюймовый СК и выглядевшие в начале так (2х2-305/40; 6х2-203/45):

Проект броненосца Андрей Первозванный

Проект броненосца Андрей Первозванный

потом были заложены такими (2х2-305/40; 4х2 и 6х1-203/45):

Чертёж броненосца Андрей Первозванный

Чертёж броненосца Андрей Первозванный

и в конечном счете к 1908г стали такими (3х3-305/40; 4х2-120мм) :

Чертёж броненосца Андрей Первозванный после модернизации 1908 года

Чертёж броненосца Андрей Первозванный после модернизации 1908 года

Внешний вид броненосца Андрей Первозванный после модернизации 1908 года

Внешний вид броненосца Андрей Первозванный после модернизации 1908 года


Короткие пояснения к модернизацию
Если помните, при вынужденной модернизации купленой Алабамы  („Царевец) американские конструкторы по воли клиента заменили снятые раньше с башень 2х330мм/35 американских пушек  на русских 3-305мм/40. Размер существующей башни вынудил ставить новые впрытик в общую люлку и предписывать порядок стрельбы „полу“залпами для ограничения отдачи до прежних значений. Конечно подьемники и пр. заменили, гидравлику обновили. Хотя корабль не успел на войну, получившаяся башня русским понравилась- ведь ее размеры и вес ненамного превышали таковые у обычных двухорудийных! А такая возможность для роста боевой мощи уже строящихся кораблей смотрелась хорошо.

Новоразработанную в России „по образу и подобию“ американской башня 3х305мм/40 придали бОльший угол ВН и сохранили наклонную лобовую плиту (для уменьшения амбразур) Ее полний вес (с вращающейся брони) составил 670т. Предназначалась она для всех новостроящихся броненосцев, но посколько барбеты и казематы „черноморцев“ были уже сделаны и снимать (вес) там особо с нечего было, то ограничились лишь А§П. Но вот там, под руководством инженера Имперского корабельного корпуса Анзар Задунайский „отигрались“ вовсю, превратив их в „почти“ дредноутов (не „совсем“ из за меньшую скорость и броню).

Сняв ВСЕ (проектные) башни и казематы средного (203мм) и противоминного (120мм) калибров, а также переработав дымоходы второй трубы удалось „всучить“ третую башню ГК меж задным котельным и машинным БЕЗ переделки их уже сделанных фундаментов. Погреб 305мм внизу занял помещения где планировались (отпавшие) 203мм погреба, холодильники и динамомашины. Последние перенесли в другие места ( в 203мм погреб меж котельных), а большую часть динамомашин заменили на находящиеся прям в машинном турбогенераторы, работавшие на отработанного (мятого) пара ПМ (любимая фишка Задунайского). Противоминний калибр, из за отсуствующих казематов ограничили 4 двухорудийными 120мм башнями с легким (3“) бронированием, аналогичние проектируемым для мониторов Сунгарской флотилии. Планировались также 6х87мм поверх башень ГК и 4 таких же- в нос и корму. Последние представляли собой новые 87мм/42 стволы наложенные на качалок старых 75мм/50 Кане. Нач. скорость 87мм фугасного снаряда была меньше чем у 75мм, но снаряд тяжелее, что более важно против есминцев. Планировали подобным образом усилить вооружение и старым есминцам.

Бронирование, под руководством Великого магистра нижней, верхней и всея палубной брони Ст.Воляра следовало принципа максимальной защиты башень ГК и цитадели, и лишь противофугасного бронирования остальной ватерлинии. Хорошие результаты русских бронебойных снарядов в минувшей войны и новые разработки мощных пушек (305/45 в США, 305/50 в Британию и Германию; 305/52 в России) подчеркивали особую важность роста толщин и качество брони жизненоважних зон. На А§П однако успели нарастить ГП цитадели лишь до 10“- 254мм(вариант- 281мм в зоне ватерлинии, 229мм верхний край, 194мм нижний) хотя и бОльшей высоты. Если добавим уже сделанные скос (79мм) и бортовую переборку (42мм) получались неплохие 375мм. Три броневые палубы (2 сплошные и 1 тонкая верхная- в центральной части) выглядели чрезвычайно солидно для того времени.

