Раскрытие потенциала мин во второй мировой войне
Обычные мины появились еще в 19 веке. Тогда они были индивидуальным продуктом творчества людей, умеющих работать с взрывчаткой, но уже до ПМВ началось массовое производство мин. И мины до сих пор массово используются, и производятся, а значит являются актуальным средством ведения войны, причем большинство современных мин принципиально не превосходят поделки 19 века. Но какую роль они сыграли во второй мировой войне?
В РИ наземные мины использовались в первую мировую для обороны крепостей, а во вторую для обороны укрепрайонов и частично для укрепления полевой обороны. С стационарными укреплениями все ясно – инженеры проектирующие их пытаются прикрыть слабые места минами, чтобы их укрепление стало еще более неприступным, но как показала практика обеих мировых войне – с стратегической точки зрения не проблема усилить наступающие войска настолько что они пробьют любую оборону, и вторая мировая война была маневренной. Полевую оборону минами укрепляли, особенно на советско-немецком фронте, так как только там он иногда бывал статичным на долгий строк, в других случаях вермахт либо быстро отступал либо быстро наступал. Мины использовались в основном противотанковые, так как все мощные атаки совершались при поддержке танков, и от их успеха во многом зависела судьба операции. Обычно минами прикрывали не простреливаемые с ПТО участки, и с таким применением мин отлично справлялись специальные саперные танки, если они вообще были, или отряд саперов который ночью или днем но под дымзавесой оперативно создает проход в минном поле.
Главная проблема мин на советско-германском фронте это ширина фронта – 2-3 тысячи километров. При такой ширине создание минных полей очень затратное, а потому малополезное, учитывая что при прорыве фронта в наступлении или отступлении минные поля окажутся брошенными. Неужели судьба мин – остаться малоиспользуемым средством?
Содержание:
Мины на растяжках
Некоторые изобретения настолько просты и очевидны, что остается только удивляться – почему они появились так поздно. Одним из таких простых но поздних изобретений стали мины осколочные направленного действия. МОН 50 появилась позже мины – лягушки, хотя монка намного проще, собственно к ПМВ все компоненты монки уже существовали. Свои мины-лягушки в СССР тоже были, в качестве БЧ у них использовались бракованные шестидюймовые снаряды. Мощно, красиво но использовалось только в управляемых минных полях на УРах, и заметного на ход войны не повлияли. А можно было сделать довольно простой и недорогой аналог ОЗМ 72 или ее предшественниц, в них тоже нет особо ничего сложного.
Подобные системы обычно были частью управляемых минных полей, но есть и варианты попроще, которые массово применяются по сей день – растяжки. Обычная леска творит чудеса и позволяет одной такой мине перекрывать десятки метров в ширину и глубину, в то время как обычная противопехотная нажимная мина не перекрывает и одного метра. Ну и такие минные поля желательно предохранить от обнаружения противником, и от скрытого разминирования саперами. Идеальное место для таких мин – вторая линия обороны. Обнаружить их заранее очень сложно, свои саперы могут оперативно и незаметно снять или установить минное поле, минимальный шанс на попадание под огненный вал и соответственно разминирование артиллерией. Так же они неплохо подходят для обороны на промежуточных позициях, когда в результате наступления одной из сторон линия фронта сдвигается и обе стороны занимают оборону на новых, необорудованных позициях, чтобы через небольшой промежуток времени вновь перейти на новые позиции. Для таких операций прекрасно подходят именно осколочные мины на растяжке или в управляемом варианте (на той же МОН 50 как раз для этого два гнезда для взрывателя), их можно быстро поставить и так же быстро снять, что отлично подходит под маневренный характер войны. Немцам такие мины особо не помогут – советские наступления происходили под прикрытием огневого вала, а он отлично разминирует растяжки.
В РИ массово использовалась мина ПОМЗ 2, фактически это была усовершенствованная гранатная растяжка. Во первых она начала производится только с осени 41 (об ПОМЗ 1 я ничего не встречал), что поздновато, желательно с начала тридцатых. Эта мина имеет круговой сектор поражение что делает опасным ее установку вблизи своих позиций. Основной поражающий фактор – осколки чугунного корпуса, а они дробятся неравномерно, что позволяет противнику обойтись без ранений даже при срабатывании мины на дистанции несколько метров. Тем не менее эти мины недороги и их можно производить миллионами, что и нужно делать как можно раньше.
