Рейд корабля с пятью именами: морское сражение при Хайфе 1956 года

15

Содержание:

На фоне жестокостей, творящихся сейчас на Ближнем Востоке мне очень захотелось вспомнить те времена, когда арабы и евреи все еще умели воевать рыцарственно и проявлять уважение друг к другу…

Герой сегодняшнего повествования был заложен весной 1939 года под именем «Мендип», для Королевского Флота Великобритании. Это был эскортный миноносец типа «Хант» первой серии; не слишком быстрый, с облегченным вооружением, но дешевый и массовый. Вступление в строй «Мендип» задержалось из-за инцидента на тренировке — на борту корабля взорвался глубинный заряд — и вошел он в строй только в начале 1941 года. Карьера его прошла, в основном, в водах метрополии, но ему также довелось принять участие во вторжении на Сицилию и высадке в Нормандии. После войны он участвовал в операции «Deadlight» (уничтожении 116 сдавшихся немецких субмарин), и в январе 1946 был выведен в резерв.

Корабль Его Величества "Мендип"

Корабль Его Величества «Мендип»

В 1948 году, «Мендип» выбрали для передачи китайскому (националистическому) флоту. Корабль переименовали в «Лин Фу» и передали правительству Гоминьданя в бесплатную аренду сроком на пять лет. Однако под китайским флагом «Лин Фу» прослужил совсем недолго. В феврале 1949 года на флоте националистов произошел неловкий казус; сбежал к коммунистам крейсер «Чун Кинг», тоже бывший британский HMS «Аврора». После этого инцидента, британцы поняли, что Гоминьдану недолго осталось, и расторгли договор об аренде эсминца.

Вновь вернувшийся под родной флаг «Мендип» снова оказался не нужен. Временно его включили в состав Азиатского Флота, но это решение никому не нравилось; «Мендип» был единственным кораблем типа «Хант» на Дальнем Востоке, и добывать для него запчасти обходилось в копеечку. Королевский Флот лихорадочно искал, как бы избавиться от «возвращенца», и в итоге предложил его Египту «как есть», в полностью снаряженном и укомплектованном виде. Египет в тот момент интенсивно перевооружался — сказывалось недавнее поражение в войне с молодым Израилем — и на предложение купить подержанный эскорт согласился не раздумывая.

Под египетским флагом

Под египетским флагом

15 ноября 1949 года «Мендип» официально передали флоту Египта и ввели в строй под именем «Мохаммед Али эль-Кебир». Впрочем, это имя тоже надолго не задержалось, и в 1951 его по какой-то причине переименовали в «Ибрагим эль-Аваль», поменяв именами с другим кораблем такого же типа. Как выяснилось впоследствии, это было не последнее его переименование.

Планирование

Осень 1956 стала периодом очередного обострения на Ближнем Востоке. На волне ухудшающихся отношений с западными странами, президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий Канал и закрыл Тиранский Пролив для израильского судоходства. Недовольные таким раскладом Великобритания и Франция совместно с Израилем начали планировать вооруженный ответ. Предполагалось, что Израиль начнет действия против Египта с целью заставить тот снять ограничения на судоходство; в разгар боев, Великобритания и Франция вмешаются под предлогом «угрозы для мира в регионе» и возьмут Суэцкий Канал под прямой контроль. В Средиземном Море сосредоточилась внушительная франко-британская эскадра.

В такой обстановке, египетское морское командование решило действовать, и нанести удар первыми. Оно запланировало атаковать с моря главную базу израильского флота — порт Хайфа. Поскольку масштабный выход в море египетского флота мог привести к столкновению с заведомо превосходящими силами англичан и французов, операцию решили провести в стиле рейда; одиночный корабль должен был прокрасться вдоль побережья, обстрелять Хайфу, и ретироваться в нейтральный порт. На эту роль выбрали «Ибрагим эль-Аваль». Командовал кораблем 27-летний Рашди Тамзин, которого многие считали слишком молодым для занимаемой должности. Тем не менее, он проявил себя как компетентный и решительный командир.

