16 марта 1926 года на пляже Айнсдейл (Ainsdale Beach), Саутпорте, Англия, Генри Сигрейв (Henry O’Neil de Hane Segrave) на автомобиле Sunbeam Tiger установил новый рекорд скорости на суше – 152,33 мили в час (245,15 км/ч) [1]. Скорость была всего на 1,57 мили в час (2,53 км/ч) выше предыдущего рекорда, установленного Малкольмом Кэмпбеллом 21 июля 1925 года, и Сигрейв знал, что его рекорд не продержится долго. Для достижения действительно впечатляющей скорости Генри Сигрейву так это автомобиль, специально созданный для установления мирового рекорда скорости на суше.
Сегрейв родился в Соединенных Штатах в семье отца-ирландца и матери-американки. Он вырос в Ирландии и Англии и в годы Первой Мировой войны был летчиком. После окончания великой войны он стал гонщиком и одержал множество побед на автомобилях Sunbeam-Talbot-Darracq. Руководство компании Sunbeam Motor Car Company (Sunbeam) сочла гонки Grand Prix слишком дорогими и в 1926 году прекратила участие в этих соревнованиях. К 1927 году Генри Сигрейв полностью оставил автогонки, чтобы сосредоточиться на установлении рекорда скорости на суше.
Ранее компания Sunbeam поставляла рекордные автомобили Кэмпбеллу и Сигрейву. Эти машины были не более чем модифицированными гоночными автомобилями, принимавшими участие в гонках Grand Prix. Луи Эвре Котален был главным инженером компании Sunbeam и понимал, что рекорды скорости отразятся на продажах автомобилей. Луи Котален знал, что специально спроектированный автомобиль сможет достичь больших скоростей, чем текущее значение рекорда. Коатален также знал, что если в конструкции автомобиля применить хранящиеся в компании Sunbeam неиспользуемые детали, то изготовление машины обойдется в относительно небольшую сумму. Коатален согласился построить для Сигрейва специальный рекордный автомобиль, способный развить скорость свыше 200 миль в час (322 км/ч).
Новый рекордный автомобиль был разработан Джоном Ирвингом (John Samuel Irving) в 1926 году и был изготовлен заводом компании Sunbeam в Вулвергемптон (Wolverhampton). Рама и поперечные элементы автомобиля были изготовлены из швеллерной стали. Для разгона автомобиля до скорости 200 миль в час (322 км/ч) использовалась силовая установка, состоявшая из двух авиационных двигателей Sunbeam Matabele. Эти 12-цилиндровые V-образные рядные двигатели были разработаны Коаталеном в 1917 году. Диаметр цилиндра двигателя составлял 4,80 дюйма (122 мм), а ход поршня 6,30 дюйма (160 мм). Общий рабочий объем составлял 1370 куб. дюймов (22,4 л). При частоте вращения вала 2000 об/мин двигатель развивал мощность 450 л.с. (336 кВт); частоту вращения вала можно было увеличить до 2200 об/мин. Фактически двигатели были сняты со злополучной моторной лодки Maple Leaf VII, которая в 1921 году на реке Детройт, Соединенные Штаты, затонула во время гонок на Кубок Хармсворта (Harmsworth Trophy).
Хотя каждый из двух двигателей развивал всего 450 л.с. (336 кВт), рекордный автомобиль получил официальное обозначение Sunbeam 1000 HP (т.е. 1000 л.с.). Когда автомобиль был изготовлен, рабочие завода за формы кузова прозвали его «The Slug» (пуля). Когда автомобиль прибыл в Соединенные Штаты, американские газеты назвали его Mystery S. Пожалуй, наиболее уместно объединить все эти имена и назвать машину Sunbeam 1000 HP Mystery Slug.
Водитель сидел в средней части машины и был смещен вправо. Один двигатель был установлен перед водителем, а другой позади него. Передний двигатель имел одиночный радиатор, расположенный в носовой части автомобиля, а его выхлопные газы выбрасывались через одиночные выхлопные трубы, выходившие с обеих сторон машины. Жалюзи покрывали переднюю часть автомобиля и предназначались для отвода тепла от переднего двигателя. Задний двигатель оснащался двумя радиаторами, расположенными позади кабины водителя по одному с каждой стороны автомобиля. Охлаждающий воздух подавался через воздуховоды с обеих сторон автомобиля и выходил через отверстие в его хвостовой части. Выхлопные газы выходили через двенадцать патрубков, выступавших из верхней поверхности задней части автомобиля.