МОН 50 – классическая мина направленного действия, ее можно ставить недалеко от своих позиций, при этом она в отличие от предыдущий надежно перекрывает осколками до 25 м по фронту. В производстве она не сложнее советской нажимной мины того времени, может применятся в управляемом варианте. Один недостаток – большое количество потребной взрывчатки. В оригинале – семьсот грамм пластида, при необходимости можно обойтись килограммом тротила, что в 13 раз больше чем у ПОМЗ 2.
Прыгающие мины, та же мина лягушка или ОЗМ 72 не особо сложные изделия, не сложнее шрапнельного снаряда. По сути выпрыгивающие мины кругового действия это улучшенная версия ПОМЗ 2. Больше осколков, равномерное осколочное поле. Но и стоимость ее больше, поэтому имеет смысл скорее в управляемом варианте.
Большая проблема противотанковых мин = они при своей большой стоимости перекрывают очень скромную дистанцию по фронту – нормальное минное поле предполагает несколько мин на метр фронта, что очень много. Во второй половине двадцатого века появилось множество противотанковых мин, перекрывающих сразу десятки метров, хоть они и сложнее нажимных. Например ТМ 73 является одноразовым противотанковым гранатометом, который срабатывает при наезде на растяжку, и выстреливает в борт вражеской машины. Или ТМ 83, что выстреливает в противника ударным ядром, при наезде на растяжку. Все эти мины основаны в том или ином виде на кумулятивном эффекте, что требует альтернативной истории или попаданца, но имеют заметные перспективы. Предполагается минировать ими подходы к второй линии чтобы затруднить раннее обнаружение и разминирование саперами или артобстрелом.
Осколочные мины только одно из средств, они не заменяют фугасные противопехотные а только дополняют, давая больше вариантов для инженерного оборудования обороны.
Минирование дорог
Главная проблема минных полей – очень сложно заставить противника на них зайти. Значит нужно ставить мины там, где противник гарантировано пройдет. А гарантировано противник пройдет по дорогам. Этот метод применения мин не поможет отразить атаку противника, зато поможет малыми силами справится с последствиями прорыва, задержать противника до подхода подкреплений и нанесения им урона.
Этот метод требует ставки именно на подвижную оборону на целевом участке фронта. В этом случае подвижные отряды прикрывают небольшое количество основных дорог, идущих по направлению Запад – Восток. Количество дорог ограничено количеством переправ через местные реки и речушки, и прямыми дорогами от одной переправы моста к другой. Рокадные дороги в таком случае не минируются. Эта тактика может применятся в период прикрытия мобилизации, с постепенным отходом на линию старой границы или линию Двина – Днепр. Также таким образом можно вести оборону отдельных второстепенных участков фронта в ходе самой войны (например направление Ростов – Астрахань летом-зимой 42) Там и в РИ дивизии по 100 километров фронта занимали. Ну и в ходе наступления на Германию возможно ослаблять отдельные участки фронта для наступления на других, а чтобы немцы не смогли нанести сокрушительный удар прикрыть их минами.
Технически это выглядит так – все дороги что призваны излишними – минируются. Обычная плотность – 1-5 мин на километр дороги, причем при продвижении в тыл количество мин падает. Логика простая – если противник поедет через заминированную дорогу то будет ехать далеко не 1 км и понесет большие потери, соответственно мины свою задачу выполнят. Скорее всего противник по дорогам не поедет, пока их не разминируют, и минное поле выполнит свою главную задачу – задержать противника, а значит нет смысла тратит большое количество мин.