30-го октября, «Ибрагим эль-Аваль» тихо выскользнул из Порт-Саида и направился на северо-восток, к берегам Израиля. К этому времени франко-британские силы уже двигались к берегам Египта, но небольшой фрегат благополучно проскочил незамеченным, затерявшись среди интенсивного судоходства. К ночи 31 октября он уже был в районе цели.

Израильский эсминец "Эйлат" — больше, быстрее и сильнее

Израильский эсминец «Эйлат» — больше, быстрее и сильнее

В море возле Хайфы патрулировала израильская эскадра в составе эсминцев «Эйлат» и «Яффо» (оба британского типа «Z») и фрегата «Мизнак» (канадского типа «Ривер»). Оба эсминца были значительно крупнее и быстроходнее египетского миноносца, и в случае встречи в море, исход боя с израильской эскадрой не вызывал сомнений. Однако, израильтяне не ожидали от египтян активных действий; они предполагали, что египетский флот, устрашенный мощью англо-французской эскадры, останется в гаванях, и не ожидали рейда. И удача улыбнулась египтянам — под покровом ночи, «Ибрагим эль-Аваль» проскользнул буквально под носом патрульной эскадры, которая вообще его не заметила.

Вблизи Хайфы «Ибрагим эль-Аваль» поджидала еще одна потенциальная угроза; небольшая флотилия катеров и моторных лодок, прикрывавшая южные подходы к порту от возможных нападений диверсантов. Сама по себе флотилия не представляла угрозы для миноносца; однако, она могла поднять тревогу. Тем не менее, удача все еще была на стороне египтян, и «Ибрагим эль-Аваль» спокойно прошел мимо не слишком-то бдительных сторожей.

Бомбардировка

Ровно в 03:30 ночи, «Ибрагим эль-Аваль» вышел на позицию вблизи Хайфы и открыл огонь по порту из своих 102-мм орудий главного калибра. Основной целью были портовые сооружения и нефтяной терминал, а также склады военно-морской базы.

Согласно израильским отчетам, бомбардировка длилась лишь несколько минут, и египтяне сделали лишь несколько десятков хаотичных выстрелов. Однако, согласно отчетам капитана Тамшина, корабль обстреливал Хайфу почти 45 минут и выпустил за это время 160 снарядов. Обе стороны, однако, сходятся в том, что обстрел был в целом беспорядочным и малоэффективным. Как выяснилось впоследствии, карты Хайфы, предоставленные экипажу «Ибрагим эль-Аваль» египетским морским командованием, были совершенно бесполезны; расположение военных и промышленных объектов на них было показано неправильно, а многие важные цели вообще отсутствовали. Тем не менее, атака застала главную базу израильского флота врасплох, не готовой к обороне.

И тут вмешался непредвиденный для египтян фактор; в порту Хайфы стоял новенький французский эсминец «Керсэн» послевоенного типа Т47. Он доставил в порт французскую военно-морскую миссию, целью которой была организация рабочего взаимодействия с израильскими вооруженными силами. Формально, между европейскими странами и Египтом все еще поддерживался мир — военные действия должны были начаться только через несколько часов. Но капитана «Керсэн» формальности не очень-то волновали, и когда на город начали падать снаряды, он приказал развернуть орудия и открыть ответный огонь по нападавшему.

Египтяне, о присутствии французов не знавшие, были весьма ошарашены, когда берег окрасился вспышками ответного огня и вокруг «Ибрагим эль-Аваль» начали со свистом падать снаряды. Капитан решил, что имеет дело с тяжелыми береговыми батареями, и приказал прервать бомбардировку и отступить. Израильтяне считали, что «Керсэн» по крайней мере один раз попал в неприятеля, и тем вынудил его уйти. Однако французы, пост-фактум оценивая ситуацию, установили, что не добились в этом бою попаданий. Впрочем, это совершенно не помешало израильтянам чествовать капитана «Керсэн» как спасителя Хайфы.

