Quarthadast. Культурные особенности Карфагена
Доброго времени суток, коллеги. Продолжаю "готовить почву" для начала публикации своей альтернативы по Карфагену, и сегодня речь пойдет о его культурных особенностях, которые были присущи городу с момента его основания и на протяжении первых 800 лет существования. Статья во многом спорная и сумбурная, но необходимая, ибо без нее встречаемые в исторической части альтернативы слова вроде "Бхормаханат", "молк", "раввы" (не раввины!) и прочие ускользнут от понимания. Также будет рассмотрен вопрос о социальной структуре народа Карфагена.
Вступление
Первоначально особенности культуры альт-Карфагена должны были составить один пост вместе с мифологией, однако объем материала неуклонно рос, из-за чего пришлось разделить его на две отдельные публикации – причем даже в этом виде их объем оказался больше, чем «стандартная» моя статья в последнее время. Мелких особенностей и нюансов, без которых статья по культуре оказалась бы неполной, набралось очень много – причем я еще не все записывал, лишь самое главное.
При проработке культуры альт-Карфагена я старался максимально использовать реальноисторический материал хотя бы в известных нам его интерпретациях, но так или иначе пришлось "колдовать". Так, описание молка – вполне исторического ритуала – было взято у Циркина и скомпоновано с несколькими сторонними источниками. Основная проблема в его описании была в самом процессе жертвоприношения – по одним источникам людей (детей) кидали в жертвенный огонь живьем, по другим – специально умерщвленных до этого, по третьим – вообще умерших естественной смертью. В конце концов молк пришлось разделить на собственно жертвоприношение и специальный ритуал над умершими детьми, и создать эдакую шкалу ценности подношения. Основные праздники также были взяты из реальности. Впрочем, были также добавлены и важные моменты, без которых Карфаген был бы у меня не тот, который удобно альтернативить в заданных мною же условиях. Так, были добавлены бойцовские арены, хотя их структура и смысл сильно отличаются от тех, которые имели место в Риме, и арены-македашим играют роль скорее тренировочных площадок и мест ритуальных битв и казней во славу богов войны. Также была добавлена структура Бхормаханата – эдакой школы подготовки царской гвардии Перворожденных и административных кадров для молодого растущего государства. Во многом эта структура копирует османских капыкулу, хотя имеются и незначительные отличия. Гвардия и управленческие кадры для Карфагена в моем понимании были критически необходимы для его выживания путем существования царской власти, ибо без нее мог бы быть лишь олигархат, а минусы олигархата так или иначе все равно привели бы Карфаген к гибели (особенность комплектования региональной администрации, раздел власти над армией во время войн и назначение конкурирующих лидеров, постоянные опасения возвышения из полководцев тиранов, и т.д.)
Есть еще одна проблема при написании альтернативы по Карфагену, а именно языковая. Я хоть и почитал литературу на эту тему, но сам ни разу не лингвист, много чего не понял – потому, читая финикийское письмо, я могу сильно косячить с расстановкой гласных букв. Кроме того, не все слова на финикийском можно найти, и приходится обращаться к близкому ивриту – но в нем я опять же ни разу не спец, а онлайн-переводчики часто выдают очень спорные результаты. Потому все подобные косяки я буду исправлять или списывать на "атлантическое влияние" – мол, под воздействием беженцев из Атлантиды, о которых я уже говорил, финикийский язык немного изменился, вот и… Да, отмазка не очень, но увы, при недостатке информации и не на такое пойдешь. Кстати, коллеги, никто из вас часом не знает финикийский?
Также выражаю благодарность коллеге Молотку за помощь с отшлифовкой некоторых моментов касательно Бхормаханата.
Ритуалы и традиции
Где-то так себе можно представить пунический македашим.
Молк – ритуальное жертвоприношение животного [1]. Животное умерщвлялось, и пока из него не вытекла вся кровь – бросалось в жертвенный огонь. Посвящались жертвы обычно Танит или Баалу, однако встречались также молки другим богам. В редких случаях допускались человеческие жертвоприношения, при этом в роли жертвы могли выступать как рабы и военнопленные, так и свободные добровольцы. Рабы приносились в жертву аналогично животным (после умерщвления), а добровольцы имели выбор – сначала принять смерть, или сразу идти в жертвенный огонь. В последнем случае ценность жертвы несоизмеримо возрастала.
