Рано утром наш флот отправится на Проливы.

16

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

В августе 1889 г. в Берлине состоялось особое совещание, касавшееся вопроса будущего развития флота, где была принята долгосрочная кораблестроительная программа. Согласно данной программе, в 1891 г. Вильгельмсхафене и Штеттине закладываются четыре однотипных броненосца «Бранденбург» водоизмещением 10500 т со скоростью хода 16,5 узлов.

Это были первые крупные военные суда, заложенные Германией на Балтике после Парижского мира.

Первенцы немецкого броненосного флота отличало необычное расположение артиллерии: шесть 280-мм пушек были расположены в трех барбетных установках, две на носу и одна на корме. Броненосцы всех стран были спроектированы так, чтобы обеспечить максимальную мощь огня на борт. Кстати, корабли даже характеризовались весом бортового залпа (точнее, весом снарядов). У немецких же броненосцев типа «Бранденбург», как и большинства иностранных броненосцев, на борт могло стрелять четыре орудия. Зато вперед могли вести огонь четыре пушки, в то время как иностранные аналоги могли стрелять на нос только из двух орудий. Дело в том, что эти броненосцы («Бранденбург») были специально спроектированы для встречного боя в датских Проливах. Во встречном бою (нос в нос) огневая мощь «Бранденбурга» была по меньшей мере в два раза больше, чем у любого английского, французского или русского броненосца.

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

Стоит отметить, что десятилетием ранее, в Российской Империи заложили на Черном море серию броненосцев типа «Екатерина» с 3-я башнями (точнее барбетами) расположенных в диаметральной плоскости. В результате, имея по 2 орудия на нос и корму, российские броненосцы могли вести огонь на борт из шести орудий.

 

Другой особенностью немецких броненосцев, была различная длина орудий главного калибра: если кормовая башня имела орудия с длиной ствола в 40 калибров, то передние орудия, имели длину всего 30 калибров. По сути, в носовой части стояли дальнобойные гаубицы – не особенно хорошие в морском бою, зато благодаря настильной траектории очень эффективные против датских береговых укреплений.

Остальные броненосцы, поступившие в немецкий флот в конце XIX в., представляли собой совершенно разнотипные конструкции.

Однако все их объединяло одно – подготовка к бою в узких проливах.

Немецкому флоту было тесно в маленьком Балтийском море, но все надежды, планы, мероприятия, мечты по поводу заокеанских земель, международной морской торговли неизбежно ставились в зависимости от позиции Дании. Как можно успешно развивать торговлю, если Дания могла легко и не принужденно закрыть вход на Балтику?

Несколько раз Германия пыталась изменить существующий порядок, причем попытки были от грандиозных – вроде высадки десанта (с катастрофическими последствиями), до менее масштабных, направленных что бы получить выход к морю в районе датско-голландской границы. Однако, Дания и Голландия раз за разом отвергали как дипломатические ходы (уступка земель), так и военные решения. Оборона на датско-шведской границе постоянно совершенствовалась, и пробить ее – как показали различные войны – было совсем не просто, а удержать и того тяжелее.

Выход к Балтике имела не только Германия, но союзников в этом деле, Германия практически не нашла.

Швеция на словах готовая помочь, предпочитала сидеть спокойно, и как подозревали немцы надеялась на дипломатию и династические узы. Вариант, при котором Дания и Швеция бы вновь образовывали одно государство нельзя было исключать – естественно радости это немцам не добавило.

Норвегия, формально получила независимость от Дании, но фактически являлась ее доминионом, и понятно, что никаких территориальных претензий к Дании не имела.

Российская империя, и вовсе занимала почти враждебную позицию. Прорытый в начале 20-го века беломоро-балтийский канал и вовсе позволял Российской империи не обращать внимания на позицию Дании. Более того, России была иногда выгодна война, закрывающая Датские проливы – зато загружавшая российский пролив.

В чем-то позиция двух империй – Германии и России, была сходной. Обе стороны претендовали на статус океанских держав, и обе стороны имели проблемы с географией, которые существенно мешали данный статус реализовать. То, что другие страны, имеющие выгодную географию, будут мешать тем, кто не имеет выгодной географии, относилось к сфере политики. А что касается политики, то соседние страны крайне редко делают то, что выгодно их соседу (а за одно конкуренту и врагу). Однако если не удается подправить географию, то можно прибегнуть к дипломатии, использовав последний довод королей – пушки. Вот только, последняя война, сложилась для Российской империи удачно, позволив получить проливы Босфор и Дарданеллы; а вот германо-датская война закончилась (при скромной поддержке международной коалиции) не в пользу Германии.

***

Появление линкоров только вывело подготовку к бою в Проливах на новый уровень, однако если проследить эволюцию немецких линкоров, то можно заметить, что как менялись приоритеты, от непосредственного боя с берегом, до войны в океане.

Первая серия немецкого кораблестроения, линкоры типа «Нассау» и «Гельголанд» были заточены именно на бой в проливах. Из 12 орудий (280-мм на «Нассау» и 305-мм на «Гельголанде»), немецкие линкоры могли вести огонь на нос из 10 орудий!

А ведь линкоры потенциальных противников – Великобритании, Франции и России, могли вести огонь на нос всего из 2 или 3-х орудий! Даже американские корабли – с 4-я орудиями на нос, доведись им защищать датские проливы, не улучшали ситуацию в противостоянии «лоб в лоб». Немецким линкорам в жестком встречном бою просто не было равных. При этом, развитые системы управления огнем, позволяли немецким линкорам вести эффективный фактические круговой обстрел (точнее треугольный): на нос и на оба борта! Ситуация, в которой немецким линкорам придется одновременно вести бой с вражескими кораблями, и подавлять вражеские батареи фактически рассматривалась как базовая.

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

Вот только вторая серия немецких линкоров, типа «Кайзер» (а также линейные крейсера типа «Мольтке»), имела 10 орудий, но в носовом залпе, имела только 6-8 орудий. Зато, если «Нассау» и «Гельголанд» из 12 орудий, только 8 могли использовать в бортовом залпе, то «Кайзер» и «Мольке», из 10 орудий в бою на борт могли стрелять из всех 10 (хотя 2 орудия все же имели ограниченные углы обстрела).

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

Представители третьей серии — линкоры типа «Кенинг», имели все те же 10 орудий что и «Кайзер», вот только на нос могло стрелять всего 4 орудия; зато на борт – все 10 с приличными (так сказать с обычными) углами обстрела.

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

или

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

Подобная эволюция немецких линкоров объяснялась двумя моментами

Первый: В случае войны, «Нассау» и «Гельголанд» должны были быть чистыми прорывателями проливов, на долю «Кайзеров» и «Кенингов» приходились только эскадренные бои. Считалось, что 8 специальных линкоров будет достаточно.

Второе: В Генштабе шло убеждение, что не только флот может проводить операцию по захвату Проливов – гораздо лучше это сделает армия. На этот раз армия готовилась воевать со всей серьезностью, заготавливая большое количество тяжелой артиллерии. А раз так, то не зачем создавать специальные линкоры.

Рано утром наш флот отправится на Проливы.

Таким образом, географическая проблема, мешающая Германскому флоту стать океанским (или Флотом Открытого Моря), должна была быть решена в ближайшее время.

Что касается Российской Империи, то география продолжала ее подводить. Располагая чуть большим флотом чем Германия, Российская Империя была вынуждена строить флот на двух местах (на Балтике и Черном море), а содержать – на трех (Балтика-Атлантика, Средиземное море, Тихий океан).

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account