Разведчик-штурмовик АНТ-51. Сухой. Проект. 1935г.
В сентябре 1935 года бригада №3 КОСОС ЦАГИ, возглавляемая П.О. Сухим, приступила к изысканиям по проекту скоростного разведчика №51 (АНТ-51) с двигателем М-34ФРН.
Необходимость создания такой машины была вызвана не только отсутствием на вооружении ВВС РККА современного дальнего разведчика-штурмовика, но и потребностью создания машины под отечественный мотор АМ-34, имеющий большие перспективы массового производства.
По предварительному расчету самолет должен был иметь следующие основные данные:
Длина самолета, мм |
9390 |
Размах крыла, мм |
13000 |
Площадь крыла, м2 |
28,16 |
Масса самолета, кг: |
|
— пустого |
2076 |
— полетная |
3210 |
Максимальная скорость |
|
на Н=4000 м, км/ч |
455 |
Посадочная скорость, км/ч |
109 |
Время набора высоты, мин: |
|
— Н=3000 м |
5,2 |
— Н=7000 м |
18,6 |
Практический потолок, м |
9800 |
Дальность полета (Н=6000 м; V=290 км/ч ), км |
1500 |
До конца 1935 года были проведены аэродинамический и центровочный расчеты. Сданы в производство четыре опытных отсека крыла для испытаний.
В марте — апреле 1936 года военинженер 2 ранга Куликов (НИИ ВВС РККА) подготовил тактико-технические требования (ТТТ) к штурмовику-разведчику с АМ-34ФРН.
В середине 1936 года конструкторские коллективы П.О. Сухого, С.А. Кочеригина, И.Г. Немана, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина и Д.П. Григоровича получили от Глававиапрома задание на предварительное эскизное проектирование и расчеты по массовому разведчику-штурмовику с мотором АМ-34ФРН.
К декабрю эскизные проекты были представлены в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП).
В докладной записке «О штурмовиках-разведчиках большой дальности и скорости», направленной в правительство начальником ГУАП М.М. Кагановичем, отмечалось, что: «…Все представленные проекты самолетов по своим геометрическим размерам, весовым и летно-тактическим данным мало разнятся друг от друга и технически укладываются в очень узкие пределы.
Обсудив эти проекты совместно с конструкторами, пришли к выводу:
Силами одного конструкторского бюро спроектировать и построить в короткий срок (8-9 месяцев) самолет под задание указанное выше, не представляется возможным.
Проектирование и постройка этого самолета в короткий срок возможна лишь при коллективной проработке проекта путем создания сквозной бригады из всех конструкторских бюро и научных институтов ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, с привлечением специалистов по отдельным дисциплинам, как-то: моторное хозяйство, материалы, технология производства, оборудования самолетов и др.
Таким путем, в данной машине будет сосредоточен весь лучший опыт, накопленный Конструкторским бюро Союза, и обеспечено создание машины с учетом массового производства ее…»
Впрочем, идея М.М. Кагановича о создании сквозной бригады, составленной из конструкторов шести КБ, так и осталась на бумаге, поскольку не была подкреплена никакими организационными мероприятиями. Не был решен вопрос и о производственной базе такой бригады.
27 декабря 1936 года Совет труда и обороны (СТО) постановил:
«… 1. Утвердить предложение ГУАП'а о постройке дальнего штурмовика-разведчика со следующими летно-тактическими данными:
а) максимальная скорость на высоте 4-5000 метров — 420-430 км/ч;
б) максимальная скорость у земли — 350-400 км/ч;
в) посадочная скорость — 90-95 км/ч;
г) практический потолок — 9000-10000 м;
д) дальность при нормальной нагрузке на высоте 5000 м — 2000 км;
е) дальность с перегрузкой на высоте 5000 м — 4000 км;
ж) крейсерская скорость — 300-350 км/ч…
…3. Вооружение самолета должно предусматривать установку 3-5 пулеметов, бомбовая нагрузка в нормальном варианте — 200 кг для штурмовика и 500 кг для бомбардировщика за счет перегрузки.
На самолете должна быть предусмотрена возможность установки бомбодержателя общей емкостью на 1000 кг. …
…6. Обязать ГУАП разработать самолет в 3-х вариантах:
1 — дюралевый на базе американской конструкции и технологии, 2 — деревянная конструкция и 3 — смешанная конструкция.
7. Утвердить конструкторами, отвечающими за проектирование и постройку в срок утвержденных самолетов: по дюралевой машине — т. Сухого, по деревянной — т. Немана и по смешанной — т. Поликарпова».
ТТТ на самолет штурмовик-разведчик утвердили в феврале 1937 года.
В процессе проектирования самолет получил шифр «Иванов». Для повышения боевой живучести, в марте приняли решение мотор АМ-34ФРН (1200 л.с.) заменить на мотор М-25 или М-62.
Так закончилась история АНТ-51 и началась история Су-2….
С уважением, Сергей Сыч
Рисунок: Сергей Сыч
Проекты самолетов СССР.
https://alternathistory.ru/blogs/serg
Источник: Владимир ПРОКЛОВ. САМОЛЕТЫ П.О.СУХОГО ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