Разведка в стратосфере. Junkers Ju 388L-1: последний традиционный самолет-разведчик Luftwaffe
Содержание:
Статья Мартина Хандига (Martin Handig) и Кристофа Ферналекена (Christoph Vernaleken) «Aufklärung in der Stratosphäre. Junkers Ju 388L: Der letzte konventionelle Höhenaufklärer der Luftwaffe» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 4/2001 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в декабре 2016 года.
Предисловие редакции: Последней версией известного семейства самолетов Junkers Ju 88 и Ju 188, созданной в конце Второй Мировой войны, был Ju 388. Этот эффективный высотный самолет был испытан в варианте самолета-разведчика Ju 388L. Последний сохранившийся до наших дней экземпляр самолета данного типа сейчас находится в Сильвер-Хилл (Silver Hill), США.
Junkers Ju 388 представлял собой дальнейшее развитие самолета Junkers Ju 188, конструкция которого в свою очередь была создана на основе известного Ju 88. Инженерами компании Junkers были разработаны три варианта Ju 388: J (ночной истребитель и тяжелый истребитель), K (высотный бомбардировщик) и L (высотный разведчик). Конструкция высотных вариантов Ju 388 K и L была разработана с таким расчетом, что самолеты данных вариантов смогли бы действовать на больших высотах, где истребителям союзников было бы сложно перехватить их. Тяжелый и ночной истребитель Ju 388J в первую очередь предназначался для борьбы с тяжелыми американскими бомбардировщиками B-29, которые по сообщениям агентов Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) могли использоваться союзниками и в Европе.
Первая опытная машина Ju 388L-0 V7 (заводской номер 300001, военный номер PG+YA) была создана с использованием готовых элементов конструкции Ju 188. Первый полет этот самолет совершил в декабре 1943 года. Затем в течение 1944 года были изготовлены еще шесть опытных образцов V1–V 6 (по два самолета вариантов J-1, K-1 и L-1). Крылья и вертикальное хвостовое оперение всех этих прототипов были полностью взяты от Ju 188, а основные и хвостовая стойки шасси – от Ju 88. В отличие от своих предшественников Ju 388 получил полностью новую герметичную кабину, в которой располагались три члена экипажа.
Высотные двигатели BMW 801 TJ-0
Для оптимизации аэродинамики и увеличения скорости полета на самолетах этих вариантов было решено отказаться от оборонительных позиций В и С (последняя располагалась в задней части полусферического подфюзеляжного обтекателя). В этом случае конструкторам компании облегчалась задача обеспечения герметичности кабины. Вместо упомянутых выше оборонительных позиций В и С было решено в хвостовой части самолета установить дистанционно-управляемую турель FHL 131Z с дистанционным приводом FA 15 и перископическим прицелом PVE 11. Фюзеляж Ju 388 в основном соответствовал фюзеляжу Ju 188, но должен был быть соответствующим образом модифицирован. У вариантов K и L под фюзеляжем были сохранены бомбо-штурмовые ванны (Bombenwanne). У машин нулевых серий вариантов K и L (L-0 и К-0) дистанционно управляемая оборонительная турель была заменена неподвижной огневой установкой, из которой можно было вести огонь в направлении назад. На самолетах Ju 388K-0 неподвижная огневая установка располагалась в месте перехода бомбо-штурмовой ванны в фюзеляж. У самолетов Ju 388L-0, значительная часть которых не была оснащена подфюзеляжным обтекателем, вооружение размещалось в нижнем выступе. На фотографиях Ju 388L-0 (заводской номер 300291, военный номер DW+YY), который часто ошибочно принимают за Ju 388 V1, эта особенность особенно хорошо заметна. В этом выступе размещались два пулемета MG 131, а не пулеметы MG 81, как это часто утверждалось.
У варианта Ju 388J вместо бомбо-штурмовой ванны – так же как и на Ju 88G – был установлен подфюзеляжный выступ с вооружением в виде четырех 20-мм автоматических пушек MG 151/20, которые в зависимости от комплекта вооружения можно было заменить пушками MK103 или MK 108. Дополнительно в фюзеляже на шпангоуте № 15 можно было установить под углом к вертикали еще две пушки MG 151, стрелявшие вперед и вверх (Schräge-Musik).
