Роман Скоморохов. Су-34 и «Кинжал»

11

Пока отдельную категорию российских СМИ захлестнула с головой радостная истерия по поводу применения ракеты 9-С-7760 комплекса «Кинжал» с борта самолета Су-34 со всеми выходящими последствиями, мы спокойно и вдумчиво взвесим все плюсы и минусы этого момента. Ситуация действительно неоднозначная, и чего в ней больше, плюсов или минусов – посчитаем в конце.
Роман Скоморохов. Су-34 и «Кинжал»
Начнем с ракеты, потому что сравнение двух самолетов столь разных изначально (МиГ-31 и Су-34) будет делом весьма заковыристым.

Итак, комплекс у нас называется «Кинжал». И состоит он из самолета-носителя/воздушной пусковой установки и ракеты 9-С-7760, которая в свою очередь является вариацией от ракеты 9М723 оперативно-тактического комплекса «Искандер».
Роман Скоморохов. Су-34 и «Кинжал»

Ракета квазибаллистическая, способная маневрировать на любом отрезке траектории, вроде бы гиперзвуковая. Впрочем, гиперзвуковых скоростей может достигнуть любая баллистическая ракета на конечном участке траектории, но это сейчас не так важно в принципе.

9-С-7760 уже применялась в ходе СВО минимум трижды, но здесь сложно что-то такое говорить, потому что вошедшие в раж украинские информационные войска сбивают «Кинжалы» в таких количествах, что уже даже наши говорят, что Россия столько не производит. Оценить эффективность тоже сложно, поскольку все цели, атакованные 9-С-7760 находились очень далеко за линией фронта и получить подтверждение было непросто.

В целом же ракета действительно впечатляющая, чтобы там не бухтели зарубежные эксперты. Лучший способ оценить тот или иной тип вооружения – оказаться под его воздействием. Ну а это, как понимаете, не экспертное дело совсем.

Теперь к самолетам

Роман Скоморохов. Су-34 и «Кинжал»

И здесь мы возьмемся разбирать ситуацию именно в свете некоторых, отдельно взятых ЛТХ и ТТХ, о которых говорилось именно в свете применения 9-С-7760.

1. Грузоподъемность.

Здесь МиГ-31 и Су-34 примерно равны: 9 тонн нагрузки у МиГ-31, 8 тонн у Су-34. Вес 9-С-7760 – 4 тонны, но это не значит, что самолеты смогут взять по две ракеты. Нормально будет нести одно изделие, почему – чуть ниже.

2. Скорость, высота и дальность

Очень важный показатель, потому что чем быстрее носитель, играющий роль первой ступени, сможет разогнать ракету, тем дальше она сможет улететь, истратив меньше топлива на разгон.

Скорость МиГ-31К – 3 000 км/ч на большой высоте. Предельная высота – 20 000 м.
Скорость Су-34 – 1 900 км/ч, максимальная высота 17 000 м.

Как первая разгонная ступень, конечно, интереснее смотрится МиГ-31К. Правда, он проигрывает в дальности полета бомбардировщику, но это и неудивительно. Су-34 сможет на крейсерской скорости спокойно пролететь до 4 000 км, а вот МиГ-31 – не более 2 500. Да, дозаправки могут поправить дело, но…

3. Управление вооружением

Здесь однозначно преимущество на стороне Су-34. Он бомбардировщик, то есть, его прицельная аппаратура и РЛС изначально ориентированы на работу по земле. Увидеть, «показать» цель ГСН ракеты, подсветить – это для Су-34 нормально.

МиГ-31 – это в первую очередь перехватчик, основной целью которого является борьба с самолетами противника. Чтобы нести 9-С-7760 машину модифицировали, но по сути своей МиГ-31 «припахали» именно потому, что «быстро и высоко» — это да, его. Плюс два человека в экипаже, то есть, есть на кого возложить обязанности по прицеливанию и пуску ракеты.

4. Количество и заменимость

Вот тут будет много слов. Вообще, что такое «носитель»? Это просто способ доставки оружия на рубеж его применения. Гусеничное или колесное шасси для САУ, вертолет для противотанковой ракеты, подводная лодка для крылатой или баллистической ракеты. Чем ближе к цели будет доставлено оружие, чем ближе произведен пуск, тем меньше времени у противника будет на реагирование и контрвыпады.

И раз у нас носитель – это способ и метод доставки оружия ближе к противнику, то появление «Кинжала» из «Искандера» вполне оправдано. Самолет дает в этом случае увеличенный радиус поражения, гибкость применения, увеличение боевой части за счет уменьшения массы двигателя и количества топлива ракеты». Плюс самолет может длительное время «висеть» в своем воздушном пространстве, выбирая максимально выгодный момент для удара. Топливо в таком случае вообще не проблема, дозаправка в воздухе решает ее легко.

И здесь все просто: чем больше носителей, то есть, самолетов с экипажами, тем лучше. В этом плане с МиГ-31 очень непросто. Самолет критически стар, самым молодым около 30 лет. Да, стратегические бомбардировщики коптят небо дольше, но им не надо летать со скоростями 2-3М, нагрузки на крылья и фюзеляж совершенно иные.