Тофет – место ритуального приношения богам детей, умерших до возраста 5 лет [2]. Мертворожденные или умершие от заболеваний дети приносились в Тофет и сжигались в ритуальном костре, а их останки хоронились в урнах в самом храме. При этом считалось, что невинные души детей, повторив путь Мелькарта и освободившись от уз плоти в виде дыма, отправляются прямиком в царство Элохима.
Македашим (от слова «святилище») – традиция, попавшая в Финикию из Атлантиды и в целом похожая на римские гладиаторские арены. Отличием было то, что в качестве бойцов выступали свободные люди, которые приходили в эти места для тренировок, выступлений и решения спорных вопросов силой оружия (бой на арене мог послужить своеобразной формой дуэли между двумя людьми). Имелись несколько видов сражений – деревянным (учебным) оружием или боевым, до победы над противником "по очкам" или нанесения ему кровавых ран (до первой или третьей крови), а также смертельные и ритуальные сражения. Часто на аренах выступали представители знати или простые воины, желая отточить свое мастерство со случайными людьми. Все сражения так или иначе посвящались богам войны – Анат, Мельтору и Астарте, на каждой арене имелись их алтари, на которые после боев приносились кровь раненных или тела убитых бойцов. Иногда в Македашим совершались ритуальные сражения – казни военнопленных, преступников и особые ритуальные подношения, которые обычно проводились Перворожденными. Важным отличием пунических арен от римских было то, что упор прежде всего делался не на зрелищность и работу на публику, а сугубо на функциональность – потому македашимы пользовались заметно меньшей популярностью публики в сравнении с римскими, хотя и оборудовались специальными ложами для зрителей.
Один из немногих сохранившихся исконно пунических образцов архитектуры – мавзолей Атебана в Дугге, построенный на рубеже III и II веков до н.э.
Храмовая проституция – эта традиция была заимствована финикийцами еще у ассирийцев, хоть и перетерпела определенные изменения. Храмовые проститутки – кедеши – отличались от обычных продажных женщин. Официально они служили богам, и за услуги брали большую плату – не каждый гражданин мог позволить себе провести ночь с ней. Служба кедеши была сугубо добровольной, причем после ее оставления репутация женщины и статус ничуть не падали, и при удачном стечении обстоятельств она могла стать даже царицей. За ее оскорбление «клиент» мог получить плетей, за изнасилование кедеши мужчину обычно кастрировали. Убийца же храмовой проститутки подвергался пыткам и распинался на кресте в назидание прочим, независимо от его социального положения (аналогичным было наказание за беспричинное убийство жреца). Численность их всегда была невелика, и служить они могли лишь при самых больших храмах. Кроме того, только некоторые боги, покровительствующие любви и плодородию, могли иметь кедешей на службе. К таковым относились Танит, Анат, Астарта, Шапаш, Эгия и Цидон.
Крупные праздники Карфагена объединяли различные культуры. Среди них имелись:
– Новый год, который праздновался в начале осени (обычно в конце сентября или начале октября) [3];
– праздник обрезания деревьев в конце последнего месяца зимы;
– праздник сбора винограда;
– праздник Адонаи (смысл непонятен), отмечался 19 июля [4];
– смерть и воскрешение Мелькарта, отмечался в январе-феврале (Тирская традиция);
– праздники новолуния и полнолуния, отмечались ежемесячно в честь Танит, особого значения приобрели при отождествлении умершей царицы Элиссы с этой богиней;
– отдельный праздник в честь Танит, под названием Танитис, или Танитины;
– праздник погребения божества (какого и когда – непонятно);
– праздник основания города, праздновался 5 дней в середине лета;
– Шаббат, который праздновался в определенные числа каждого месяца [5];
– Ацербии (Ахербии) – отмечался в день гибели царя Ацербуса [6] в битве с нумидийцами и был днем памяти обо всех погибших в войнах гражданах города;
– Ниссахон – день победы над Иарбантом, один из самых почитаемых праздников города, отмечался с особым размахом, фактически являясь аналогом современного Дня Независимости во многих странах;
Обычно праздники сопровождались театральными представлениями и ритуальными действами. Так, праздник смерти и воскрешения Мелькарта сопровождался сожжением деревянной статуи бога на плоту близ города, во время Ацербий устраивались масштабные сражения на аренах, включая смертельные бои, а во время Танитин пары предавались любви под лунным светом, прося у богини здоровых и сильных детей.