На всех опытных и на всех до сих пор известных серийных машинах данного типа в качестве стандартных устанавливались высотные двигатели BMW 801TJ-0 с турбокомпрессорами, работающими на отработавших газах двигателей. Взлетная мощность BMW 801TJ-0 была равна 1615 л.с., а на высоте 12 300 метров была равна 1430 л.с. Каждый из двигателей вращал четырехлопастный дюралюминиевый воздушный винт изменяемого шага диаметром 3726 мм.
Конструкторами компании Junkers также велись работы по размещению на самолете альтернативных вариантов силовой установки. Так, например, известно о трех прототипах Ju 388, которые были оснащены двигателями Jumo 213E: прототипы V21 (заводской номер 230157), V30 (заводской номер 300293) и V 32 (заводской номер 300295). Прототип Ju 388 V32 (военный номер T9+DL) тестировался в расположенном в Ораниенбурге (Oranienburg) испытательном соединении Верховного командования Люфтваффе после того, как в находящейся в распоряжении испытательного центра мастерской на самолёты были установлены двигатели Jumo 213E (силовая установка 9-8213 D) с воздушными винтами VS 19. Первый контрольный полет данного самолета был выполнен 12 сентября 1944 года. До произошедшего 5 января 1945 года падения самолёта и гибели всего его экипажа были выполнены 23 полета общей продолжительностью 9 часов и 40 минут. Во время полетов самолет поднимался на максимальную высоту 10 200 метров и разгонялся до скорости 565 км/ч. Поскольку весивший 12 685 кг самолет летел с двигателями, работавшими в режиме максимальной продолжительной мощности, то расчетная максимальная скорость в 608 км/ч для машин с двигателями Jumo 213E (силовая установка 9-8213 D) не выглядит чем-то нереальным. Несколько прототипов Ju 388 должны были быть оснащены двигателями Jumo 222, и по крайней мере один из них был переоборудован в Мерзебурге (Merseburg). Также в планах была установка на самолеты двигателей DB 603.
Устранение обледенения теплым воздухом
Единственным вариантом, за исключением машин нулевой серии, стал Ju 388L-1, изготавливавшийся компанией Junkers на своем предприятии в Мерзебурге, компанией ATG (Лейпциг или Альтенбург [Altenburg]) и Weserflug, Лигниц, Силезия. В зависимости от установленного на самолетах данной серии оборудования Ju 388L-1 могли применяться в качестве дневных или ночных разведчиков. Дневной самолет-разведчик помимо запаса топлива, составлявшего 3945 литров, мог брать на борт по две фотокамеры Rb 20/30, Rb 50/30 или 75/30. Если в самолете размещались двенадцать осветительных бомб, то в этом случае запас топлива сокращался до 2970 литров и можно было использовать только по одной фотокамере NRB 35/25, NRB 40/25 или 50/25. Для увеличения дальности полета на внешней подвеске подвешивался сбрасываемый топливный бак емкостью 900 литров.
В то время как для крыла Ju 388 была установлена противообледенительная система с Ju 188 (от двигателей по воздуховодам подавался теплый воздух), то для обогрева фотооборудования и в целях борьбы с обледенением стабилизатора на самолет была установлена бензиновая печь Kärcher. Радиооборудование самолета-разведчика состояло из радиостанции FuG 10 с пеленгатором Peil G6, FuG 25a, электрического высотомера FuG 101a, системы слепой посадки типа FuBl 2F, FuG 16 Z(Y) и радиолокатор FuG 217 Neptun.