Схема бронирования модернизированного Андрея Первозванного

Схема бронирования модернизированного Андрея Первозванного

Силовая установка, хотя осталась в общем прежней, из за различных усовершенствовании (економайзеры, смешаное/нефтяное отопление), уменьшение собственных нужд (ТГ на мятого пара, електрозадвижки агрегатов) развила 19 800л.с. а скорость на испытаниях превысила 19уз. (19,3 и 19,2)

После ввода в строй в 1909г они вместе с переведенными туда же Златоустых образовали вторую дивизию и занялись боевой подготовкой (первая дивизия состояла из модернизованных под 254мм/50 пушек учебно-боевых сторожей ЦМАП (12апостолов, Апраксин, Сенявин и Ростислав). О последних трех отметим только, что сильно возросшая дульная енергия (с 68 до 91МJ) и отдача (подкрепления башень прежние) вынудила стрелять только полузалпами (введена блокировка, препятствующая одновременний выстрел из двух пушек).

После ввода в строй японских Сацума и Аки в 1910г, для сохранения надмощия А§П перевели в 1911г на ДВ (в новообразуванном ТФ). Полтора года спустя однако, из за изменившуюся полит. обстановку их опять возвратили на Балтику. Тогда же дивизию модернизованных Пересветов перевели с ТФ в новосформированной Северной флотилии. Суть преустройства последних разсмотрена в https://alternathistory.ru/modernizatsiya-korablej-rif-posle-ryav/

Также на Балтику перевели и 1Кр.Отряд- Баян, адм. Макаров,  и модернизованных Богатырь и Олег. Суть их модернизации разсмотрим в другой раз, после поста „каземат или башня- что лучше?“ Теперь:
Модернизация кораблей, построенных до войны
Вот наконец то- Бородинцы!

Разная степень „избитости“ в ходе Цусимского сражения определил разность в „целесообразных“ подходов к ремонту и модернизации етих броненосцев. Но одно их роднило- стремеж переделывать башни ГК по аналогию с трехорудийной на Царевец(Алабама)для увеличения их огневой мощи. Сначала разсмотрим что это такое, а потом скажем где это удалось.

Проект инж. Задунайского максимално сохранял старую башню, и станки пушек, добавив только еще одну 12“/40, дополнительний подъемник и „немного“ брони. Вот так:

  1. Башня „раздевалась“, крыша, пушки, станки и стенки демонтировались.

    Башня ГК броненосца Бородино со снятой крышей

    Башня ГК броненосца Бородино со снятой крышей

  2. Поворотний стол уширялся по ~1,4‘(фут) в обе стороны от оси, сохранив такие же внешние очертания (прямая часть вставляется в центре)
  3. Станки пушек занимали положение примерно на фут с небольшим дальше от оси чем ранее
  4. При помощи новых креплении стволов к люлкам, меж старых стволов подвешивался и закреплялся ствол новой пушки. Из за особеностей станков меньшее «раздвигание» получалось, если ставить средний ствол выше боковых, но на такой футуризм Задунайский не пошел, опасаясь быть понятым «не так» (скорее лень было переделывать картинки)))
  5. „Раздвигались“ в соотв. позиции подъемники и прибойники, добавлялись третие в ось меж них.
  6. Восстанавливались наружные броневые стенки башни, в средную часть ставились новые плиты
  7. Уширялась структура крыши и добавлялась новая броня в середине.
Чертёж башен ГК броненосца Бородино

Чертёж башен ГК броненосца Бородино

Вести огонь залпом из всех трех стволов конечно было невозможно, имелось только два компресора на них, да и вся структура башни была расчитана под силу отката двух пушек. Более того, в отличие от башень Царевеца и Андреев, нельзя было заряжать какую либо пушку пока другая стреляет, посколько все они откатывались вместе. Поэтому воспринят был метод стрельбы, при котором третая пушка (средная) стреляла с опозданием в 1,3-1,5 секунд после двух других. Весь стволный блок в этот момент находился в последую часть фазы наката. Стрельба наоборот (сперва центральный ствол) была возможна, но не практиковалась часто. Были ли проблемы с точностью такого выстрела разсмотрим в продолжение поста, теперь вернемся к бородинцам.