Отход «Ибрагим эль-Аваль» не сопровождался какими-либо проблемами. Хотя патрулирующие в море израильские флотилии получили предупреждение о бомбардировке порта, никто не знал, в каком направлении отступил нападавший (и кто это был вообще). В самом порту Хайфы стояла флотилия торпедных катеров, но они были заняты противодиверсионными операциями, и не готовы к немедленному преследованию.

Погоня

Отступив от Хайфы, «Ибрагим эль-Аваль» направился, однако, не на юг — в Египет — а на север, к Бейруту. Египетское командование резонно понимало, что шанс вернуться домой мимо потревоженных патрулей у «Ибрагим эль-Аваль» минимален, и поэтому план операции предусматривал отступление в нейтральный Ливан. Предполагалось, что такой маневр застанет израильтян (и их европейских союзников) врасплох, и позволит египетскому миноносцу уйти без боя.

Едва рассвело, израильский транспортный самолет C-47 «Дакота» (переоборудованный в импровизированного морского разведчика) поднялся с аэродрома и начал интенсивно прочесывать Средиземное Море в поисках нападавшего. Практически немедленно он заметил движущийся на север «Ибрагим эль-Аваль» и радировал об этом израильской флотилии, патрулирующей в море.

Получив сообщение, израильская флотилия разделилась. Быстроходные эсминцы «Эйлат» и «Яффо» устремились на север, надеясь догнать врага. Медлительный фрегат «Мизнак» остался на прежнем курсе — израильтяне подозревали, что рывок неприятеля к северу может быть попыткой обмануть погоню, и затем он снова повернет на юг.

На египетском миноносце также заметили разведчика — кружившего чуть дальше радиуса досягаемости зениток — и поняли, что обнаружены. Капитан Тамзин срочно запросил инструкций. Командование египетского флота в Александрии приказало придерживаться исходного плана и отступать в Бейрут, пообещав «всестороннюю поддержку» со стороны сирийской авиации, самолеты которой якобы уже поднялись в воздух и должны были прибыть с минуты на минуту.

В 05:07 утра, поисковый радар «Эйлата» засек на северо-востоке крупную надводную цель, идущую на 25 узлах. Командующий израильским соединением капитан Самуил Янаи приказал обеим эсминцам развить полный ход и догнать неприятеля. Но спустя десять минут, в 05:17, израильтянам пришлось пережить несколько неприятных моментов — на радаре показались четыре крупных корабля, быстро приближающиеся с запада.

Израильские эсминцы

Израильские эсминцы

Капитан Янаи заподозрил, что обстрел Хайфы мог быть лишь приманкой, с целью выманить его корабли под удар некоего мощного египетского соединения. Тем не менее, он приказал эсминцам держать прежний курс, пока приближающиеся с запада корабли не показались на горизонте, после чего идентифицировал себя световыми сигналами. Несколько минут прошли в напряженном ожидании, но затем наступило облегчение: неопознанные корабли оказались американскими, частью 6-го флота США в Средиземном Море. Америка в тот момент относилась к Израилю не так чтобы дружески, но вмешиваться в конфликт не собиралась. Сообразив, что происходит, и не желая быть втянутыми в назревавшую перестрелку, американские корабли выполнили разворот и удалились.

Сражение

В 05:32 оба израильских эсминца открыли огонь с дистанции около 8200 метров, взяв «Ибрагим эль-Аваль» под перекрестный обстрел с двух сторон. Израильтяне торопились — в любую минуту могла показаться арабская авиация — и поэтому стреляли в максимальном темпе, упирая на скорость, а не на меткость.

«Ибрагим эль-Аваль» почти немедленно ответил своими орудиями, но спорадическим и очень неточным. Система управления огнем эскортного миноносца не была рассчитана одновременно вести бой с двумя оппонентами с разных сторон, и поэтому артиллеристы египетского корабля перевели орудия под локальное (вместо централизованного) управление. Это позволило им отвечать обеим израильским эсминцам сразу, но сильно сказалось на меткости стрельбы.