В дополнение к заводским испытаниям, проводившимся компанией Junkers на предприятиях в Дессау и Мерзебурге, в испытательном центре ВВС, Рехлин, летом 1944 года подразделением 8-388 проводилось тестирование двух прототипов, шести самолетов нулевой серии и пятнадцати самолетов серии L-1. Результаты испытаний подтвердили пригодность Ju 388L-1 к применению в составе боевых подразделений, начиная с 31 января 1945 года. Некоторые Ju 388 находились в испытательных центрах ВВС в Тарневице (Tarnewitz), Вернойхене (Werneuchen), а также в VfH, Ораниенбург. Также имеются материалы, согласно которым некоторые из этих самолётов были переданы в разведывательные подразделения. Так, например, в ежемесячном докладе от 1 ноября 1944 года за октябрь 1944 года, поступившем из исследовательского центра FTA, от подразделения 8-388, имеется такое предложение:
«заводской номер 340093 передан 29 октября в качестве первой машины в разведывательную эскадрилью в Альтенбурге для приемочного контроля».
Кроме этого в федеральном архиве (Bundesarchiv) находится доклад за декабрь 1944 года, согласно которому один самолет Ju 388 находится в разведывательной эскадрилье ночных самолётов-разведчиков в Бриге (Brieg), неподалеку от Бреслау.
В США с «центрифугами Уотсона»
Хотя по достоверным сообщениям несколько самолетов Ju 388 попали в руки союзников, ужасы Второй Мировой войны пережила лишь одна машина данного типа. Длительное время эта машина находится в запаснике Национального музея авиации и космонавтики (National Air and Space Museum – NASM), Сильвер-Хилл, штат Мэриленд, США. История того, как этот самолет стал трофеем союзников, тесно связана с группой авиационной разведки ВВС армии США (USAAF Air Intelligence Team) и командой полковника Уотсона (Colonel Watson).
Данное подразделение, известное как «центрифуги Уотсона» (Watson Whizzers), в Европе в ходе заключительной фазы Второй Мировой войны и в рамках операции «Ласти» (Operation Lusty) «собирала» всё более или менее интересное немецкое высокотехнологичное авиационное оборудование. Одна из групп этого подразделения достигла Халле/Зале (Halle/Saale) и затем переместилась в Мерзебург, где реквизировала Ju 388L-1 (заводской номер 560 049). Персонал 99-й военно-транспортной эскадрильи (99th Air Service Squadron) и 365-й истребительной авиагруппы (365th Fighter Group), входившей в состав 9-й воздушной армии (9th US Air Force), получили из расположенного в Фрицларе (Fritzlar) приказ исследовать самолет и, если это будет возможным, привести его в пригодное для полетов состояние.
Бригада специалистов под командованием майора Томми Хаворта (Tommy Haworth) обнаружила полностью заправленный Ju 388 в ангаре. Поскольку у американцев были серьезные опасения относительно безопасности самолета (предполагалось, что он мог быть заминирован бросившими его немцами), сам Ju 388 был тщательно осмотрен. В поисках взрывчатки американскими техниками были открыты все люки самолёта. Затем машина была поставлена на козлы и была проверена работа шасси и посадочных щитков. По-видимому, этот самолёт не был полностью оборудован, поскольку в бомбоотсеке отсутствовали фотокамеры. Для того чтобы данный Ju 388 можно было привести в пригодное для полётов состояние, группа специалистов основательно изучила оборудование кабины. Хотя у возглавлявшейся майором Хавортом группы специалистов и имелся переводчик, сделать это было сложно, поскольку последний не разбирался в авиационной специфике. Томми Хаворт со страхом нажимал на кнопки, каждый раз ожидая взрыва. Однако вскоре самолет сочли достаточно надежным для запуска двигателей, и Хаворт, все еще опасавшийся взрыва, включил их. Температура цилиндров двигателей очень быстро достигла критической отметки, и через каждые пять минут работы на холостом режиме двигатели приходилось глушить.