Вес такой „усовершенствованой“ башни увеличивался на 84,5т (неожиданно мало-   +46,2 пушка с скреплениями; +11,3т поворотний стол; +6,2т- верт. 254мм брони с подкреплениями; +2,6т -51мм крыша; ~13,6т подъемник и прибойник; +4,6т усиленные електрозадвижки). Вроде бы немного, вроде можно уменьшить уголь… но это был в основном верхний вес, и посколько бородинцы и так были перегруженными и имели проблемы с остойчивостью, его следовало компенсировать с избытком. В этом корабли различались.

  • У всех снимались все 47мм пушки, срезались (искореженные) ярусы заднего мостика (немалый вес, при этом „самый верхний“)), торпедние аппараты, кормовой каземат 75мм пушек. Сняли также большие „торпедние“ катера, мины с плотиками, „колониальные“ десантные пушки…)) Если бы не было перегруза, этого хватило бы с лишком, но увы…
  • добавлялись простые економайзеры для питательной воды из спиральнонавитой оребреной бесшовной трубы, но не к отдельным котлам (что невозможно без их замены) а к дымоходу групы котлов.
  • Суворов. Посколько он (найболее пострадавшем из уцелевших) потерял сгоревшими 4 из 6 152мм башень, то их убрали ВСЕ, вместе с подкреплениями, броню подачных труб и 1/3 боезапаса (-1160т) . На верхней палубе в тех местах сделали легкобронированные казематы (76мм) для 8*152 мм пушек (+??т)- центральные для 2 пушек и концевые одноорудийные. При такого уменьшения верхнего веса стало возможно сделать обе башни ГК трехорудийными. Концевые погреба сделали под больше 12“ снарядов, меньше 6“;3“ и без 47мм.

Российский флот после Цусимы- часть 2

    • Александр III и Орел. Из за хорошего состояния 152мм башень решили пока убрать только две, соответствено только кормовую башню ГК сделать трехорудийной. Стреляли ети линкоры 4+1 из за чего флотские острословы назвали их „телеги с пятым колесом“…

      Броненосец Орёл после модернизации

      Броненосец Орёл после модернизации

    • Ретвизан. Возвратившись после интернирования в хорошем состоянии, тем не менее подвергся „утроению“. Из за хорошую остойчивость, число 152мм пушек сохранили, обошлось срезанием многоярусных (гранд-отелевых)) мостиков под 47мм и замена тяжелых боевых мачт легкими (хотя готовность демонтировать 4 каземата 152мм на верхней палубе была).
Броненосец Ретвизан

Броненосец Ретвизан

    • Слава. Этот новый броненосец решили пока не трогать из за перегружености верфей и нехватки 12“ пушек. А потом… (никогда?) не наступило.
    • Цесаревич. Конструкция его башень сильно отличалась от русских и не позволяла ставить третий ствол (подача шла вверх строго по оси, вертикально меж пушек и лишь под крышу боеприпасы транслировались к казенникам). Был проект замены башень СК из 2*152мм на 1*203мм с добавлением седмой в центральной части, но из за стоимости его „отложили“.
Броненосец Цесаревич после модернизации

Броненосец Цесаревич после модернизации

  • Поэтому ограничились только мостико и марсо-срезанием“)) после чего кормовые башни СК могли стрелять на 45гр. к противоположному борту.Российский флот после Цусимы- часть 2
  • Пора заканчивать этот пост уважаемые „уцелевшие цусимцы“ на сайте)), и так длинно, но слишком „набросочно“ получилось, будет и продолжение (когда-то) куда-ж без крейсеров…))

 

Подписаться
Уведомить о
guest

41 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account