МиГ-31 не производят и более чем сомнительно, что у нас смогут наладить выпуск этих машин. Давно не производят и двигатели Д-30Ф6. То есть, вся надежда на старые корпуса и капитально отремонтированные в Гатчине двигатели.

Но изначально тяжелый перехватчик не был приспособлен к несению и применению такого вооружения, как 9-С-7760. Самолет пришлось изрядно (и за огромные деньги) переделывать под несение и применение 9-С-7760. Ведь потребовался не только мощный узел подвески тяжелой ракеты, понадобилась и система наведения и управления вооружением.

И переоборудовали некоторое количество экземпляров, обучили экипажи, ведь взлет с 9-С-7760 на подвеске – это нечто, потому что из-за такой тяжелой ракеты ожидаемо смещается и центр тяжести, да и запуск «Кинжала» в ручном режиме – это для асов высшей категории.

Но, конечно, главное – это ресурс МиГов, который не вечен. А заменить эти самолеты пока нечем, равно как возобновить производство тоже из области фантастики. Но тут ничего не поделать, у страны слишком протяженная граница, такой перехватчик, как МиГ-31 просто необходим.

МиГ-31

МиГ-31

Поэтому оставшиеся в строю машины будут тащить ремонтами и модернизациями еще невесть сколько лет, и с этим ничего не поделать.

Кстати, с Ту-22М3 ситуация ничуть не лучше. Конечно, этот самолет приспособлен для несения тяжелых ракет (штатная Х-22 «Буря» весит более 5 тонн), но снова 30-летний возраст самолетов и главное – их не так много. Около 60 штук на все ВКС РФ.

Ту-22М

Ту-22М

И в этом есть своим минусы. На той стороне прекрасно знают, где стоят Ту-22М и МиГ-31, поэтому не успевают они взлететь, как в «эфире» Интернета на украинской стороне уже начинается: взлетели, летят, ждем крылатых ракет. Справедливо? Справедливо. В наше время сохранить внезапность – это искусство, которому обучены далеко не все.

С Су-34 может получится интереснее: если взлетают и разлетаются оп разным сторонам, скажем, два авиаполка, каким образом можно определить, какие самолеты несут «Кинжалы», а какие нет? Конечно, если у врага есть агентура в районах аэродромов… Да и то не вариант. Самолеты могут взлетать ночью, когда особо не видно.

Но главное – Су-34 – «живой» самолет. Его выпускают сейчас, выпустили больше сотни и будут выпускать еще. А вот Ту-22М и Миг-31 – более чем сомнительно.

Конечно, «Утенок» — не идеальный носитель, но преимуществ перед старыми самолетами у него больше, чем недостатков.

Роман Скоморохов. Су-34 и «Кинжал»

Он может выдать требуемую для пуска «Кинжалов» скорость. На нем можно установить узлы подвески для тяжелой ракеты. Да, одной. Иначе набор высоты с двумя «Кинжалами» превратится в долгую дорогу, а как будет со скоростью, можно не предсказывать: ее не будет. А вот с одной ракетой Су-34 точно разгонится до нужной минимальной отметки.

О скорости. Между 1 900 и 3 000 км/ч разница есть. Стартовав с меньшей приданной скоростью, ракета все равно разгонится до требуемых величин и пойдет дальше. Хорошо, дальность немного упадет, но, если прикидывать арифметически, не критично.

И придется дополнительно готовить экипажи взлетать и садиться с 9-С-7760. Особенно садиться. Но это не так страшно, упражнения по взлету и посадке с ФАБ-500 и ФАБ-1500 практикуются в летных частях ВКС, поэтому и с «Кинжалами» проблем не будет.

В целом же Су-34, несмотря на меньшую скорость и высоту, чем у МиГ-31, имеет и достаточно ощутимые преимущества, как современность БРЭО, изначальная возможность работы по наземным целям и массовость самолета. Каждый МиГ-31К – это плод долгой работы и больших денег. Су-34 не нужно модернизировать под несение 9-С-7760.

Подытоживая: Су-34 вполне способен заменить МиГ-31К в плане применения ракеты 9-С-7760. Его плюсы бомбардировщика с лихвой перекрывают достоинства огромного перехватчика. И надеюсь, что количество Су-34 вскоре достигнет отметки в 200 самолетов, что даст возможность и доставлять в точку пуска «Кинжалы», и применять бомбы больших калибров, и ракеты всех назначений.

То есть, если с носителем все решено, остается только задуматься о том, чтобы подвески носителей не пустовали. Но выпуск такой техники, как «Кинжал» и «Искандер» — это вообще отдельная тема.

Что касается нашей ситуации, несмотря на взвешивание плюсов и минусов, все равно остается этакая недосказанность. Действительно, а почему тогда предпочли МиГ-31? Неужели решили, что скорость реально решает все? Ведь Су-34 со всеми своими достоинствами был вот, здесь, с нами! Почему так все закрутилось и обо всем ли мы знаем?