Бхормаханат
Воин Бхормаханата. Ну или где-то около.
Еще одной заимствованной из Атлантиды традицией Тира было основание Бхормаханата, или «армии первенцев». Фактически это было новое образование, которое имело как атлантические, так и финикийские корни. Собственно в Финикии до рубежа II и I тысячелетий до н.э. существовала традиция детских жертвоприношений, когда первенца приносили в жертву богам (хотя не понятно, идет ли речь о живых детях, и с какой частотой эти жертвоприношения происходили). В то же время в Атлантиде, судя по сохранившимся источникам, существовала практика набирать из детей жрецов особую царскую гвардию Перворожденных, которые с детства обучались воинскому искусству и верности своему царю и богам (что в тех реалиях было почти одним и тем же). После Исхода и прибытия Мельхиоридов с беженцами в Тир две эти традиции сложились воедино – первенцев знатных семей отныне не приносили в жертву, а отдавали на воспитание в Бхормаханат (название возникло уже в Тире), где из них делали отличных воинов-жрецов, прославляющих богов каждым своим подвигом. Впрочем, традиция Бхормаханата в Тире не была особо популярной, и потому вместе с Элиссой и Ацербусом вся структура «армии первенцев» отправилась в новый город. Именно там Бхормаханат очень быстро приобрел все характерные в дальнейшем для себя черты, и стал приобретать все большую силу и влияние.
Первоначально, как уже указывалось, для обучения отбирались лишь сыновья жрецов (в Атлантиде, как и позднее в Карфагене жрецам разрешалось жениться и заводить детей). В Тире отбор шел уже среди первенцев знатных семей, чья жизнь отныне посвящалась служению богам. Однако этого источника пополнения рядов было мало, и потому уже при царе Ацербусе в Бхормаханат стали брать не только первенцев аристократов, но и простолюдинов. Однако и это оказался не предел – набор был сугубо добровольным, а вместе с ростом самого Карфагена требовалось и увеличивать численность гвардии. Сын Ацербуса, Магон, снял ограничения на порядок ребенка в семье, набирая в число воинов уже детей из всех классов свободных людей, включая сирот. Также он значительно расширил ограничения по возрасту – если раньше брались только младенцы, то теперь стали брать любых мальчиков возрастом до 5 лет. Наконец, при царе Бомилькаре Бхормаханат стал набирать детей рабов и даже иностранцев, что значительно расширило численность «армии первенцев». При этом служба ребенка в рядах этой организации считалась особо престижной, а имена прошедших обучение и поступивших на службу людей выбивались на особых каменных плитах в Бирсе, что подчеркивало элитарность Бхормаханата.
До возраста 5 лет дети воспитывались без особых излишеств, как в обычных приютах. После 5 лет мальчиков начинали учить элементарным вещам – письму, чтению, простейшим исчислениям, при этом много внимания уделялось и физической подготовке, к которым постепенно добавлялись борьба, командное обучение (строевая подготовка) и тренировки с различными видами оружия – мечами, копьями, щитами, луками, дротиками и т.д. По достижению возраста в 15 лет юноша становился полноправным мужчиной, покидал стены казарм и поступал в распоряжение гвардии. При царе Бомилькаре эта система серьезно преобразилась – Карфагену отныне требовались не только тренированные воины, но и управленцы, и дипломаты. Практика показывала, что умелые управленцы из аристократии редко готовы были хранить верность целям царя, и наоборот – хранящие верность далеко не всегда были достаточно опытны в дипломатии и администрировании. Требовалось совместить и те, и те качества – и подготовка юношей в Бхормаханате представлялась крайне удобным инструментом для создания подобных кадров. Изменения в подготовке начинались с возраста 10 лет – проводились промежуточные экзамены (испытания), по результатам которых мальчиков определяли в одну из трех основных групп – религиозную, управленческую или военную. В первой воспитывались храмовые жрецы и дипломаты, во второй – администраторы и счетоводы, а в третьей – исключительно воины. Причем все три группы имели и одинаковые предметы воспитания – так, физическая подготовка считалась обязательной для всех, поддерживались и боевые навыки, хотя у третьей группы, конечно же, боевых занятий было больше. По достижению возраста 15 лет все юноши подвергались итоговым экзаменам, после чего их определяли на работу в зависимости от проявленных способностей. При этом «теологи» и «управленцы» отныне именовались равами, и фактически переставали быть частью Бхормаханата, хотя и продолжали пользоваться их правами, привилегиями и обязанностями. Воины же становились полноправными членами Бхормаханата и поступали на службу в гвардию Перворожденных. При этом Перворожденные официально продолжали называться Бхормаханатом, хотя являлись лишь его частью (пускай и самой значительной) [7].