Двигатели были установлены вплотную друг к другу и соединены общим валом. Задний двигатель запускался подачей сжатого воздуха. Как только задний двигатель начинал работать, он соединялся с передним двигателем через общий вал, который запускал передний двигатель. Когда оба двигателя работали, общий вал фиксировал их вместе чтобы поддерживать их на одних и тех же оборотах. Трехступенчатая коробка передач получала мощность от общего вала и приводила в движение поперечный вал. Звездочки, установленные концах поперечного вала, и цепи передавали мощность на заднюю ось. Коробка передач фактически увеличивала частоту вращения поперечного вала по сравнению с частотой вращения общего вала; цепная передача действовала как редуктор, в результате чего конечное передаточное число возрастало до 1,02:1. Теоретическая максимальная скорость рекордного автомобиля Sunbeam 1000 HP с двигателями, работающими при частоте вращения валов 2000 об/мин, составляла 212,5 миль в час (342,0 км/ч).
Внутренние части рекордного автомобиля Sunbeam 1000 HP были покрыты обтекаемым алюминиевым кузовом, разработанным после испытаний в аэродинамической трубе авиационного отделения концерна Vickers. В целях безопасности водителя каркас вокруг его кабины был усилен, а вокруг приводных цепей и шин были установлены толстые стальные ограждения. Было установлено стальное днище толщиной 0,25 дюйма (6 мм), которое позволяло автомобилю Sunbeam 1000 HP скользить по земле в случае выхода из строя шины. Первоначально на задние колеса были установлены обтекатели, но после рекордных заездов от них отказались. Шины размерами 35 × 6 дюймов (635 × 152 мм) были специально разработаны компанией Dunlop Rubber Company (Dunlop). В компании Dunlop давали гарантию, что шины прослужат 3,5 минуты на скорости 200 миль в час (322 км/ч). Шины должны были меняться после каждого рекордного заезда. В хвостовой части автомобиля, за задним двигателем находился топливный бак емкостью 28 галлонов (106 л). Рекордный автомобиль Sunbeam 1000 HP имел колесную базу 11 футов 9 дюймов (3,58 м) и колею 5 футов 2 дюйма (1,57 м). Высота автомобиля составляла 3 фута 7 дюймов (1,09 м), а длина более 23 футов (7,01 м). Автомобиль Sunbeam 1000 HP имел дорожный просвет 7 дюймов (178 мм), а его собственная масса составляла 7790 фунтов (3533 кг).
С целью устранения все возможных неполадок автомобиль после сборки в течение шести часов был протестирован на специальном испытательном стенде. Официальный дебют рекордного автомобиля Sunbeam 1000 HP состоялся 21 февраля 1927 года. Генри Сигрейв понял, что в Европе нет места, где можно было бы безопасно управлять таким автомобилем, и строил планы на проведение рекордного заезда в Дайтона-Бич, штат Флорида. Некоторые из спонсоров создания автомобиля были недовольны тем, что рекордные заезды планировались за пределами Великобритании, и вынудили Сигрейва лично принять меры для отправки автомобиля и поездке за границу. Генри Сигрейв принял вызов и заставил руководство Международной ассоциации автомобильных клубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus – AIACR; ныне Международная автомобильная федерация) признать результаты рекордных заездов, которые будут контролировать представители Американской автомобильной ассоциации (American Automobile Association – AAA). Это потребовало длительных переговоров между AIACR и AAA.
Генри Сигрейв, его команда и автомобиль Sunbeam 1000 HP отправились в США в феврале 1927 года. Более ранний рекорд скорости на суше Сигрейва был побит 28 апреля 1926 года [2] Джоном Годфри Парри-Томасом, который на гоночном автомобиле Babs разогнался до скорости 170,624 миль в час (274,593 км/ч). 4 февраля 1927 года Малькольм Кэмпбелл на своем новом гоночном автомобиле Napier-Campbell Blue Bird превысил достижение Парри-Томаса, разогнавшись до скорости 174,224 миль в час (280,387 км/ч). 3 марта 1927 года при попытке установить новый рекорд Парри-Томас погиб. В то время считалось, что цепной привод получил повреждения, и вырвавшаяся на свободу цепь убила водителя. Одним из результатом этой аварии стало то, что Генри Сигрейв перед всеми своими заездами стал тщательно проверять цепной привод своего автомобиля.
Первый пробный заезд на автомобиле Sunbeam 1000 HP Генри Сигрейв совершил 21 марта 1927 года. Трасса в Дайтона-Бич имела протяженность девять миль (14,4 км), из которых четыре мили (6,4 км) приходились на участок разгона автомобиля, одна миля (1,6 км) на мерный участок и четыре мили (6,4 км) – на участок торможения автомобиля. Это был первый раз, когда рекордный автомобиль проехал какое-либо реальное расстояние. Помимо того, что рекордным автомобилем Sunbeam 1000 HP было трудно управлять, его задний двигатель сильно нагревался. Тем не менее машина хорошо показала себя в заездах на проложенной вдоль пляжа довольно ровной трассе. Машина получила новый рулевой механизм, который потребовал некоторых модификаций автомобиля. В целях улучшения охлаждения силовой установки на бортах кузова были размещены большие совкообразные заборники, которые подавали больше воздуха к радиаторам заднего двигателя. Однако самой большой проблемой, с которой столкнулся Сигрейв, стали тысячами зрителей, которые пришли посмотреть и встали на пути машины и оборудования для измерения времени. Следующий заезд автомобиля состоялся 24 марта, и были достигнуты более высокие скорости. В этот день в месте проведения заезда присутствовало больше полицейских, присланных помочь контролировать толпу, но зеваки по-прежнему представляли проблему.
