Разгадка и новая загадка. Значение слов «славяне», «античность», «Украина».
История — это не то, что было.
То, что было — это прошлое.
История — это то, что нам рассказали о прошлом.
Часть 1. «Философ подобен слепцу, который ищет в темной комнате черную кошку, которой там нет». – «А теология эту кошку находит». Клифтон Фейдиман «Я верю» (1939).
Официальные историки тоже уподобляются слепцам, так как пытаются найти ответы на исторические загадки в рамках официальной версии истории. Им за это платят. За описание прошлого в требуемом правителям виде. Изречения Антона Дрекслера и Йозефа Геббельса о истории, надеюсь, вам приводить не надо.
Несколько лет назад я обнаружил, что загадки истории существуют не разнозненно, а образуют взаимодополняющую систему. Которая при нахождении связующего звена образует цельную картину прошлого. Таким звеном в моих изысканиях оказалось изначальное нахождение древней Руси в окрестностях реки, ныне называемой Дунай. Как именно я был вынужден прийти к такому «еретическому» выводу — вы можете узнать с первой статьи моего блога https://alternathistory.ru/blogs/vmsh . Мне тоже свойственно ошибаться, к примеру, я дважды ошибался с описанием перехода через Гибралтар — сначала в статье «Из истории народа, именем которого назван континент», потом в статье «О войне с атлантами или Как раньше называлась Европа» и лишь в «Узнай, манкурт, о былом…» удалось прояснить прошлое. Поэтому продуманные критические замечания приветствуются.
С Русью, расположенной не Дунае, легко нашлись никак не находимые историками Остроград и Арсания, получили логические объяснения ранее труднообъяснимые утверждения летописей. Слово «славяне» тоже приобрело новый смысл. Основные академические и неакадемические гипотезы происхождения названия «славяне» (Σκλαυηνοί, Στλαυηνοί, Sklaveni, Stlaveni, словене, Σκλάβοι, Σθλάβοι, Sclavi, Stlavi, Sclavi, Stlavi) таковы: от слов «слово»; «слава»; индоевропейского «народ»; топонимические гипотезы; в значении «раб» или «слуга»; от имени Словен и несколько не столь убедительно обоснованных.
Возле Дуная мы оказываемся в россыпи названий, содержащих —вен- и -вин-. Крупные города Вена и Венеция, система долин Вал Веноста (Финшгау), коммуна Виндиш в Швейцарии и прочие. Что совсем не удивительно, так как это исторические земли венетов.
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } a:link { so-language: zxx }
К этой карте мы вернёмся позже, сейчас же отметим, что на земле венетов слова «славяне, словене, склавене, стлавене» приобретают значение «(какие-то) — венеты», отличающиеся от остальных венетов. При этом отпадают все ранее существовавшие гипотезы происхождения названия. И вряд ли окружающие племена будут усложнять произношение сл- до скл-, стл-, если это звукосочетание ничего не значит. И что же оно значит?
Подсказку дала украинская речка Ворскла. Академик Б.А. Рыбаков считал, что название Воръсколъ означало «пограничное укрепление сколотов» (воръ — «забор, бревенчатое укрепление, ограда»). Не споря с академиком по поводу забор это или ворота, или что другое, отметим, что скол- (Skolotoi) — самоназвание скифов. Которое О. Н. Трубачёв связывал с корнем со значением «отрезать, отщеплять». И вспомним «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», говорящее «И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея..».
То есть название «скловене» — «славяне» значит «отделившиеся венеты». Но теперь перед нами встал вопрос — а что значит слово «венеты»!?
Часть 2. Німець скаже: «Ви моголи».«Моголи! Моголи!» Золотого Тамерлана Онучата голі. Тарас Шевченко «І мертвим, і живим…» (1845).
Иордан в том месте его «Гетики», где описана Скифия и ее великие реки, говорит: «В их окружении лежит Дакия, укрепленная расположенными наподобие венца крутыми Альпами. (Трансильванскими Альпами и Карпатами — В.Ш.) У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.» Под Новиетуном вероятнее всего подразумевается Новгород, бывший Словенск. Сейчас он называется Винер-Нойштадт (Новгород венетов). Днепром «в девичестве», до передачи этого имени Боричу-Борисфену называли Дунай. А Эксинопонтом, как я показал в первой статье, тогда называлось Адриатическое море. Хотя возможно я ошибаюсь и владения антов (и отправная точка путешествия Словена) действительно начинались от Чёрного моря. Более конкретно место пребывания венетов можно представить при помощи этой карты.
На этой карте, в отличие от первой, практически правильно указаны направления расселения венетов. Не указан только «янтарный путь» от южных венетов к северным венедам. .
Возвращаясь по обещанию к первой карте, следует отметить, что она неправильно указывает направления перемещений венедов, чему есть достаточное подтверждение летописных источников. Марк Юниан Юстин в своей редакции «Всемирной истории» Помпея Трога в главе XX.1.7-8 кратко отметил: «Тусские народы, занимающие Нижнее море, прибыли из Лидии, а венетов, которых мы видим сейчас живущими у берегов Верхнего моря, привел сюда их вождь Антенор, когда была взята и покорена Троя». Чуть более многословен Тит Ливий в своем труде Titi Livi ab vrbe condita: «Обстоятельства сложились так, что Антенор с немалым числом энетов, изгнанных мятежом из Пафлагонии и искавших нового места, да и вождя взамен погибшего под Троей царя Пилемена, прибыл в отдалённейший залив Адриатики и по изгнании евганеев, которые жили меж морем и Альпами, энеты с троянцами владели этой землей». Совсем уж развёрнуто повествует Густынская летопись (ПСРЛ т.40): «Афет же, третий сын Ноев, который принял западные и северные страны, а именно Европу и часть Азии, имел семерых сыновей.