Прежде чем выполнить назначенный на 20 мая перегон Ju 388 в Кассель-Вальдау (Kassel-Waldau) в Мерзебурге экипаж союзников совершал полёты на этом самолёте. Поскольку Ju 388 все еще нес немецкие опознавательные знаки, то американский экипаж, в состав которого входил и майор Томми Хаворт, сопровождали три американских истребителя типа Р-38. Перелет продолжался с 14:30 до 15:30, и на борту перегоняемого самолёта, возможно, находился сам Уотсон. В соответствии с первоначальным планом «центрифуг Уотсона» Ju 388 должен был совершить перелёт через Престуик (Prestwick), Шотландия, в Исландию, далее через Северную Атлантику в Гренландию (!) и далее в США на авиабазу Райт-Филд (Wright Field). Однако в реальности этот самолёт вместе с целым рядом других интересных немецких машин (Me 262, Ar 234, Do 335, He 219, Ta 152) ,захваченных в ходе операции «Си хорс» (Sea Horse; морская лошадь), были доставлены в США на эскортном авианосце Королевского флота «Рипер» (HMS Reaper). Эти самолеты, как и большинство прочих, 17 июня 1945 года прилетели в Шербур/Керкевиль (Cherbourg/Querqueville), где их и погрузили на авианосец. Морское путешествие началось 20 июля и продолжалось восемь дней. В Ньюарке, штат Нью-Джерси, самолеты были выгружены с эскортного авианосца и затем по воздуху или по железной дороге доставлены на авиабазу Фриман-Филд (Freeman Field).
Далее в международном аэропорту Даллес, Вашингтон
Захваченный Ju 388L-1 сначала получил код опознавания FE-4010, который позднее был заменен на T-2-4010. Испытания этого самолёта проводились на авиабазе Фриман-Филд. В сентябре 1945 года Ju 388L-1 летал в присутствии представителей прессы, а 30 сентября 1945 года машину перегнали на авиабазу Райт-Филд. Оттуда в июне 1946 года Ju 388L-1 был возвращен назад на авиабазу Фриман-Филд. Всё это время самолёт был исправен и мог летать. После завершения лётной карьеры Ju 388L-1 предполагалось оставить на авиабазе Дэвис-Монтэн (Davis-Monthan AFB), но в действительности в сентябре 1946 самолет был отправлен на хранение в Парк-Ридж (Park Ridge), штат Иллинойс. Оттуда Ju 388L-1 был передан на хранение в расположенный под открытым небом запасник Национального музея авиации и космонавтики. Там самолёт разобрали на крупные фрагменты, и до нашего времени он находится в ожидании реставрации. Так как машина еще в относительно хорошем состоянии, то начиная с 2003 года она должна быть выставлена (сначала в своем неотреставрированном состоянии) в пристройке Национального музея авиации и космонавтики, расположенной в международном аэропорту Даллес, Вашингтон, округ Колумбия.
Ju 388L-1 (заводской номер 560049) в Национальном музее авиации и космонавтики с указанием данных завода-изготовителя демонстрировался с до сих пор неизвестным кодовым обозначением «rrx». Вполне возможно предположить, что этот самолёт относился к 560-й серии самолётов, изготовленных компанией Weserflug, Лигниц. Согласно доклада сотрудников компании ATG г-д Брахфогеля (Brachvogel) и Ланцша (Lantzsch) от 6 декабря 1944 года три собранные компанией Weserflug 5 декабря 1944 года машины с заводскими номерами 560041 (военный номер PT+HA), 560043 (PT+HC) и 560045 (PT+HE?) были направлены на аэродром Вельцов (Welzow), где на них было установлено недостающее оборудование.
Кроме того, в датированном 2 декабря 1944 года докладе (за ноябрь 1944 года) исследовательского центра FTA, подразделение 8-388, было указано следующее:
«У первых машин, прибывших из компаний ATG (Альтенбург) и Weserflug (Лигниц), в ходе приемо-сдаточных испытаний выявлено множество недостатков, по результатам которых было составлено отправлены в контрольные центры FSD и FTAB».
Далее в этом же документе в таблице были указаны самолёты, которые были обследованы при приёмке в ноябре 1944 года:
• заводской номер 560041; 8 ноября поставлен из Лигница и после приемо-сдаточных испытаний 27 ноября передан на аэродром Вельцов;
• заводской номер 560042; 11 ноября поставлен из Лигница, проходит приемо-сдаточные испытания;
• заводской номер 560043; 9 ноября поставлен из Лигница и после приемо-сдаточных испытаний 27 ноября передан на аэродром Вельцов.