С усилением контроля над толпой и отсутствием технических проблем, которые нужно было преодолеть, было принято решение сделать попытку установки нового рекорда. 29 марта 1927 года Генри Сигрейв отправился на север, полный решимости выжать из Sunbeam 1000 HP максимально возможную скорость. Сообщается, что в тот день на пляже было 30000 зрителей. Борясь с ветром, Сегрейв задел несколько флажковых указателей, установленных вдоль подготовленной трассы, но продолжил движение и промчался мерную милю за 17,94 секунды, что соответствовало средней скорости 200,669 миль в час (322,945 км/ч). Отпустив газ, Сигрейв обнаружил, что Sunbeam 1000 HP стал замедляться не так быстро, как это ожидалось. Ближе к концу трассы он сильно ударил по тормозам, но они расплавились. Затем Генри Сигрейв направил машину в море; мчась вдоль берега, он хотел замедлить машину и восстановить управляемость.
Автомобиль был подготовлен ко второму заезду: поменяли шины, установили новые тормоза, пополнили запасы топлива и воды. Некоторое время спустя Генри Сигрейв направил Sunbeam 1000 HP по ветру на юг. С двигателями, имевшими частоту вращения валов 2200 об/мин, Сигрейв промчался мерную милю за 17,39 секунды, что соответствовало средней скорости 207,016 миль в час (333,160 км/ч). С немного большей управляемостью чем в первом заезде Генри Сигрейв сумел довести машину до безопасной остановки в конце трассы. Сигрейв, управляя автомобилем Sunbeam 1000 HP, установил новый рекорд скорости на суше 203,793 миль в час (327,973 км/ч), что на поразительные 29,569 миль в час (47,587 км/ч) быстрее, чем предыдущий рекорд (Малькольм Кэмпбелл).
Рекорд Сигрейва и его автомобиля Sunbeam 1000 HP впервые превысил отметку в 200 миль в час (322 км/ч). Генри Сигрейв был первым негражданином США, который попытался установить рекорд скорости на суше в Дайтона-Бич. Аналогичным образом Sunbeam 1000 HP стал первым неамериканским автомобилем, который совершил попытку установить рекорд скорости в Дайтона-Бич. Автомобиль Sunbeam 1000 HP открыл новую эру больших, обтекаемых машин, предназначенных исключительно для установления рекордов скорости на суше.
Рекорд Генри Сигрейва продержался менее года, прежде чем Малькольм Кэмпбелл превзошел это достижение всего на 3,163 миль в час (5,090 км/ч). В то время Сигрейв был занят работами по созданию нового рекордного автомобиля Golden Arrow. Единственный заезд, совершенный автомобилем Sunbeam 1000 HP во Флориде, установил рекорд скорости на суше и одновременно показал, что цепной привод, которым оснащались машины, устарел и что его подержанные двигатели могут быть улучшены. Рекордный автомобиль Sunbeam 1000 HP Mystery Slug был сохранен и в конечном итоге попал в Британский национальный автомобильный музей (British National Motor Museum), деревня Бьюли (Beaulieu), графство Гэмпшир, где в настоящее время находится в экспозиции. В общей сложности эта машина своим ходом проехала примерно 75 миль (120 км).
[1] Рекорд скорости – 152,33 мили в час (245,15 км/ч) – был установлен Генри Сигрейвом на дистанции 1 километр и был официально признан AIACR. Данное достижение было превзойдено Томми Милтоном, который 27 апреля 1920 года разогнал свой двухмоторный гоночный автомобиль Duesenberg-Milton до рекордной скорости 156,046 миль в час (251,132 км/ч). Во время первого заезда машина Милтона загорелась, и он не смог сделать обратный заезд. Скорость Милтона была признана AAA национальным рекордом США, но не признана AIACR международным рекордом.
[2] Фактически Парри-Томас побил рекорд Сигрейва 27 апреля 1926 года, разогнав свой автомобиль до скорости 168,074 миль в час (270,489 км/ч). На следующий день Парри-Томас установил новый рекорд.
Источники:
-
-
- The Land Speed Record 1920-1929 by R. M. Clarke (2000)
- The Fast Set by Charles Jennings (2004)
- Land Speed Record by Cyril Posthumus and David Tremayne (1971/1985)
- Sunbeam Aero-Engines by Alec Brew (1998)
-
источник: https://oldmachinepress.com/2017/09/05/sunbeam-1000-hp-mystery-slug-lsr-car/
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnyi-avtomobil-sunbeam-1000-hp-mystery-slug