Небольшая, но интересная статья с канала АвтоИстория на яндекс-дзене.
Содержание:
Первый в Советском Союзе микроавтобус был создан специалистами Рижской автобусной фабрики в 1957 году. По задумке создателей автомобиль, получивший обозначение РАФ-10, предназначался для обслуживания малонагруженных городских и пригородных маршрутов, там где эксплуатация обычных автобусов экономически не выгодна. Кроме того микроавтобус предполагалось использовать как основу для различных спецавтомобилей. Как водится «первый блин вышел комом», и массового серийного воплощения РАФ-10 не получил. Однако первый советский микроавтобус помог накопить необходимый опыт, так необходимый молодому предприятию.
Первый в СССР
Разрабатывался РАФ-10 в инициативном порядке, силами всего 7 человек. Идея создания микроавтобуса, или как тогда говорили малогабаритного автобуса, принадлежала главному инженеру РАФ — Лаймонису Рихардовичу Клеге. Так как подобных машин в СССР еще не строили, специалистам пришлось решить множество сопутствующих проблем. За основу взяли узлы и агрегаты от ГАЗ-М-20 Победа. Располагались они классическим образом: спереди находился двигатель, за ним сцепление, коробка передач, карданный вал и задний мост. Помимо этих агрегатов от Победы позаимствовали рулевое управление, подвески и колеса.
Автомобиль получил несущий цельнометаллический кузов вагонного типа с увеличенной площадью остекления. Для удобной посадки пассажиров на правой боковине имелась распашная, двустворчатая дверь. Доступ к багажнику обеспечивала еще одна двустворчатая дверь, но с горизонтальным разъемом. Посадка водителя и пассажира осуществлялась через боковые двери.
Как не трудно догадаться по названию, РАФ-10 имел вместимость в 10 человек (включая водителя). Лавки в салоне располагались в три ряда — на передней и задней могли разместиться по три человека, на средней только два. В передней части салона находились сиденье водителя, массивный кожух (капот) двигателя и пассажирское сиденье.
Экстерьер микроавтобуса был полностью самобытен. Оригинальным образом рижане реализовали оформление передка: фары головного света сблизили по центру, а ниже разместили декоративные полосы. За счет одинаковых по размеру боковых окон, в профиль РАФ-10 выглядел весьма гармонично. Характерная примета многих автобусов того времени — окна на скатах крыши, также придавали машине очень элегантный внешний вид. На ходу автомобиль был довольно комфортабелен, хотя и неспешен. «Победовский» 52-сильный мотор для автобуса снаряженной массой в 1640 кг был явно слабоват, от чего его максимальная скорость не превышала 80 км/ч.
Начало положено
В мае 1957 года РАФ-10 отправился на Международный фестиваль молодежи, от чего машина получила собственное название — Фестиваль. Там рижский микроавтобус получил весьма благоприятные отзывы. В том же году автомобиль прошел масштабные испытания, по результатам которых машину переделали: усилили переднюю подвеску и модернизировали систему охлаждения. Кроме того изменили оформление передней облицовки: фары получили традиционное расположение по краям, а между ними вписали декоративную решетку, а за ней увеличенный радиатор.
В 1958 году автомобиль получил одобрение к серийному производству, однако к тому времени выпуск «донора» — ГАЗ-20 был завершен. Конструкторам РАФ пришлось переделывать свой микроавтобус под агрегатную базу ГАЗ-21. В результате автомобиль эволюционировал в РАФ-977 «Латвия». Оригинальных РАФ-10 успели выпустить в количестве всего 11 единиц.
источник: https://zen.yandex.ru/media/carshistory/pervyi-mikroavtobus-sssr-61bb0f2914f96f27bb6596d8?&