данный Ju 388 L-0 (заводской номер 300291, военный номер DW+YY) еще без расположенных под двигателями воздухозаборников и с трехлопастными воздушными винтами относится к самолетам нулевой серии, которые испытывались в Рехлине. 25 августа 1944 года данный самолёт уничтожен при бомбардировке
американский солдат позирует на фоне изготовленного компанией самолёта Ju 388 L-1 (заводской номер 340284). Часть остекления кабины самолета лежит на земле. Снимок скорее всего был сделан в Альтенбурге
скорее всего было изготовлено большее количество Ju 388, чем было принято считать ранее, поскольку многие машины были просто выведены из цехов предприятий и не попали в боевые подразделения. Снимок скорее всего был сделан в Альтенбурге, где проводились испытательные полёты самолётов производства компании ATG
Ju 388 (заводской номер 560049) в Мерзебурге после захвата персоналом 99-й военно-транспортной эскадрильи ВВС армии США. Затем самолет был передан 365-й истребительной авиагруппе 9-й воздушной армии, где этот самолёт привели в пригодное для полётов состояние
перед первыми испытательными полётами союзники выполняли стендовые испытания, во время которых были демонтированы сдвижные элементы фонаря кабины экипажа. На снимке Ju 388 L-1 хорошо различим полусферический подфюзеляжный обтекатель
Ju 388 L-0 (заводской номер 300299, военный номер DW+ZG). На самолет уже установлены четырехлопастные воздушные винты и подмоторные воздухозаборники. В верхней части кабины виден перископ для наблюдения за задней полусферой
единственный сохранившийся до наших дней Ju 388 (заводской номер 560049), в Сильвер-Хилле, в запаснике Национального музея авиации и космонавтики
за исключением американской радиостанции кабина экипажа Ju 388 в Сильвер-Хилле полностью соответствует первоначальному состоянию
снимок назад на радиостанции FuG 10 и FuG 16 и перископический прицел
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Junkers Ju 388 L-1 Störtebeker
Назначение: высотный самолет-разведчик
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: два четырнадцатицилиндровых двухрядных двигателя BMW 801 TJ-0, развивавших на взлете мощность 1651 л.с. каждый и вращавших четырехлопастные металлические винты
Размеры:
- размах крыла 22,0 м
- длина 14,87 м
- площадь крыла 56 м²
Вес:
- взлётный 13 700 кг
- посадочный 12 000 кг
Летные характеристики:
- максимальная скорость 616 км/ч
- дальность полёта 2220 км
- практический потолок 12 800 м
Оборонительное вооружение: дистанционно управляемая турель FHL 131Z
ПРИЛОЖЕНИЕ
Авторы данной статьи уже длительное время работают над монографией о Ju 388. Несмотря на многочисленные посещения архивов, в наших материалах имеются многочисленные пробелы. В интересах как можно большего соответствия историческим фактам и получения детальной информации о Ju 388 мы просим всех еще живых военнослужащих Luftwaffe, испытательных центров, компаний Junkers, Weserflug, ATG и BMW, которые когда-либо сталкивались с самолётами типа Ju 388 или устанавливавшимися на них двигателями, попытаться связаться с нами. С такой же просьбой мы обращаемся к родственникам уже умерших пилотов, механиков, рабочих и прочим персонам, которые были задействованы в операциях «HUBERTUS» и «Störtebeker». Мы были бы очень рады, если Вы обратитесь к нам и по возможности сможете предоставить нам копии имеющихся у вас фотографий, лётных книжек, документов и приравненных к ним личных записей.
Контактные адреса авторов:
• Mag. Martin Handig; Doeltergasse 26/4, A-1220 Wien
• Christoph Vernaleken; Rückersbergstraße 8, D-36132 Eiterfeld
Дальнейшие результаты наших работ желающие могут оценить в интернете под электронным адресом http://Ju388.de. Наш электронный адрес Handig@Ju388.de bzw. Vernaleken@Ju388.de