Для заграждения дороги предполагается использовать кроме мин также завалы из бревен, доски с гвоздями, противошинный чеснок, колючую проволоку и другие средства, их предполагается иметь не меньше чем мин. Их задача – не дать автотранспорту проехать по дороге, а без автомобилей наступление быстро выдохнется. Среди собственно мин половина или даже чуть больше – противопехотные. В основном обычные нажимные мины, в том числе и пулевые. Так же в эту категорию входят осколочные мины, протянутая над дорогой тонкая проволока, только заденут ее и веер осколков уничтожит наглый разведывательный мотоцикл с экипажем. Эти заграждения делают невозможным проезд по дороге колесной техники – можно забыть про разведывательные мотоциклы и броневики, да и немецкие полугусеничные БТРы без передних колес далеко не уедут. Но танки по прежнему могут проехать, причем после проезда танка дорога станет относительно безопасной, поэтому обязательно нужны противотанковые мины в значимых количествах. Но даже так через дорогу могут ломанутся – отправит танковый батальон по дороге. Мины будут взрываться и снимать гусеницы, но батальон будет упорно ехать по дороге, а за батальоном будет ехать БРЕМ и стаскивать их на обочину. Ну или еще проще – дорогу расчистит специальный противоминный трал на танковом шасси. Чтобы бороться с ними можно создавать фугасы повышенной мощности, причем эпицентр взрыва при помощи взрывопроводного шнура переносить под предполагаемое днище этой техники, чтобы не повадно было. Также для борьбы с ними применять засады с ПТР, а позже с базуками безоткатками, возможно засады истребителей танков. Даже 1 уничтоженная машина может разрушить все планы наступления, поэтому использовать их будут а наедятся на них – нет. Ну и противотанковые мины с замедлителями, как на секунду чтобы подорвать гусеницу тралу так и на полчаса, чтобы обрадовать кого то в середине колонны, а также управляемые фугасы и минные поля. Например можно оставит фугас, а до него 3-4 МОН 50, направленных на дорогу. Оператор подрывает фугас в середине колоны грузовиков с пехотой, уничтожая одну машину, в месте где объезд затруднен. А когда соберется пробка из грузовиков на сотню метров – изрешетить их осколками.
А чтобы обрадовать саперов противника нужно относительно массово применять разные минерные хитрости – обычные мины ловушки, рассчитанные на разжим, мины на одиночный или двойной переворот и другие замаскированные средства неизвлекаемости. Да и банально к какому то бревне на дороге прицепить растяжку. Тех растяжек будет 1 на сотню бревен, но столько времени будут тратить пока их все осмотрят. В таких условиях единственный способ быстро но безопасно разминировать дорогу – подрывать все подозрительное что только встречается, но после такой расчистки дорога будет не особо пригодной для того чтобы по ней ездили, да и времени даже такая ускоренная проверка займет изрядно.
Минирование ведется под прикрытием адекватных сил обороны, после чего они могут уйти, оставив заслон который задержит противника или остаться. Если реализовывается вариант легкого прикрытия то немногие оставшиеся дороги занимаются подвижными отрядами, желательно кавалерией, и эти подвижные отряды ведут арьергардные бои, понемногу отступая. И минируют дорогу, которую прикрывают. А также передвигаясь по рокадным дорогам и бездорожью наносят фланговые удары по продвигающимся вперед по заминированным дорогам противнику, не давая ему вырваться на оперативный простор.
Идея подвижной завесы отлично сочетается с идеей «Заложенных диверсантов». Собственно если принято решение оборонять какую то территорию завесой то логично предположить что ее захватят. А раз есть территория, которую противник точно оккупирует то нужно ее соответственно подготовить – провести эвакуацию всего что только можно, подготовить на этих территориях агентуру, ну и оставить в лесах отряды диверсантов. Вот последние будут атаковать проезжающие мимо их передовые части противника и его саперные подразделения, вынуждая его выставить охранение и тем самым замедлить продвижение, или нести большие потери. К ним в случае окружения будут отходить отряды охранения.
Или войска остаются, занимая оборону на широком фронте. Этот вариант может использоваться в случае обороны на удобном рубеже на второстепенном направлении. Скажем части держат оборону на берегу болотистой реки. За ними в непосредственной близости нет никаких крупных городов или стратегически-важных объектов. В таком случае оборону предпочтут держать небольшими силами, но есть риск что противник прорвет оборону и выйдет на фланг основной группировке. Так же оборона держится во многом на сильных подвижных резервах, но нужно сделать так, чтобы они успели перехватить противника до того как он вырвется на оперативный простор.
В этих случаях имеет смысл укрепить оборону минами. Остаются некоторые дороги для отхода и те, что играют важную роль в снабжении войск (от тылового городка с ЖД узлом до линии фронта) Таким образом в случае отступления войска втягиваются на оставшиеся самые удобные дороги и отступают, ведя арьергардные бои, и из дорог немцам остается наступать только по направлению на городок из ЖД станцией. А в том городке естественно находится и штаб и резервы, да и подкрепления с других участков будут подходить именно туда, ну и место естественно подготовлено к обороне. В качестве второй линии на маршруте не заминированных дорог находятся небольшие опорные пункты и засады, их цель – замедлить наступления противника, а также не дать легко отсечь отступающие войска.
