РКИИГА-74. «Лодка-самолётка.»

0

РКИИГА-74. «Лодка-самолётка.»

  Одной из интереснейших любительских конструкций можно считать двухместную летающую лодку, созданную в СКБ РКИИГА (Рижском Краснознамённом институте инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола) в 1973 – 1974 гг.
  Разработчиками самолёта были Ф. Мухамедов. Р. Щавинский, В. Цейтлин, В. Ягнюк, А. Швейгерт, Ю. Прибыльский. Постройка самолета велась с 1972 по 1974 год. На последний этапах к ней подключились студенты О. Барышев, В. Пикалов и А. Ловцов. Активную помощь оказывали преподаватель института В.Ф. Бухаров и инженер НИС В.Я. Бирюков. 
  Эта работа является примером того, как быстро и экономично можно спроектировать и построить «настоящий» летательный аппарат даже в скромных производственных условиях студенческого КБ при наличии фантазии, изобретательности и нестандартности подхода к решению поставленной задачи.
  По мнению главного конструктора — кандидата технических наук Ф. Мухамедова, это была «конструкторская шутка», облачённая в серьёзную форму опытных и конструкторских работ.
  Гидросамолёт был собран буквально «с миру по нитке», с максимальным использованием исправных, имеющих ресурс агрегатов и узлов серийных машин, не только летающих, но даже и плавающих.

РКИИГА-74. «Лодка-самолётка.»
  Корпус лодки – выпускаемая серийно авиационной промышленностью хорошо известная мотолодка «Прогресс». Крылья и хвостовое оперение с фермой фюзеляжа взяты от учебно-тренировочного планера КАИ-52 «Приморец». Силовая установка – поршневой двигатель М-332 мощностью 140 л.с. с металлическим винтом изменяемого шага от серийного чехословацкого самолёта.
  Мотолодка подверглась максимальному облегчению и аэродинамическому «облагораживанию». Из лодки была удалена часть узлов и деталей, предназначенных для водомоторной эксплуатации (слани, банки, кронштейны и т.п.). Зато были усилены шпангоуты в местах крепления моторамы и хвостовой балки. Ветровое стекло было смещено назад, а угол его наклона – увеличен, что вместе с установкой обтекателя на транце лодки позволило значительно снизить её азродинамическое сопротивление. Задняя часть кокпита лодки – запалублена дюралюминиевым листом. Под ним в средней части лодки установили бензобак ёмкостью 90 л и аккумулятор, а в обтекателе мотогондолы был расположен маслобак и агрегаты маслосистемы двигателя.
  В лодке было установлено спаренное управление (два штурвала и две пары педалей), приборная доска с пилотажно-навигационными приборами и приборами контроля двигателя.
  Консоли крыльев крепятся к центроплану, установленного на стойках из хромансилевых труб обтекаемого профиля. Передняя пара стоек держит на себе сварную мотораму с креплениями для подвески двигателя. Крыло самолёта однолонжеронное, подкосное, прямоугольной формы в плане. Передняя его кромка имела дюралюминиевую обшивку, а задняя часть была обшита полотном. Площадь крыла – 20,2 м², удлинение – 8,9, его размах – 13,2м. По стойкам крыла на дюралюминиевых стойках установлены съёмные поплавки из пенопласта, обклеенные стеклотканью (задний обтекатель лодки имел такую же конструкцию). Хвостовое оперение — обычной схемы, несомое на ажурной ферме из тонкостенных хромансилевых труб.
  Управление самолётом смешанное: элеронами – жёсткое, рулём высоты и рулём направления – гибкое, тросовое.
  Летающая лодка имела взлётную массу 900 кг, массу конструкции – 60 кг. Максимальная скорость лодки – 165 км\ч, дальность полёта – 900 км.
  Кабина самолёта открытая, сиденья расположены в ряд – «дуэтом», что позволяет выполнять обязанности пилота поочерёдно правому или левому лётчику. Таким образом, «РКИИГА-74» изначально рассчитывалась и на роль учебной машины.
  После двух сборок (первой в подвале СКБ, а второй, контрольной, во дворе учебного корпуса) летающую лодку перевезли на озеро Балтэзерс для испытаний. 6 сентября 1974 начались первые рулёжные испытания «РКИИГА-74». Они показали, что самолёт нуждается в доработке, и объём её оказался довольно большим. По рекомендации ЦАГИ был сделан накладной редан за центром тяжести лодки, который улучшил гидродинамические свойства лодки и сократил длину разбега самолёта перед взлётом. Первый полёт был выполнен 17 сентября.
  Испытывали «РКИИГА-74» пилот первого класса В. Абрамов и сотрудник кафедры института лётчик В. Цейтлин. В ходе испытаний было выполнено 15 полётов общей продолжительностью около двух часов. На самолёте летали и его создатели — Ф. Мухаммедов, В. Ягнюк и А. Швейгерт.
  Испытания показали, что лодка отрывается от земли на скорости 80 км\ч, а её крейсерская скорость полёта превышает 110 км\ч. В воздухе самолёт устойчив и хорошо слушается рулей во время манёвра. Испытания подтвердили все основные расчётные данные. Летающая лодка получилась достаточно простой в пилотировании и в эксплуатации, а также экономичной. Испытания выявили необходимость ещё некоторого усовершенствования лодки, что в дальнейшем и было сделано. В частности был поставлен водный руль, улучшена форма редана и планировалась установка убирающегося шасси с носовой стойкой для придания самолёту полной амфибийности (дипломный проект В.Г. Ягнюка), но эта работа по ряду причин осталась незавершенной. 
  Летающая лодка «РКИИГА-74» экспонировалась на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи, действовавшей на ВДНХ летом 1976 года. Она пользовалась большим успехом у посетителей. Министерство высшего и среднего образования СССР наградило участников постройки летающей лодки Ю. Прибыльского, В. Ягнюка, А. Швайгерта, О. Барышева и В. Пикалова золотой медалью и дипломом «За лучшую студенческую научную работу».

РКИИГА-74. «Лодка-самолётка.»
  
* * *
 

  «РКИИГА-74», несмотря на малосерьёзное отношение к ней её разработчиков, вполне могла бы занять нишу, освободившуюся после снятия с эксплуатации маленького гидросамолёта Ш-2, ныне с грехом пополам занимаемой поплавковой модификацией всем знакомого «кукурузника» — Ан-2В. Но… Кандидатов на эту так нужную в российских реалиях роль с тех времён стало в два-три раза больше, а дешёвой и надёжной рабочей лошадки «медвежьих углов» нет… и будет ли вообще? 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account