Путешествие летающей лодки Saunders-Roe Cutty Sark
Интересная винтажная статья, которая является продолжением статьи «Легкие летающие лодки-амфибии Saunders-Roe A.17 Cutty Sark. Великобритания» и которая, думаю, заинтересует коллег.
Предисловие редакции: Cо 2 марта по 23 апреля 1931 года летающая лодка-амфибия Saunders-Roe Cutty Sark, оснащенная двумя 120-сильными двигателями Gipsy II, совершила 3000-мильное (4800 км) путешествие по Европе, посетив множество мест, где самолеты-амфибии никогда раньше не были. Ниже приведена сокращенная журнальная версия отчета об этом необычном путешествии.
Путешествие летающей лодки-амфибии Cutty Sark началось 26 марта 1931 года в Каусе (Cowes), остров Уайт, на заводе компании Saunders-Roe. Самолет является единственной машиной данного типа [1] и несет на своих поверхностях номер гражданской регистрации G-AAIP. Во время старта на борту лодки находились старший летчик капитан Х. Балфур (Captain H. Balfour, M.P.) и флайт-лейтенант (капитан авиации) Поуп (Flight-Lieutenant Pope); во второй половине дня самолет совершил посадку в расположенном в Хестоне (Heston) авиапарке [2]. На следующее утро ранний старт был сделан из Хестона, где к экипажу Cutty Sark присоединился лорд Лаймингтон (Lord Lymington).
Первой зарубежной точкой посадки стал Брюссель. Путешествие проходило без каких-либо происшествий, но во время захода на посадку машина получила небольшой урон из-за почти невидимого проволочного заграждения, которое зацепило подкрыльевой поплавок и повредило шасси. Компанией Saunders-Roe запасные детали были отправлены из Кауса в Брюссель и с помощью г-д Фрайера (Fryer) и Эмметта (Emmett),работавших в авиакомпании Imperial Airways, поврежденные части были заменены в течение выходных.
В Брюсселе к экипажу присоединились главный летчик испытатель компании Saunders-Roe капитан С. Д. Скотт (Captain S. D. Scott) и инспектор Хэнкок (Inspector Hancock), в то время как флайт-лейтенант Поуп отправился назад в Англию. 2 апреля самолет вылетел из Блюсселя и взял курс на Кельн. Во время перелета по данному участку маршрута была обнаружена девиация компаса вследствие его встряски. Это вызвало проблемы, поскольку из-за постоянной облачности во время полета можно было мало что увидеть.
главный летчик-испытатель компании Saunders-Roe капитан С. Д. Скотт пилотировал летающую лодку Cutty Sark в течение почти всего путешествия
Из Кельна курс был взят на Вюрцбург, небольшой аэродром которого расположен на высоте 800 футов (244 м). Несмотря на облачность и проблему с компасом капитан Скотт смог найти этот аэродром. Добрые люди Вюрцбурга оказались само очарование, и ночью они убрали свои машины из небольшого гаража, чтобы там на ночь смогла разместиться амфибия Cutty Sark. Следующим утром было обнаружено, что жители Вюрцбурга строго различают гостеприимство и бизнес и потребовали дополнительную плату за хранение Cutty Sark. Поскольку английская машина была гораздо лучше немецких легких самолетов и планеров, и могла проводить ночи на открытом воздухе, то данный инцидент не обошелся без юмористической стороны.
На следующее утро ветер дул поперек 300-ярдовой (274 м) и потому было запрошено разрешение (которое было предоставлено) выполнить взлет с расположенного рядом склона, предназначенного для запуска планеров. Вскоре Cutty Sark оказалась в воздухе, и перелет в Нюрнберг прошел без инцедентов.
Из Нюрнберга было принято решение отправиться в расположенный на Дунае Линц, поскольку рядом с рекой находился аэродром. Летающая лодка следовала вдоль реки, и аэродром был, наконец, обнаружен. Аэродром Линца представлял собой простую полосу длиной 800 ярдов (730 м) и шириной 50 ярдов (46 м). С воздуха аэродром выглядел совсем белым. Когда машина приземлилась, объяснение этой окраске было найдено. Аэродром перестраивался, и занимаемая их поверхность была почти белой.
Среди первых на место прибыли представители местной полиции, которые, пока рассматривали документы, практически поместили амфибию под арест. Ситуацию удалось смягчить благодаря дипломатическим способностям капитана Скотта, который заставил полицию отвечать за безопасность машины. Данная задача заняла все время полицейских и позволила «заключенным» перемещаться более или менее свободно и по своему желанию. Когда документы оказались проверенными, экипаж летающей лодки попросил бензина. Когда топливо было доставлено, оно оказалось розового цвета. Местные жители с удивлением узнали, что двигатели Gipsy будут работать на обычном бензине.