Первый – Гомер – имел трех сыновей…
Второй сын Гомеров – Рифат. От сего Рифата родились пафлагоны, энеты, генетики, венеды, венедики, анты, аланы, роксаны, роксоланы, от которых якобы пошла русь и аланы, Русь, Москва, ляхи, славяне, болгары, сербы. Все одной сути народа и языка, а именно славянского…
Те, что от Рифата, сына Гомеровского, пошли, сидели сначала в той стороне, которая Пафлагония называется, и нареклись энеты. Через некоторое время, расплодившись, разошлись по Азии и Европии и разными именами нареклись. И об этом будет ниже…
Птолемей, давний географ, так о них говорит: "энеты, или генети, из Азии Меньшей вышли и, придя к Сарматии, сарматами нареклись. Жили они сначала над морем Черным вместе с пафлагонами, и были с ними одного рода и одного языка". Так же и Апполлионий, и Страбон говорят…
Об энетах, что они с Пафлагонии пришли, поминает Гомер, славный поэт. Писав о Троянской войне, он так говорит: "Пришли пафлагоны троянам на помощь с князем своим Филименесом, т. е. Филимоном, который от тех энетов происходил, у которых бывают добрые кони"…
А как пленена была Троя (что произошло в год от сотворения мира 4556-й, а перед Рождеством Христовым 551-й), тогда энеты, в битве князя своего под Троей потеряв, ушли с Антенором, князем троянским, на запад, где одни в Иллирике осели, другие же с Антенором в Италию пошли, как Плиний говорит, и, придя к морю Венединскому, осели там, и построили город великий на холме, и нарекли его от своего имени Енециею. Затем, в год от Рождества Христова 458-й, энеты, боясь Атиллы, прозванного Бичом Божьим, который пленил тогда западные страны, перенесли свой город на море, где и по сей день является славный город Венеция…
Те же энеты, или славяне, в Иллирике осели, когда умножились, тогда Истрию, Далмацию, Мизию, по обе стороны Дуная, племенем своим наполнили, и одни иллирийцами, другие истрами, третьи далматами нареклись, т. е. тех сторон именами, и, распространившись, до Македонии и Албании пришли…
О том, что славяне силу имели над македонянами, говорит, что те давали дань им, а Филипп, отец Александра, еще ребенком был дан им в залог, где и языку их научился, и потому чтил их…
Те же энеты, то есть славяне, которые в Иллирике жили, потом часто и подолгу с римлянами войны имели, как о том греческие и римские летописцы пространно пишут, больше же всех Апиной Александриец, пока не были одолены и изгнаны. Тогда-то и царя их Генозия римляне взяли и в Рим с победными знамениями повели, а их страны сами заняли и насилия им творили…
Славяне по Русской земле разошлись и по-разному нареклись. От сего времени наш русский летописец Нестор, монах Печерский, о славянском на Русь пришествии начинает, говоря: Когда волохи, т. е. римляне, напали на славян и стали насиловать их, тогда славяне, снявшись с подунайской стороны, пошли на север, то есть в Сарматию, к своим, где ныне Русская земля есть. Расходясь, прозвались именами разными, от того, где и на каком месте оседали…
Когда ж укрепились, то опять через Дунай перешли и на протяжении многих лет царству Римскому, а позже и Греческому пакости творили. Так Тацит и Прокопий Кесариец пишут.»
Дополнительно из этих свидетельств мы можем узнать:
1. Какого роду-племени был Эней.
2. По имени вождя (Антенор):
а) откуда взялось название Норик;
б) что тусские народы, известние историографам как этруски, туски, расены — носили название анты.
Следовательно, «античность» — период существования антов, «античное» — сделанное антами или во время их существования.
Часть 3. Німець скаже: «Ви слав’яне».«Слав’яне! слав’яне!» Славних прадідів великих Правнуки погані! Тарас Шевченко «І мертвим, і живим…» (1845).
Зная, откуда пришли наши предки и откуда они принесли привычные названия, можно узнать и значения других слов. Например, «Украина, Украйна». На старом месте обитания славян осталась местность Крайна. И окраиной, в противоречие господствующей ныне теории происхождения названия «Украина», она не была. Анатолий Железный выдвинул прелюбопытнейшую гипотезу, объясняя слово «украина» из тюркских языков: ук-край-ина «основная степная область». Но Крайна как раз имела преимущественно горный рельеф. К тому же существуют и другие значения -ина, кроме «область»: слово «батьківщИна» значит «отчизна, родина (земля предков)», а «бАтьківщина» — «родительское наследство (достояние)». В. Даль, среди прочих, даёт такое толкование слову «край» — «земля, область и народ». Исходя из вышеизложенного, можно предположить значение слова «Украина» — «(основная) земля народа».
Использованы иллюстрации с Википедии и сайта «Русский след».