Перворожденные имели множество примечательных особенностей. С момента основания Карфагена гвардия делилась на братства, каждое из которых являлось постоянным формированием и имело свой номер, символ и название, что способствовало возникновению особых традиций в каждом из братств. Названия братств возникали уже в процессе службы, а не сразу после формирования, и даровались свыше царями. Так, 3-е братство Перворожденных проявило себя во время битвы при Утике, впав в буйство после гибели царя, и после этого его воины единогласно высказались за продолжение войны с нумидийцами из соображений мести. Видя их искренность и едва сдерживаемый гнев, царица Элисса даровала им имя, и с тех пор 3-е братство называлось Мстящими Сынами. Вместе с названием братство получало и символику (в случае с Мстящими Сынами – око с тремя алыми слезами). Братства обычно не расформировывались, хоть и были чисто административной единицей довольно длительное время. Даже после гибели в полном составе братство восстанавливалось – регалии изготавливались заново, а воины набирались из числа желающих других братств и новобранцев.
Пуническая кавалерия, которая станет одной из самых значимых сил на поле боя к IV веку до н.э., будет постепенно развиваться из Бхормаханата.
На поле боя Перворожденные в подавляющем большинстве случаев проявляли абсолютную дисциплину, сохраняя строй и выполняя приказы, даже если это вело их к гибели. Первоначально гвардия выступала на войну пешей, однако после того как Магон I начал создавать собственную карфагенскую конницу, Перворожденные также стали выступать и в роли всадников, не теряя при этом своих пехотных навыков и в случае нужды принимая бой пешими. В походах за каждым из Перворожденных следовал раб, который помогал ему следить за оружием и лошадьми (во время похода на каждого Перворожденного приходились 2 лошади). Также за каждым братством обычно следовали писари и прочие «бюрократы», которые вели учет и «боевые журналы», в которые заносились все важные события в жизни братства, в том числе боевые потери и подвиги отдельных воинов (в будущем подобные структуры будут создаваться и при карфагенских аналогах легионов). Вооружались Перворожденные обычно копьем, щитом-асписом, мечом-кописом и кинжалом. Защищались гвардейцы обычно лучшими образцами брони, будь то кольчуги, анатомические кирасы, шлемы, наручи или поножи. Отличительной особенностью Перворожденных были шлемы с алыми гребнями, алые плащи и полностью белая отделка доспехов и щитов (белый цвет у финикийцев, помимо прочего, символизировал также смерть). На последние обычно наносился позолоченный или алый знак солнца.
Область применения Перворожденных была куда шире, чем просто царская гвардия. Так, отдельные воины или даже братства часто выделялись в качестве телохранителей особо важных персон вроде полководцев или посланников. В мирное время гвардейцы часто выступали на аренах городов, хотя для них это были не более чем тренировки для поддержания личных боевых навыков. Имея базовые знания строителей, гвардейцы также выступали в качестве городских инженеров – так, в Карфагене они отвечали за поддержание в должном состоянии акведуков и городских укреплений. Также Перворожденных отправляли в качестве младших офицеров к обычным подразделениям армии, когда те выполняли самостоятельные действия – считалось, что опытный советник или командир повысит их эффективность. С увеличением числа братств и расширением империи их также стали использовать и в качестве гарнизонов, при этом постоянно осуществлялась ротация – надолго «отлучать» гвардейцев от царя и столицы считалось наказанием, равным ссылке. Также Перворожденные активно использовались на флоте – в качестве эпибатов передовых кораблей или даже командирами (хотя для этого требовался опыт плаваний). Наконец, Перворожденные помимо указанных выше функций могли также играть роль жрецов, ибо при обучении они получали необходимый минимум знаний и навыков для совершения ритуальных служб. Так, известна история о том, что одна ливийская женщина пожелала провести обряд молк над своим мертворожденным ребенком, однако рядом не было ни тофета, ни жреца. В это же время в поселении находился карфагенский военачальник в сопровождении Перворожденных. Узнав о ситуации, воины испросили разрешения у своего командира провести ритуал, и получили его. После проведения ритуала урна была доставлена в карфагенский тофет, и проведение ритуала в ненадлежащих условиях вне Тофета, но с участием Перворожденных не вызывало никаких нареканий.