Следующий этап перелета Линц – Вена прошел без каких-либо инцидентов, а аэродром в Вене был очень большим и довольно ровным и даже скорее плоским.
На следующий день путешествие было продолжено, и летающая лодка достигла Граца. Аэродром этого города оказался одним из лучших в мире; он имеет большие размеры и покрыт толстым слоем твердого мха замечательной упругости, отлично подходящего для посадки. В число удобств аэродрома Граца входят отличный ресторан и окружающий пейзаж исключительной красоты. Сами город и аэродром расположены в долине, которая окружена горами.
7 апреля путешествие было продолжено: самолет вылетел из Граца и взял курс на Загреб, где амфибии и ее экипажу был оказан прекрасный прием. Представители местного аэроклуба и ВВС были в восторге и восхищении от этой новейшей британской разработки. Несколько ранее их на аэродром прибыл г-н Т. Дж. Мэпплбек (Mr. T. G. Mapplebeck) – торговый представитель Великобритании в Югославии.
Большая часть дня была проведена в Загребе и была потрачена на уборку и капитальный ремонт летающей лодки Cutty Sark, которая за те две недели после отбытия из Кауса не имела никакого технического обслуживания. Тщательный осмотр самолета показал, что гидросамолет нуждается только в уборке; ничего кроме смазки делать было не надо.
Из Загреба г-н Хэнкок отправился назад в Англию, и вакантное место в экипаже Cutty Sark было занято г-ном Мэпплбеком. Вылетев из Загреба, капитан Скотт поднялся на высоту 7000 футов (2134 м), чтобы перелететь горы, лежавшие на пути к Сушаку, расположенному на берегу Адриатического моря. По прибытии в Сушак преимущества самолета-амфибии были продемонстрированы самым убедительным образом. Это произошло благодаря феномену, известному в Восточной Адриатике и называемому «Бора». Ветер с гор отклоняется вниз и доходит по воде на некоторое расстояние от берега, вызывая серьезное волнение прибрежной морской полосы. При этом вода на поверхности вне прибрежной зоны и придонные слои вблизи берега оставались спокойными. Таким образом, находясь в нисходящем потоке воздуха самолет испытывал бы серьезные неудобства, и метод, которому следовал пилот Cutty Sark, заключался в том, чтобы выйти за пределы бурных вод прибрежной зоны и пройти сквозь него в спокойные воды у непосредственно у берега и выйти на пляж.
Ожидая, когда агент компании Shell прибудет и доставит запас бензина, экипаж летающей лодки отправился не берег, и после обеда амфибия взлетела с поверхности моря и, набрав высоту 3000 футов (914 м) добралась до небольшого озера Блед. Озеро имело настолько малые размеры и было окружено такими высокими берегами, что было решено, что хотя и Cutty Sark легко приземлится, это будет очень сложно. Таким образом, путешественники отправились в Любляну, которая является югославской частью международного порта Фиуме. Аэродрома не было найдено, и посадка была сделана на найденном клочке земли. Он оказался беговой дорожкой для собак. Та часть дорожки, на которую была совершена посадка, была расположена примерно на три фута выше остальной части, что потребовало от пилота изрядного мастерства. Прежде чем машина совершила обратный полет в Загреб, были сделаны несколько показательных выступлений.
В Загребе следующий день 10 апреля был посвящен серии демонстрационных полетов перед командиром авиационной части и офицерами югославских ВВС, а также перед представителями местного аэроклуба. Этим же вечером члены экипажа Cutty Sark были гостями на ужине у командира авиачасти.
Утром Cutty Sark отправилась на остров Рабе – небольшой островок между Сушаком и озером Блед. Здесь «Бора» показала всю свою силу, взбив воды прибрежной морской полосы между островом и материком. Тем не менее, амфибия без труда приводнилась и по воде добралась в крошечную гавань, где, опустив колеса в грязь, была закреплена носом к набережной. Канистры с топливом были загружены на борт летающей лодки, и после заправки машина стартовала: люди держали самолет за хвост, в то время как моторы прогревались. Тем временем волнение усилилось, и Cutty Sark перелетела до точки, расположенной ближе к побережью материка и отличавшейся спокойными водами. Амфибия почти неподвижно держалась на гладком море, а ее экипаж не спеша переливал бензин из канистр в баки. Когда дозаправка была завершена, летающая лодка поднялась в небо и совершила полет вдоль очень красивого побережья в направлении укрепленного города Сплит. Это оказался приятный город с восхитительной гаванью, полной маленьких кораблей и купальщиков.