«Ибрагим эль-Аваль» в бою

«Ибрагим эль-Аваль» в бою

Около 05:35, израильские наблюдатели доложили о первых попаданиях в неприятеля. Дистанция боя была сравнительно невелика, но египетский миноносец интенсивно и умело маневрировал, непрерывно сбивая огневое решение. Примерно в 6:00, от полученных повреждений «Ибрагим эль-Аваль» сбавил ход до 17 узлов, двигаясь почти точно на север.

В 06:37 египтянам, казалось, улыбнулась удача — над полем боя появилась, наконец, авиация. Но лучик надежды быстро угас; самолеты оказались израильскими. Два истребителя-бомбардировщика Dassault M.D.450 Ouragan со знаками различия ВВС Израиля атаковали «Ибрагим эль-Аваль» залпами 105-мм неуправляемых авиационных ракет. Расстреляв подвески, израильские пилоты повторили заход, и располосовали египетский фрегат огнем своих 20-мм автопушек, прежде чем вернуться к аэродромам.

К 06:50 исход сражения стал очевиден; «Ибрагим эль-Аваль» потерял управление. Наблюдатели с «Эйлата» видели растерянность и панику среди египтян, некоторые матросы прыгали за борт. Оценив обстановку, капитан «Эйлата» приказал временно прекратить огонь и спустить на воду шлюпки — спасать тонущих египтян.

В 07:03 все было конечно. «Ибрагим эль-Аваль» окончательно потерял ход и прекратил огонь, беспомощно раскачиваясь на волнах. «Эйлат» и «Яффо» собирались добить египетский миноносец, но тут наблюдатель с «Эйлата», почти не веря своим глазам, сообщил, что неприятель поднял белый флаг.

Капитуляция

Прекратив обстрел, израильские эсминцы спустили на воду все наличные катера с вооруженными матросами и направили призовые команды на египетский миноносец. Так как израильтяне не особенно доверяли египтянам, и опасались, что внезапная капитуляция может оказаться неким трюком, эсминец «Эйлат» занял позицию прямо напротив «Ибрагим эль-Аваль», недвусмысленно нацелив на неподвижного египтянина свой торпедный аппарат. Оба эсминца несли на борту снаряженные торпеды, но не применяли их ранее, так как вероятность попадания в быстро маневрирующего противника была слишком мала. Теперь же торпеды оказались весьма убедительным аргументом на случай обмана.

Впрочем, египтяне никакого обмана не планировали. Поднявшяся на борт «Ибрагим эль-Аваль» призовая команда (во главе с капитаном Йозефом Джоном, командиром артиллерийской части «Эйлата») была встречена капитаном Тамзином, который подтвердил намерение капитулировать. По его словам, корабль лишился хода и управления рулем, среди экипажа было двое погибших и восемь раненных — не считая прыгнувших за борт — и обещанная египетским командованием воздушная поддержка оказалась ложью. В сложившейся ситуации, капитан Тамзин не имел более возможности сопротивляться, и не хотел жертвовать жизнями своих людей впустую.

Изначально израильтяне считали, что египетский корабль тяжело поврежден и скоро затонет. Поэтому призовые команды имели приказ как можно быстрее снять с «Ибрагим эль-Аваль» экипаж и наспех обыскать миноносец в поисках карт, шифровальных книг и тому подобной информации. Но пока израильские медики оказывали помощь раненным египтянам, механики осмотрели корабль, и обнаружили, что хотя тот и, несомненно, выведен из строя, но тонуть не собирается. И тут у израильтян возникла блестящая идея; забрать сдавшийся миноносец себе в качестве приза.