Учебные казармы Бхормаханата обычно располагались при крупных храмах. В Тире такая казарма была лишь одна – при местном храме Мельхиора. В Карфагене постепенно каждый крупный храм приобрел такие казармы, а самое крупное училище для будущих равов или Перворожденных было построено в VI веке до н.э. при Кэлшелиме (храме всех богов). Численность Перворожденных постоянно менялась – так, на момент начала Первой Пунической войны насчитывалось 5 тысяч гвардейцев в составе 25 братств, из которых 20 находились в Карфагене. На момент основания Карфагена Перворожденных насчитывалось немногим более сотни, и числились они в составе двух братств. Командовал гвардией рабсерен, причем назначались на эту должность исключительно воины Бхормаханата, сторонний аристократ попасть на этот пост не мог. В ходе войн с Римом Бхормаханат понес серьезные потери, а решающей силой на поле боя становилась массовые армии, потеснив небольшие подразделения элитных войск. В результате этого число Перворожденных было ограничено 6 тысячами в 30 братствах, и это ограничение сохранялось и в дальнейшем – всех остальных воспитанников царских школ определяли равами, или направляли в качестве офицеров в действующую армию без зачисления в ряды гвардии.
Бхормаханат стал одной из важнейших частей Карфагенского государства и являлся опорой царей. Без гвардии царская власть рано или поздно могла закончиться, или началась бы чехарда со свержением и утверждением различных династий; без Бхормаханата Карфаген хронически испытывал бы недостачу опытных командиров и администраторов, что снизило бы эффективность государственного аппарата и общую живучесть империи. Выдающуюся роль этого института Карфагена понимали и сами пунийцы, всячески восхваляя его воинов, усердно отдавая своих сыновей на воспитание его учителям и возвеличивая подвиги Перворожденных в искусстве. Даже спустя тысячи лет существования Карфагенского государства Бхормаханат и Перворожденные все еще оставались гордостью города и государства, хотя и перетерпели множество изменений вместе со своим народом.
Социальная структура
Торговый порт Карфагена. По крайней мере, так мне сказал поисковик.
Необходимо рассказать о социальной иерархии, которая возникла на тот момент в городе. Самым многочисленным и полноправным слоем населения были граждане [8], из их числа выбирались адирамы, они же составляли основную массу городского ополчения. Граждане фактически делились на богатых и бедных [9], однако формально их права и обязанности ничем не отличались. На выборах граждане делились на территориально-избирательные округа, которые назывались мезархиями. Ниже по статусу располагались так называемые граждане Сидонского права [10], которые обычно являлись переселенцами из других финикийских городов. Они пользовались почти теми же правами, что и граждане, за тем лишь исключением, что они сами не могли быть избраны на высшие должности (но голосовать при этом могли). Уже в эпоху правления Элиссы начался постепенный перевод граждан этого типа на полные права, а во время царствования Магона I и вовсе этот ранг исчез. В то же время существовала иная социальная прослойка, которая пользовалась Сидонским правом – боды. Они пользовались многими правами граждан, но не участвовали в выборах ни в качестве кандидатов, ни в качестве избирателей. Кроме того, боды чаще всего имели того или иного покровителя из числа граждан и фактически закреплялись за ним, хоть и были лично свободны – при этом боды, не имеющие личного покровителя, фактически пользовались покровительством всего государства. Также боды имели право на владение имуществом и землей. Первоначально бодами называли лишь полусвободных производственников, однако вместе с вырождением ранга граждан Сидонского права под бодами стали подразумевать и прочих людей с частичным гражданством. Ниже них по статусу располагались гамиты [11] – переселенцы не-финикийского происхождения, которые прибывали в город и желали в нем обосноваться. Они были лично свободными, но гражданскими правами не обладали, в том числе и правом владения недвижимой собственностью. Не участвовали они и в политической жизни города. Почти все гамиты выбирали себе покровителя из числа граждан, который выделял им жилье и пропитание взамен на использование их в качестве своих рабочих. Часто гамиты нанимались на корабли гребцами или матросами. Еще нище по социальной лестнице располагались рабы. При этом рабы в Карфагене обладали достаточно большой степенью свободы из-за практики финикийцев всячески поддерживать своих рабов и хорошо с ними обращаться ради большей эффективности их использования. Так, за убийство чужого раба гражданин должен был выплатить большую компенсацию хозяину убитого, а за убийство своего раба уже следовало выплатить такую же компенсацию в царскую казну. Допускались браки как между рабами, так и между рабами и гамитами, а в отдельных случаях – и с бодами (при этом раб автоматически получал свободу и переходил в ранг своего супруга/супруги). Существовала практика освобождения детей рабов, с переводом в ранг гамитов – чаще всего это осуществлялось зажиточными гражданами по большим праздникам. Рабам было позволено владеть собственными хозяйствами (при формальной принадлежности их господину) [12] и личным имуществом, благодаря чему среди карфагенских рабов существовала зажиточная прослойка, которая вполне могла себе позволить выкупить свободу, однако не торопилась лишаться покровительства хозяина. Отдельно от этой социальной лестницы располагались воспитанники Бхормаханата – равы и Перворожденные. Формально они числились личными рабами царя, однако пользовались большинством прав граждан, а в некоторых случаях позиционировались и выше их, так как они считались мирскими представителями самих богов. «Рабство» их было почетным и пожизненным, но и наказание за преступления отличалось особой суровостью. За кражу или разбой, насилие над гражданами, гамитами или даже рабами члена Бхормаханата ожидали плети и заключение в темнице, а насильников и убийц ослепляли, оскопляли, пытали каленым железом и распинали на крестах в назидание другим (для сравнения – обычно убийц ожидало простое распятие на кресте). Также особый статус имели жрецы, хотя формально они принадлежали к числу граждан. Существовала лазейка для предприимчивых и религиозных людей при получении гражданства – верховным жрецом какого-то храма (рабкуханимом) могли избрать любого лично свободного человека, при этом он получал статус гражданина. Обычные жрецы (куханы) могли принадлежать к любой прослойке общества кроме рабов и гамитов.
Стоит также отметить и о достаточно высокой социальной мобильности в карфагенском обществе. Так, рабов позволялось отпускать – за выкуп или по воле хозяина, после чего те становились гамитами или даже бодами (в случае наличия особо ценных навыков). Гамиты могли стать бодами несколькими путями – браком с бодом, выплатой специального налога в казну города. Дети, рожденные гамитами, при совершеннолетии получали статус бодов. Также гамиты могли повысить свой ранг путем поступления на военную службу, или за какие-то особые отличия. Схожее положение складывалось и у бодов по отношению к полному гражданству – хотя их дети уже не могли получить его при совершеннолетии. Тем не менее, оставалась возможность получить гражданство в качестве вознаграждения за какие-то достижения, после уплаты особого налога или при браке с гражданином. Имелись и механизмы обратного процесса – за серьезные проступки, которые не карались смертью, человека могли лишить гражданства, перевести в гамиты или вовсе продать в рабство. Эта система обеспечивала также высокую привлекательность для богатых мигрантов – только прибывший в город торговец мог заплатить все налоги и получить гражданство буквально в тот же день. Правда, у иностранцев, «понаехавших» из-за морей, практически не было шансов стать политически весомыми фигурами – в Карфагене изначально элита строилась исключительно на финикийско-атлантических традициях, и не приобщившись к ним, любой иностранец выступал если не изгоем, то точно чужим, и не мог пользоваться особой популярностью.
Прочие особенности культуры Карфагена
Гробница одной из пунических жриц. Весьма вероятно, что работа греческих мастеров – пуническая знать очень активно эллинизировалась примерно с V века до н.э.
Финикийцы имели свой развитый алфавит, который базировался на основе упрощенного аккадского. Исходный вариант состоял из примерно 600 символов, финикийцы же сократили их число до 22. Также в этом алфавите отсутствовали гласные буквы. В свое время финикийские алфавит послужил основой для древнегреческого. При этом древнегреческий, использующий гласные буквы, получил в Карфагене определенное распространение и со временем стал вытеснять исходный финикийский из-за своего удобства. Официально греческий алфавит был принят в Карфагене в начале III века до н.э., перед самым началом войн с Римом [13].
Одевались карфагеняне, как и прочие финикийцы, в длинные туники с поясом и сандалии. При этом для мужчин пояс был не обязательным, а женщины носили их два – один на талии, и другой под грудью (подчеркивая ее). В отличие от греков, финикийцы всегда носили под одеждой набедренные повязки. Женщины активно использовали украшения, причем одним из главнейших символов был лунный серп (символ Танит), который обычно цеплялся на головной убор. Финикийцы предпочитали желтый и красный цвета одежды, хотя популярными были также пурпурные и снежно-белые вещи. Мужчины часто носили бороды, которые считались признаком личного достоинства. В то же время рабочие часто наголо выбривали себе голову и лицо из-за жары, которая была свойственна североафриканскому побережью.
Карфагеняне были очень умелыми ремесленниками. Их строители славились по всему Средиземноморью – так, дворцы и храмы в Иерусалиме при царе Соломоне строились именно финикийскими архитекторами. Также финикийцы стали первыми, кто начал изготавливать цветное стекло, а в мастерстве кораблестроения сравниться с ними в античные времена никто не мог. Развитым было инженерное дело (к примеру, с ранних времен карфагеняне начали умело и массово изготавливать осадные машины). На высоком уровне было организовано кузнечное дело и литье – Карфаген уже в первую сотню лет своего существования стал одним из ведущих центров по производству металлических изделий, его оружие и доспехи славились далеко за пределами его сферы влияния. Не последнее место в экспорте товаров играла и продукция гончарного ремесла. Наконец, именно в Карфагене сформировалась наиболее передовая технология обработки земли (по всей вероятности, вследствие поликультурности города и объединения навыков и знаний множества народов), что вместе с очень плодородной землей Северной Африки позволяло собирать огромные урожаи. Наконец, почти с самого момента своего основания Карфаген полностью обеспечивал себя тканями, для чего разводились овцы и выращивался лен, причем в этом производстве наиболее массово использовался женский труд.
Стеклянная финикийская маска. Насколько я понял, в стеклянном деле финикийцам и пунийцам не было равных.
Имелась в Карфагене своя театральная традиция, хотя она носила в основном религиозно-образовательную функцию – в особые дни при храмах устраивались представления, в которых иногда принимали участие и женщины [14], во время которых широкой публике показывались эпизоды из мифологии – о жизни богов, их деяниях и о смертных героях. Особой популярностью пользовались сюжеты про злодейства Мотона, Исход и похождения Мелькарта. Также была у карфагенян своя литература, не уступавшая греческой, а среди философов числились даже представители царской династии Элиссидов.
Именная традиция карфагенян отличалась от общефиникийской, и с каждым столетием отличий накапливалось все больше и больше. Изначально финикийцы использовали в своих семьях ограниченное количество имен из-за того, что сыновей чаще всего называли в честь их дедов. В результате в ходу было лишь ограниченное количество мужских имен, что при отсутствии прозвищ или некоего аналога современных фамилий вызывало огромные затруднения в идентификации отдельных людей. Однако многие колонисты при основании Карфагена вели свои корни от беженцев из Атлантиды, среди которых подобная традиция отсутствовала – причем в Новом Городе эту особенность быстро переняли и сами финикийцы. От них же постепенно распространилась традиция закреплять за людьми прозвища, делая их наследными, причем свое прозвище мог придумать и закрепить сам хозяин, используя его как фамилию и передавая его своим детям – так появились влиятельные династии Ганнонидов, Элиссидов, Магонидов и т.д. В финикийско-атлантическое разнообразие имен постепенно добавлялись и новые, в основном греческие или производные от греческих, что, впрочем, было более популярно среди аристократов, чем среди простонародья.
Карфагеняне использовали два способа захоронения тел умерших – ингумацию или кремацию, причем во втором случае останки умершего также помещались под землю. При этом в саркофаги также помещались предметы первой необходимости – украшения, пища и т.д., так как считалось, что душа умершего испытывает те же нужды, что и при жизни. Эта традиция имела финикийские корни, и вскоре после основания города стала вытесняться атлантическими ритуалами погребения – тела сжигались, и прах либо развеивался на свободном пространстве (обычно над морем), либо помещался в урну и хоронился под небольшой каменной плитой, на которую наносилось имя умершего. В случае со знатью применялись также барельефные портреты умерших, а урны с прахом царей и вовсе помещались под полноразмерные статуи, изображавшие их при жизни. Для этих целей в подземельях Царского Дворца в Карфагене специально был оборудован Зал Памяти, который расширялся по мере необходимости, при этом в него помещались лишь правящие цари и царицы со своими супругами. Так как потомки атлантов считали, что душа окончательно покидает тело и отныне будет жить в царстве Элохима (или Мотона), то никакие подношения в захоронениях не размещались, хотя во время кремации вместе с телом могли сжигаться какие-то вещи, выражающие почтение умершему от живых.