Cutty Sark была поставлена на буй, в то время как экипаж сошел на берег. На берегу их принял командующий югославского флота, прибывший на место на авианесущем корабле! Cutty Sark выполнила полет на расположенную на некотором расстоянии от Сплита базу морской авиации югославского флота с командующим в качестве пассажира. Здесь Cutty Sark совершила посадку на воду и, опустив колеса, вырулила по слипу на аэродром. Здесь британская амфибия вновь получила множество лестных комментариев, а экипаж очень приятно провел время и вечером возвратился в Сплит. Береговая линия восточного побережья Адриатического моря идеально подходит для действий летающих лодок, поскольку убежище всегда можно найти на подветренной стороне любого из островов, разбросанных цепочкой вдоль побережья.
На следующий день был выполнен перелет из Сплита в Дубровник. Данный город представляет собой место удивительной природной красоты с крупным замкнутым водоемом. Посадка была сделана на воду, и машина с опущенными колесами пришвартовалась к берегу.
Из Дубровника машина пролетела вдоль береговой линии до перевала в горах и поднялась на высоту 8000 футов (2440 м). Перелет в Сараево, аэродром которого находится на высоте 2000 футов (610 м), был выполнен между покрытыми снегом вершинами гор и облаками. В Сараево экипаж Cutty Sark ожидал грандиозный прием, а вечером британцы были гостями на званом ужине у полковника, командовавшего сараевским аэродромом. Помимо экипажа Cutty Sark на ужине присутствовали офицеры, президент сараевского аэроклуба и многие члены клуба.
ИНТЕРЕС МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ: Cutty Sark с несколькими поклонниками в Сараево
Покидая Сараево летающая лодка набрала высоту 7000 футов (2130 м) для того, чтобы перелететь через горы, окружающие этот город. Было израсходовано много топлива, и планы прилететь вечером в Белград уже выглядели сомнительными. Амфибия вновь доказала свою ценность: Cutty Sark приводнилась на русло Дрины и девятиузловым ходом (17 км/ч) добралась до берега, где местные жители доставили экипажу необходимое количество бензина. Лодка вновь взлетела, но путешествие продолжилось уже в темноте, а сильный встречный ветер задерживал их продвижение вперед. Полет продолжался, пока не стало совсем темно; несколько мерцавших внизу огней указывали на деревню. Посадка была сделана в темноте и после некоторых неприятностей машина с помощью местных жителей была подведена к берегу и удержана у него. После поиска места между баржами, Cutty Sark была пришвартована, а ее экипаж покинул машину на ночь, отправившись в деревню Шабац (Shabac). На следующее утро гидросамолет без проблем взлетел с поверхности реки Сава и прибыла на аэродром Белграда, где весь день был потрачен на осмотр и техническое обслуживание самолета.
С гражданского аэродрома Белграда Cutty Sark перелетела на военный аэродром Нови-Сада, где были приняты меры для того, чтобы продемонстрировать машину перед дивизионным генералом, командующим военно-воздушными силами и техническими представителями. Практически весь день был занят приемом посетителей и демонстрационными полетами: взлет с аэродрома, посадка на реку, взлет с реки и посадка на аэродром. Многие местные пилоты совершили полет на Cutty Sark. На следующий день над белградским гражданским аэродромом были проведены демонстрации для британского министра, директора-распорядителя югославской аэронавигационной компании и техническими должностными лицами и членами белградского аэроклуба.
На следующий день летающая лодка Cutty Sark прибыла на отличный аэродром Будапешта. На следующий день был запланирован перелет в Вену, но с утра зарядил сильный и непрерывный дождь. Вследствие плохой видимости амфибия летела над Дунаем на высоте примерно 50 футов (15 м).
21 апреля началось возвращение домой. За один день был выполнен перелет через Линц и Нюрнберг, завершившийся ночевкой во Франкфурте. На следующий день была очень сухая погода, и в 11:40 летающая лодка поднялась в воздух. Машина совершила посадку в Кельне, где путешественники пообедали. Во второй половине дня из-за очень плохой видимости в Брюссель летели по компасу. После посадки в столице Бельгии самолет был заправлен бензином, а члены экипажа – кофе, после чего полет продолжился до Лимпна. Было достаточно времени, чтобы добраться до Кауса ночью, но таможенные службы задержали машину до утра и лишь на следующий день летающая лодка Cutty Sark вернулась в Каус.
карта-схема маршрута перелета летающей лодки Cutty Sark
ПОЛЕТНЫЙ ЖУРНАЛ АМФИБИИ CUTTY SARK
26 МАРТА – 23 АПРЕЛЯ 1931 ГОДА
Дата | Этап перелета |
26 марта | Каус – Хестон |
27 марта | Хестон – Брюссель |
2 апреля | Брюссель – Кельн – Вюрцбург |
3 апреля | Вюрцбург – Нюрнберг |
4 апреля | Нюрнберг – Линц |
5 апреля | Линц – Вена |
6 апреля | Вена – