Quicksink — новая противокорабельная управляемая бомба США
Управляемая бомба JDAM является, со всем на то основанием, одним из символов современной американской военной машины. Дешевая (менее 15.000$ за штуку) и простая в изготовлении — немногим более чем комплект рулей и системы GPS/INS наведения, устанавливаемый на обычную авиабомбу — эта бомба революционизировала войну в воздухе, впервые позволив сделать управляемые боеприпасы основой арсенала ударной авиации. Спектр возможностей применения JDAM непрерывно расширяется, на вооружение поступают все новые и новые модели — и вот одна из них прошла недавно испытания:
28 апреля 2022 года, на полигоне Эглин Галф (в акватории Мексиканского Залива), многоцелевой истребитель ВВС США поразил управляемой бомбой семейства JDAM списанное судно-мишень. Бомба весом в 908 килограмм (2000 фунтов) упала в воду перед бортом мишени, и, продолжая двигаться в воде по инерции, прошла под днище судна — где и взорвалась. Мощный взрыв под килем буквально разломил мишень пополам.
Такой эффект — более ассоциируемый с попаданием торпеды — был не случайностью. Это были испытания новой версии авиабомбы JDAM. Quicksink (англ. «Быстрое затопление») представляет собой противокорабельную модификацию классического набора управления.
Согласно имеющейся — весьма ограниченной — информации, бомба Quicksink специально оптимизирована для поражения морских целей. Она способна наводиться на движущиеся и маневрирующие цели, и ее поражающий эффект максимизирован именно против кораблей. Бомба поражает неприятеля, падая в воду с небольшим недолетом, и проходя под киль цели перед взрывом. Образующийся газовый пузырь, и выстреливающая вверх при его схлопывании колонна воды (вызванная стремительным перепадом давления) наносит кораблю тяжелейшие повреждения.
Детали конструкции Quicksink пока неизвестны. Исходя из упомянутых особенностей, можно сделать вывод, что бомба оснащена противорикошетной головной оконечностью (позволяющей избежать рикошета при падении бомбы в воду), и некой системой наведения открытой архитектуры WOSA (англ. Weapon Open Systems Architecture — Открытая Архитектура Систем Вооружений, набор стандартов и требований, допускающих широкий спектр модернизации и адаптации компонентов). Но что именно это за система — держится в секрете.
Выдвинуты по крайней мере три предположения на тему системы наведения Quicksink:
* В ряде официальных сообщений упоминалась «оптическая» система наведения — из этого можно сделать вывод, что Quicksink использует электрооптическую (инфракрасную) систему для анализа и идентификации изображения цели. Однако, такая система не является в полной мере всепогодной.
* Более вероятным, однако, представляется использование на Quicksink комбинированной головки самонаведения — включающей РЛС миллиметрового диапазона и инфракрасный сенсор, и способной к построению трехмерной модели цели в любых погодных условиях. Такая ГСН уже используется на планирующих бомбах GBU-53/B StormBreaker, и есть сведения, что ее планировали к интеграции и на JDAM.
* Третья версия — самая оригинальная — предполагает, что наведение Quicksink осуществляется командно с борта самолета-носителя. Согласно этой версии, самолет-носитель своими бортовыми сенсорами (РЛС или камера FLIR) с высокой точностью определяет положение цели, и по защищенному узконаправленному каналу обмена информацией непрерывно вводит поправки в работу GPS-автопилота бомбы. Круговое вероятное отклонение обычной JDAM составляет (в оптимальных условиях) около 5 метров, чего вполне достаточно для «подводного» попадания.
Впрочем, вне зависимости от того, как именно наводится Quicksink, сам факт, что комплект управления авиабомбой JDAM получил возможность с высокой эффективностью поражать движущиеся корабли — представляет значительный интерес. Как уже упоминалось выше, этот комплект представляет собой «рабочую лошадку» авиации США, производится и применяется в огромных количествах. Появление Quicksink означает, что у американских пилотов теперь есть дешевое и чрезвычайно мощное противокорабельное оружие, которое они могут сбрасывать во множестве, перенасыщая оборону цели. Нельзя не отметить также, что 908-кг авиабомба, используемая как боевая часть комплекта Quicksink, значительно тяжелее боевых частей современных противокорабельных ракет.
К недостаткам Quicksink относится ограниченная дальность — не более 15-28 км — и необходимость сброса с высоты, что делает носитель более уязвимым. Впрочем, представляется вполне логичным, что следующим шагом будет адаптация системы наведения Quicksink к дальнобойной планирующей версии JDAM — JDAM-ER, включающей в набор раскладные крылья, и способной пропланировать до 80 км. Проблема же высоты пуска может быть потенциально решена бросковым бомбометанием из маловысотного захода, или же оснащением бомбы ускорителем.