Также карфагеняне уделяли особое внимание чистоте тела (ванны и бани располагались в домах зажиточных граждан почти сразу после входа), не употребляли в пищу свинину, делали обрезание, уделяли особое внимание образованию и отличались достаточно высокой степенью религиозности – хотя последнее явление не было уникальным в античном мире. Практиковались единокровные браки, хотя на практике такое встречалось редко, в основном в царской семье. При этом подобный брак оставался по большей части понятием престижа, и супруги редко имели общее потомство – в случае с царями функции производства потомства брали на себя наложницы, которых, однако, редко было много, и все они носили статус личных рабынь царя с соответствующим высоким положением в обществе, аналогичным выходцам из Бхормаханата. В чем карфагеняне-финикийцы переплюнули многих других – так это в практичности: любое потенциально полезное изобретение всегда находило поддержку, а неудобные или вовсе наносящие вред традиции игнорировались или вовсе отбрасывались (к примеру, запрет воевать в Шаббат был отброшен вскоре после основания города, так как мешал его выживанию). И само собой, карфагеняне, как и все прочие финикийцы, были умелыми торговцами, превосходя в этом всех своих современников. Также особое внимание среди карфагенских граждан уделялось генеалогиям – считалось важным знать всех своих предков от самого момента их поселения в Карфагене. Семейства, которые вели свои корни к первым поселенцам, пришедшим в Африку с Элиссой и Ацербусом, пользовались особым почетом и чаще избирались в Адиру (Сенат), чем другие.
Стоит также отметить, что во многом Карфаген перенимал эллинистический опыт. Так, собственно финикийская керамика была не очень популярна из-за своей громоздкости, и использовалась лишь для внутренних нужд, но со временем пунические ремесленники переняли греческий опыт и стали активно экспортировать свою продукцию этого типа во многие «варварские» страны вроде Галлии или Иберии. Выше уже приводился пример с древнегреческим алфавитом, который был заимствован Карфагеном в III столетии до н.э.
Примечания
1) Хотя более известно, что это ритуальное человеческое жертвоприношение, но у меня альтернатива – так что будет так.
2) Граница между ребенком и подростком.
3) Финикийцы пользовались еврейским календарем, в котором было по 12–13 месяцев в году.
4) Так сказано в источнике. Каким образом эта дата синхронизировалась с еврейским календарем, я не представляю.
5) Тут есть небольшие непонятки, ибо видел упоминания о том, что в Вавилоне, откуда финикийцы переняли Шаббат (как и евреи, кстати), этот праздник праздновался лишь раз в месяц, хотя другие источники говоря о праздновании в определенные числа месяца (7, 14, 19, 21 и 28).
6) Об этом будет рассказано в следующих статьях.
7) Т.е. Перворожденные есть Бхормаханат, но Бхормаханат не есть только Перворожденные.
8) Полноправные граждане Финикии именовали себя баалим.
9) Я очень не силен в чтении финикийского языка, потому не стал приводить прямо в статье названия карфагенских патрициев и плебеев. А назывались они ‘drnm и s’rnm, и насколько я могу судить, это звучит как «эдурнам» и «шиарнум». Какой вариант будет использоваться в дальнейшем (более привычный нам римский, или вероятно неверно произнесенный финикийский), я еще не решил.
10) Содержание Сидонского права неизвестно, однако происходило оно, вероятнее всего, от определения статуса выходцев из других финикийских колоний кроме Тира. По правам они уступали гражданам, хоть и незначительно.
11) «Переселенцы», аналог греческих метэков. Полное их название – hamiteyayshevim, и я лучше убьюсь об стенку, чем попытаюсь произнести это на русском в полном виде.
12) Все это имело место и в реальности, от себя касательно рабов я вроде ничего не добавлял (и даже убирал особо сомнительные моменты).
13) Вполне вероятно, что подобный процесс шел и в реальности, однако упоминаний об этом, помимо постепенной эллинизации карфагенской элиты, я не нашел.
14) Чего не было в Греции или Риме.