Пыль Халхин-Гола. Часть 161 ВВС РККА на Халхин-Голе. Скоростные бомбардировщики СБ. Часть 3
Автор: aeropravda
С любезного разрешения автора публикую третью часть статьи. Предыдущие части можно найти на канале автора или здесь:
Содержание:
5 июля
Москва получала очень мало информации из района боевых действий. Информация из Монголии поступала неконкретная и с опозданием. Утром Смушкевич докладывал в Генштаб:
В 17 часов по Улан-Батору Жуков докладывал наркому обороны:
«сейчас разгорелся особенно сильный бой у брод конный восточн. горы Баин-Цаган. Противник на этом участке сосредоточил до двух дивизионов артиллерии, 50 танков, пытается прорваться [на] южном направлении… Мое мнение: противник, понеся поражение в боях 3 и 4 июля, пытается вновь собрать кулак на нашем левом фланге, чтобы выйти [во] фланг и тыл нашей обороне… Производим бомбометание эшелонированными ударами по живым целям.»
«Бомбометание эшелонированными ударами» из-за плохой погоды проходило на малой высоте:
В 4:30 9 СБ 150 полка под прикрытием 18 И-16 вылетели для бомбардирования войск противника в районе озера Узур-Нур, но из-за низкой облачности не смогли обнаружить цели и в 7:45 вернулись на аэродром подскока.
В 12:00 9 СБ 150 полка 36 СБ 38 полка вылетели на бомбометание живой силы противника в районе бродов конных, на восточном берегу недалеко от Баин-Цагана.
В районе цели наши бомбардировщики были обстреляны японской зенитной артиллерией и атакованы истребителями. Действия японских истребителей, по докладу экипажей были неактивными ввиду низкой облачности, хотя японские истребители заявили, что сбили 5 СБ и 7 И-16 прикрытия. Ведущий не смог вывести группу точно на цель, несколько экипажей сбросили бомбы по своим войскам в районе центральной переправы. Неприятель смог сбить два СБ.
Отличились и наши истребители, которые обстреляли 9 мотомехбригаду и переправу, затопив часть понтонов.
6 и 7 июля скоростные бомбардировщики не совершали боевых вылетов их-за плохой погоды и не приняли участие в боях на восточном берегу Халхин-Гола.
За три дня бомбардировщики совершили 224 боевых вылета. Для сравнения – за 10 дней Хасанских боев скоростные бомбардировщики совершили 346 вылетов.
Попытка подвести итог
Советские бомбардировщики не смогли оказать значимого влияния на ход боевых действий во время Баин-Цаганского побоища. Основные удары наносились с большой высоты и по тыловым районам, скорее всего, не нанеся неприятелю большого ущерба. Поражение неприятеля в таких условиях скорее было случайностью, чем закономерностью. При этом почти всегда бомбардировщики атаковывались японскими истребителями и зенитной артиллерией.
Г.К. Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» привел иную картину боевых действий в Баин-Цаганском побоище:
«В 7 часов утра подошли первые группы нашей бомбардировочной и истребительной авиации, начавшие бомбить и штурмовать гору Баин-Цаган. Нам было очень важно сковать и задержать противника ударом авиации и артиллерийским огнем на Баин-Цаган до подхода сюда резервов для контрудара.
Чтобы затормозить дальнейшую переправу и сосредоточение сил противника в районе горы, было приказано усиленно бомбить и непрерывно обстреливать артиллерийским огнем переправу через реку Халхин-Гол.»
Нарком обороны Ворошилов и Генеральный Штаб спустя несколько дней дали свою оценку применению ударной авиации в боях:
«Взаимодействие родов войск почти отсутствует, особенно слабо увязана работа авиации с наземными войсками»
Штерн, который был назначен командующим Фронтовой группы для объединения и направления ЗабВО, 57 ОК и 1 и 2 Краснознаменных армий, оценил применение авиации:
«Связь авиации, особенно СБ, с наземными войсками исключительно плохая. В бригаде СБ нет даже карты положения наземных войск. Взаимодействие внутри авиации (СБ и истребители) не налажено. Собранная большая авиация в данных условиях могла бы по настоящему помочь пехоте отразить предстоящий удар, но для этого ещё надо наладить настоящую быструю связь и взаимодействие.»
Материал подготовлен читателем канала и очень знающим человеком aeropravda.
источник: https://dzen.ru/a/ZNPv6k3qeiG3Sbff