Буксировка приза

Буксировка приза

Подойдя бок-о-бок к «Ибрагим эль-Аваль», «Эйлат» взял подбитый миноносец на буксир и медленно потащил его к Хайфе. «Яффо» кружил вокруг, сохраняя свободу маневра на случай воздушной атаки. Буксировка миноносца (руль которого заклинило в положении «лево руля») оказалась долгим и утомительным мероприятием, и в 13.45 экипаж «Эйлата» с великим облегчением «сдал» свой трофей двум гражданским буксирам, прибывшим из Хайфы.

Оценка повреждений

По прибытии в Хайфу, «Ибрагим эль-Аваль» был осмотрен (с разрешения израильских властей) французскими офицерами из военной миссии. Их в первую очередь интересовали боевые повреждения корабля. Их отчет позволил составить ясную картину боя.

Трофей в Хайфе

Трофей в Хайфе

Из 426 выпущенных израильтянами 113-мм снарядов, в «Ибрагим эль-Аваль» достоверно попали всего… пять, что составляло едва-едва 1,2% процента попаданий. Весьма низкий процент для боя на относительно малых дистанциях. Частично в этом, впрочем, были виноваты старые боеприпасы. Израильские артиллеристы отмечали, что многие снаряды британского производства летели криво.

* Один снаряд пробил носовую оконечность миноносца, прошел насквозь пустое якорное отделение и вылетел с противоположного борта. Как оценили французы, это было «самое эффектное, но самое неэффективное повреждение»; снаряд оставил две дыры в корпусе, но не разорвался и ничего не повредил.

* Второй снаряд ударил под основание кормовой артиллерийской установки, и раскололся внутри корабля. Исходное попадание вывело из строя механизм подачи боеприпасов, но этим ущерб не ограничился. Осколки снаряда проникли в машинное отделение, разрушив котел и выведя из строя основную динамо-машину. По оценкам французов, это попадание стало для «Ибрагим эль-Аваль» критическим.

* Третий снаряд разорвался под носовой артиллерийской установкой, повредив ее поворотные механизмы.

* Четвертый и пятый снаряды попали в кубрики экипажа, разворотив их но не нанеся более никакого вреда.

Пробоина от попадания в нос корабля. Эффектная, но практически не нанесшая повреждений

Пробоина от попадания в нос корабля. Эффектная, но практически не нанесшая повреждений

Относительно тридцати двух 105-мм ракет, выпущенных по «Ибрагим эль-Аваль» израильскими самолетами, французские моряки сумели достоверно подтвердить лишь одно попадание (израильтяне, впрочем, с этим не согласились). Ракета пробила верхнюю палубу миноносца, прошла через офицерскую кают-компанию, и взорвалась в машинном отделении. Вероятно, именно это попадание и заклинило рулевой привод.

Точное количество пробоин от 20-мм снарядов авиационных пушек французам посчитать не удалось, но оно было определено как «значительное». Хотя они и не нанесли миноносцу особого вреда, но, вероятно, основательно деморализовали команду «Ибрагим эль-Аваль».

Ни одной пробоины от 127-мм снарядов «Керсэна» обнаружить не удалось.

В общем и целом, осмотр египетского корабля подтвердил, что к концу боя «Ибрагим эль-Аваль» был лишен хода и управления, обе его артиллерийские установки имели повреждения и электропитание отказало. При этом, согласно показаниям офицеров миноносца, корабль испытывал механические проблемы еще во время отступления к Бейруту. Таким образом, решение капитана Тамзина сдать корабль было признано совершенно оправданным: «Ибрагим эль-Аваль» находился в беспомощном положении против двух значительно превосходящих израильских кораблей, воздушные атаки могли в любой момент возобновиться (египтяне не знали, что практически вся израильская авиация была в тот момент связана боями над Синаем), и египетское командование обмануло моряков насчет воздушного прикрытия. В такой ситуации, любое продолжение сопротивления привело бы лишь к дополнительным жертвам без какого-либо результата.