Минирование дорог в ближнем тылу обороны открывает огромный простор для создания тумана войны. С одной стороны если заминировать дороги на определенном участке фронта прямо перед вражеским наступлением туда то с большой долей вероятности он не успеет это выявить – заминированная дорога не чем особо не выделяется для авиаразведки, а на передовой далеко не каждый командир знает что и где заминировано. А значит успешное наступление немцев может внезапно заглохнуть в самом начале. Можно минирование незаметно снять, и обеспечить неожиданно быстрое сосредоточение сил и успешный удар по вражеской обороне. Можно заминировать часть какой то дороги, оставив там большие пробель, хотя машины там ездить не будут и все включая большую часть союзных войск будут думать что дорога заминирована, но по ней можно быстро отступить с потенциального окружения, или нанести внезапный контрудар
Минирование дорог – способ осложнить противнику выход на оперативный простор – очень узкоспециализированное средство. Оно не помешает наступать пехоте противника и даже почти не замедлит ее, сфера применения ограничивается подвижными войсками. Но именно действия подвижных войск вермахта привели к самым катастрофичным потерям РККА начала войны, и если в аи не предполагается раскатать противника за полгода лихим наскоком то такая надежная прививка от блицкрига может очень серьезно повлиять на ход войны. Против РККА такая тактика не принесет больших успехов. Заминированные дороги лишь выигрывают время, и не помогут если время играет против тебя.
Разные мелочи
В РИ условиях отступления 41 года во многих городах быль заложены фугасы, чтобы осложнить жизнь оккупантам, но нанесение вреда оккупационной администрации мало повлияет на ход войны. Но что если использовать такие фугасы по другому? Например заминировать полотно железной дороги с задержкой, причем в разнобой. В этом случае на ЖД ветке произойдет серия взрывов, более того так как взрывы будут проходить регулярно но растянуто во времени то железная дорога в глубоком тылу противника будет парализована на длительное время, например на неделю, а это может сломать все планы противнику.
Важно развивать взрыватели – новые версии МУВа с отсрочкой срабатывания, электродетонаторы, радиовзрыватели, системы с замедленным механизмом ввода в строй и многое другое.
Дистанционное минирование очень важное средство ведение маневренной войны. На активно передвигаемся фронте протяженностью в тысячи километров дорогого стоит возможность создать минное поле под ногами или гусеницами противника.
Мина в нужном месте может сделать больше чем пехотный полк, поэтому важно мины в нужные места доставлять. И лучше всего это удается диверсантам. Активное развитие этого направления могло бы сделать очень много. Например что бы было, эсли старые ТБ не атаковали войска противника днем без прикрытия а ночью сбрасывали диверсантов з запасом взрывчатки на Польшу? Они бы могли временно парализовать все ЖД сообщение и остановить снабжение немецкой группировки снабжения, заодно отвлекая большие силы на погоню за собой. И это не говоря об партизанском движении на оккупированных территориях и возможности заранее создать склады с минами на территории что возможно будет оккупирована.
Самое простое это аналог лепестка, хотя и лепесток не оптимальный вариант во время второй мировой – гибкий бронекорпус и жидкая взрывчатка, необходимость изобрести взрыватель срабатывающий от давления. В этом нет ничего невозможного, но много лишних сложностей. Есть и более простые варианты которые применяются и в данный момент. Схема действия максимально простая – крышка это одновременно датчик цели, что подрывает небольшой запас взрывчатки. Это не так технологично зато намного проще того же лепестка. С противотанковыми минами сложнее, хотя и такие существуют, например ПТМ 3. Их проблема – большой вес, поэтому их количество будет относительно небольшим. В качестве систем дистанционного минирования можно применять разные системы, например РСХО, как спецсистемы так и снаряды к серийным. Важным источником может стать авиация, как дневная так и У 2.
Во время второй мировой войны активно применялись кассетные боеприпасы, причем часть етих боеприпасов были с часовым мехонизмом, чтобы взорватся через какоето время после падения, обычно их использовали в перемешку с обычными и зажигательными, чтобы затруднить тушение пожара
Так же не стоит забывать морские мины. От них заметно пострадал советский флот, но и немецкие воды было возможно заминировать активнее чем в реале. Особенно для препятствия немцам в поставках шведской руды. А у тех же морских мин есть множество интересных фишек, например противотральные приспособы, магнитные взрыватели и прочее, ету тему так же нужно развивать.