PS. В заключение предлагаю вашему вниманию комментарий к этой статье, пользователя bayard, который очень существенно её дополняет и несёт полезной информации не меньше чем основной материал:

Ну если Вы себя утруждать не желаете правкой или выкладкой собственного контента , то давайте попробую это сделать я .
Итак — ошибки автора .
Рассматривая и сравнивая ЛТХ обеих самолётов он совершенно упустил из виду , что МиГ-31К осуществляет пуск «Кинжала» не с максимальной своей высоты и даже не на максимальной скорости . А именно — с высоты 15 000 м. и на скорости 2500 км\ч . И с учётом потолка Су-34 в 17 000 м. и максимальной скорости 1900 км\ч , пуск «Кинжала» может производиться на той же высоте , но при меньшей скорости , что если и скажется на дальности и максимальной скорости «Кинжала» , то весьма незначительно . Если после отделения от МиГ-31 (как утверждается в официальных релизах) «Кинжал» летит на 1500 км. , то при пуске с Су-34 эта дальность может составить порядка 1200 км. Что с учётом того , что пуски редко осуществляются на максимальную скорость , не имеет критического значения .
Что ещё не учёл автор ?
То , что сейчас готовится к серии (или уже ?) Су-34М с новым БРЭО и … новыми двигателями . А именно — с АЛ-41Ф-1С , тяга на форсаже которых 14 500 кг.с. Т.е. всего на 1 т.с. меньше , чем у МиГ-31 .
Напоминаю , что МиГ-31 осуществляет пуск не на максимальной своей скорости , а на «крейсерской сверхзвуковой» — т.е. на неполном форсаже . Кстати и у МиГ-25 она так же составляла именно 2500 км\ч. Она наиболее комфортна для планера и позволяет не так сильно расходовать ресурс двигателей .
К чему это я ?
Это конечно моё предположение , но … ещё одно отступление . У Су-34 воздухозаборники не регулируемые (!) , они оптимизированы для полёта на околозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях . Именно поэтому даже на высоте Су-34 на максимальном форсаже развивает лишь 1900 км\ч , хотя мощность двигателей позволяет много большее . Это упрощает и удешевляет конструкцию и упрощает обслуживание самолётов .
но допустим , что при модернизации Су-34М ему будут установлены не только двигатели от Су-35С , но и воздухозаборники , или точнее — целиком мотогондолы от Су-35С ? И это не только ради унификации и гораздо большего ресурса двигателей (4000 моточасов против 2500) , но и ради гораздо лучших ЛТХ ? И если с регулируемыми (как скажем у Су-30СМ) воздухозаборниками Су-34 мог бы легко разгоняться до 2100 или даже 2200 км\ч на старых двигателях , то с более мощными ПА-41Ф-1С , его максимальная скорость будет ещё выше .
— Для чего это обычному тактическому бомбардировщику ? — спросите Вы … — Отвечаю — в такой модификации Су-34М становится не только идеальным носителем «Кинжала» , но и перспективных ГЗ ПКР воздушного базирования . И такими бомбардировщиками можно было бы комплектовать полки возрождаемой\необходимой к возрождению МРА .
Понимаете ? Ради только лишь «Кинжала» подобным можно было бы и не заморачиваться , а вот если увязать обе эти потребности , то … wink это ведь просто идеальное решение сразу двух проблем одним самолётом .
А строить и закупать такие самолёты у нас собираются в гораздо больших объёмах , чем это заявлялось прежде . Так из 9 вновь формируемых авиаполков только ОДИН будет истребительных . feel Стало-быть остальные будут бомбардировочными . А так как других бомбардировщиков у нас нет в производстве , то стало быть все оставшиеся 8 полков будут на Су-34 .
Ну , может быть один такой полк для Дальней Авиации зарезервируют , всё же Ту-160 хоть и со скрипом , но строить и сдавать начали .
Так что кроме уже построенных , в войска придут не менее 200 таких машин в облике Су-34М .
И вот в случае регулируемых воздухозаборников и двигателей АЛ-41Ф-1С Су-34М вполне сможет выдать на высоте и 2400 км\ч , и даже 2500 км\ч . wink И «Кинжал» полетит уже на самую что ни на есть заявленную скорость .
А пока — для б\У и дальности в 1200 км. будет вполне достаточно .

И да — мощности завода им. Чкалова на пике выдавали 18 Су-34 в год , тогда рассчитывали на новый заказ и стремились перевыполнить план… Но потом пришлось резко сворачивать производство , ибо их производство вовсе хотели свернуть криволобые башни… Пронесло . Сейчас же , когда заказы резко расширились , думаю завод сможет выдавать и до 30 самолётов в год . Хотя и не сразу . К тому же на этом же предприятии производились и Як-130 . А так как готовится к испытаниям Як-130М с новыми двигателями и возможно в версии лёгкого штурмовика , заводу предстоит очень интересная и долгая работа .

Источник — https://topwar.ru/225534-su-34-i-kinzhal-dvojstvennye-oschuschenija.html

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account