Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллегиp_d_m. Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Rolls-Royce Merlin. Тонкости», «Rolls-Royce Merlin. Тонкости. "Cross-over"», «Rolls-Royce Merlin. Тонкости. Мисс Шиллинг и ее отверстие» и «Rolls-Royce Merlin. Мерлин в США. Часть 1».
Когда в июне 1940го Кнудсен начал свою деятельность поиска среди автомобильных фирм США подходящего производителя британского мотора, Ford в лице Эдселя Форда (Edsel Bryant Ford, сын Генри Форда, президент компании с 1919 года) вполне определенно высказал готовность освоить новый, но уже знакомый двигатель. 12 июня состоялся телефонный разговор между Эдселем и Кнудсеном, компания готова была взять контракт на производство 9000 моторов из которых 6000 предназначались для RAF и 3000 для США. В общем американский Мерлин имел все шансы называться "Ford V-1650 Merlin" если бы не вмешательство отца-основателя компании Генри Форда. Старший Форд публично объявил (19го июня?) о том что он в США ничего для британского правительства производить не будет как и для любого другого иностранного правительства, а поскольку он оставался главой собрания акционеров компании то Эдсель должен был уступить ему. Можно заметить что между отцом и сыном были постоянные разногласия по поводу дальнейшего развития фирмы — самый яркий пример требование Эдселя заменить на конвейере автомобиль Model T новой машиной, ей в конце концов стал успешнейший Model A но перед этим в семье Фордов было поломано немало копий.
Кнудсен (не чужой кстати человек для фирмы Форд, он отдал десять лет этой конторе в 1911-1921гг и был приятелем Эдселю) попытался переговорить с Фордом-старшим чтобы тот изменил свое решение, но встреча закончилась большим скандалом — он так и не добился изменения позиции Форда. Как известно основатель корпорации был весьма сложным человеком с причудливым набором предубеждений, идей, взглядов, и которое из них наиболее повлияло на него в этом деле непонятно. Называется и его приверженность идеям изоляционизма США, и антипатия к Великобритании, и коллаборационизм и симпатии к нацистам (Форд был ярым антисемитом и большим авторитетом для Гитлера), и даже его пацифизм (он проводил весьма странные антивоенные акции в Первую Мировую войну). Еще более странно вся эта история выглядит на фоне разворачивающегося в это же время подготовки к производству Мерлинов на Ford of England.
Морис Олли рассказывает что до вето Генри Форда находился на заводе фирмы в Детройте и буквально на его глазах создавался фордовский Мерлин. Однако судя по его описаниям мотор походил более на будущий Ford V-12, рассказ о котором пойдет чуть позже, чем на Мерлин от Роллс-Ройса. Всякие изменения в конструкцию "британца" объяснялись приспособлением мотора к американским условиям производства. Так что может быть действия старшего Форда объясняются его желанием производить и продавать свой мотор, созданный с использованием задела полученного от англичан?
Интересная история произошла за месяц до описываемых событий. В мае 1940 года Министр Финансов Соединенных Штатов Henry Morgenthau Jr. попросил корпорацию Chrysler рассмотреть возможность производства Rolls-Royce Merlin. Почему этим вопросом озаботился именно этот чиновник непонятно, но инженеры Крайслера получили два мотора, разобрали и изучили их. После чего в компании вынесли вердикт что этот мотор созданный по британским стандартам ими производится никак не может, а что они способны производить — так только то что будет спроектировано под американское производство. [2]
О Ford V12. Это был классической компоновки двенадцатицилиндровый мотор с развалом блоков 60 градусов, рабочий объем 27 литров (1650 куб.дюймов), диаметр поршня 137мм, ход поршня 152мм, т.е. геометрия цилиндров была такой же что и у Мерлина. Влияние этого мотора на фордовский отрицать невозможно. Как невозможно отрицать что инженеры Форда внесли в конструкцию много изменений: в Мерлине распределительный вал системы привода клапанов цилиндров был один (SOHC) что было в традициях авиапромышленности, на Форде — два (DOHC) что более соответствует традициям автопрома; Форд запатентовал "силовой разделитель" ("power divider") через который централизованно осуществлялся привод всех насосов, кулачков и т.д.; на Форде литой коленвал, на Мерлине — кованый; свечи зажигания у Форда расположены по центру цилиндров; были идеи об оснащении Форда непосредственным впрыском топлива; для него разрабатывался двухступенчатый турбокомпрессор и т.д.
В общем Форд V-12 это Мерлин построенный в реалиях американской автомобильной промышленности и, в добавок, с изрядной долей технического авантюризма. С реализацией мотора дело у Форда не выгорело, на 1941 год показывался еще его макет (его фото в заглавии поста), а потом проект и вовсе закрыли. Так бы и почил в бозе этот мотор но вдруг как то совсем неожиданно оказалось что у ведущей автомобильной державы мира нет нормального танкового мотора. На Форде подсуетились и предложили свой авиамотор, обрезанный правда до восьми цилиндров и без всяких ненужных авиационных наворотов. Так появился Ford GAA — 450сильный алюминиевый танковый двигатель, выпущенный в количестве 28 тысяч экземпляров и ставший родоначальником семейства танковых моторов (Ford GAN, GAF, GAC).
Примечательно что у англичан примерно в это же время появилась танковая версия Мерлина — Rolls-Royce Meteor, а позже и усеченный до восьми цилиндров Rolls-Royce Meteorite.
24 июня состоялся третий, теперь заключительный, этап захода Мерлина на Паккард (или наоборот — Паккарда на Мерлин) — Кнудсен встречается с Максом Гилманом (президент Паккарда) и Jesse G. Vincent (главный инженер Паккарда, создатель знаменитого авиадвигателя Liberty V-12), Гилман дает согласие выпускать Мерлин. Дальше Мерлин и Паккард жили пусть и не долго, но в общем то совсем неплохо. Англичане не прогадали с этими американскими партнерами — хотя первоначально они и отдавали приоритет Форду из-за реноме фирмы как замечательного организатора производства и из-за опыта сотрудничества с ней, но Паккард тоже был на хорошем счету имея репутацию надежного производителя качественной продукции. Инженеры Паккарда как и его коллеги на Крайслере и Форде считали что Мерлин не подходит в своем британском виде под требования американского производства, но изменения в его конструкцию были гораздо менее радикальными чем у Форда что было также плюсом для Британии.
Источники:
1. Robert J. Neal. Packard as an Aero Engine Builder. The Packard Merlin
2. Charles K. Hyde. Arsenal of Democracy: The American Automobile Industry in World War II
3. Martin Horn, Talbot Imlay. The Politics of Industrial Collaboration during World War II: Ford France, Vichy and Nazi Germany
4. thunderboats.ning.com
5. www.fordgaaengine.com
6. aviationshoppe.com
источник: http://p-d-m.livejournal.com/378371.html