Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Сегодня у землян знаменательная дата в истории освоения космического пространства. Ровно 90 лет назад, 16 марта 1926 года, американский изобретатель Роберт Годдард запустил первую в мире ракету на жидком топливе. И хотя это была всего лишь маленькая и неуклюжая экспериментальная модель, которая взлетела только на 12 метров, фактически она являлась прообразом всех нынешних космических ракет.
Модель имела оригинальную "рамную" схему. Для обеспечения устойчивости в полете Годдард разместил двигатель вверху, а баки с топливом и окислителем — внизу. Топливом служил бензин, окислителем — жидкий кислород, подача этих веществ в камеру сгорания осуществлялась сжатым азотом, то есть, была применена вытеснительная схема питания двигателя, которая и сейчас используется во многих жидкостных ракетах. На заставке слева — Годдард со своим первым изделием незадолго до пуска. Справа — вторая, увеличенная модель, запущенная через месяц.
В американском руководстве не оценили перспективности "игрушек" Годдарда. Несмотря на многократные просьбы, он так и не получил поддержки от государства и был вынужден заниматься своими исследованиями на преподавательские заработки и на деньги спонсоров, которых постоянно не хватало. Тем не менее, в 1926 — 1942 годах он с несколькими помощниками, работавшими "за идею", построил и испытал 35 различных ракет. Несмотря на то, что эти ракеты делались, как говорится, "на коленке", в слабооборудованной мастерской и за копейки, в них были впервые применены многие технические решения, впоследствии ставшие классикой мирового ракетостроения.
Для стабилизации полета использовались газовые рули, работавшие от гироскопического автопилота, камера сгорания и сопло двигателя охлаждались компонентами топлива, а в 1936 году Годдард впервые построил и испытал многокамерный ЖРД. В 1938 году он решил заменить вытеснительную систему подачи турбонасосами, что позволяло значительно облегчить ракету, однако не смог найти фирму, которая согласилась бы за небольшие деньги сделать соответствующий агрегат с необходимыми параметрами.
Наивысшего результата из всех годдардовских ракет достигло изделие L-B, которое 27 февраля 1937 года взлетело на высоту примерно 3000 метров. Между тем, с начала 1930-х годов в Германии тоже велись аналогичные изыскания, причем там они имели щедрое государственное финансирование. На ракетную программу работали сотни инженеров и техников, обладавшие всем необходимым, вплоть до целых заводов. Неудивительно, что к концу десятилетия немцы намного опередили американского "кустаря-одиночку". Уже в декабре 1937 года ракета А-3 достигла высоты 12 км, а в 1942-м следующая модель А-4 поднялась на 83 километра и упала в 193 километрах от точки запуска. Годдард о таких результатах даже не мечтал.
Позже на базе А-4 сделали боевую баллистическую ракету V-2, ставшиую одной из технических сенсаций Второй мировой войны, однако это уже другая история.
Одна из ранних годдардовских ракет без оболочки. Хорошо виден двигатель (еще без рубашки охлаждения), а также сварные баки для топлива, окислителя и сжатого азота.
Сборка более крупной ракеты на стапеле.
Годдард (второй справа) и его добровольные помощники позируют с ракетой "тип 4", которая поднялась на 610 метров.
Доставка ракеты на пусковую позицию. Всё очень скромно, по-деревенски.
Силовая установка ракеты с четырьмя камерами сгорания, запущенной в ноябре 1936 года. К сожалению, эта ракета взлетела всего на 60 метров и взорвалась.
Хвостовая часть одной из наиболее совершенных годдардовских ракет с газовыми и аэродинамическими рулями.