Последствия

Сравнительно хорошее состояние «Ибрагим эль-Аваль» позволило израильтянам всерьез рассмотреть возможность ввести его в состав своего флота. Будучи кораблем британской постройки, трофей был в целом совместим по запчастям и боеприпасам с имевшимися боевыми единицами. При этом он увеличивал на треть количество крупных кораблей во флоте Израиля. На восстановление корабля ушло всего два месяца, и в январе 1957 года старый миноносец был официально включен в состав военно-морских сил Израиля как «Хайфа».

Под новым именем, он благополучно прослужил — в основном в резерве — до конца 1960-ых, в том числе приняв участие в Шестидневной Войне 1967 года против своих бывших хозяев, египтян. В ходе этого конфликта, «Хайфа» имела боевой контакт с чем-то, что израильские акустики сочли египетской субмариной, и сбросил на нее несколько глубинных бомб. Подробности инцидента так и остались невыясненными; израильтяне считали, что потопили или повредили египетскую субмарину (и даже нарисовали ее силуэт на рубке «Хайфы»), египтяне яростно отрицали что такое столкновение вообще имело место. По неофициальным данным, впрочем, одна египетская субмарина в 1967 году подверглась атаке израильских кораблей, но повреждений не получила.

"Хайфа" сбрасывает глубинные заряды на возможную египетскую субмарину, 1967 год

«Хайфа» сбрасывает глубинные заряды на возможную египетскую субмарину, 1967 год

После войны, «Хайфа» был выведен в резерв и в 1969 году потоплен на учениях ракетами «Габриэль». История корабля, сменившего пять имен и четырех владельцев, завершилась.

Капитан Рашди Тамзин по возвращении на родину был — весьма неожиданно для него самого — встречен, как герой. Египетское общественное мнение было на его стороне; все понимали, что его корабль был отправлен на изначально авантюрное задание против абсолютно превосходящего противника, с неадекватным планом действий и ложными обещаниями поддержки (которая так никогда и не материализовалась). При этом капитан Тамзин сумел благополучно добраться до цели, и выполнить ключевую часть своего задания — обстрел Хайфы — после чего храбро держался против двух сильнейших кораблей, и, когда ситуация стала безнадежной, сделал все, чтобы спасти экипаж.

Капитан Рашди Тамзин

Капитан Рашди Тамзин

Вина за потерю «Ибрагим эль-Аваль», по общему мнению, лежала всецело на командовании египетского флота, не сумевшем обеспечить корабль даже правильными картами цели (!). Египетское командование, по всей видимости, прекрасно понимало, что попытка свалить потерю «Ибрагим эль-Аваль» на капитана Тамзина вызовет всеобщее возмущение, и поэтому предпочло списать все на «превратности войны». Карьера капитана Тамзина в итоге не пострадала, и он продолжил служить в египетском флоте.

Заключение

Рейд «Ибрагим эль-Аваль», практически не возымев военного значения — разве что если считать таковым пополнение израильского флота еще одним миноносцем — тем не менее, достаточно интересен и показателен. Даже в эпоху радаров и авиации, небольшой корабль с решительной командой сумел незамеченным подобраться к главной военно-морской базе оппонента и нанести по ней удар. Не окажись в Хайфе французского эсминца, и старый египетский миноносец вполне мог бы в итоге наломать немало дров (хотя, с учетом отвратительной подготовки рейда египетским командованием — не удосужившимся обеспечить команду даже правильными картами — такое представляется маловероятным).

Мне захотелось описать это сражение — достаточно в целом известное и неоднократно описанное в литературе — главным образом, как своего рода напоминание о том, что арабо-израильский конфликт не всегда был жестокой войной на уничтожение. Что были времена, когда обе его стороны в достаточной степени уважали друг друга, а «общественное мнение» единодушно вставало в защиту офицера, после кровопролитного сражения принявшего нелегкое решение о капитуляции. Что профессионализм военных — это не просто подготовка, и не просто формулировка, а еще и определенный образ мышления, определенный стиль понимания ответственности и долга.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/293193.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account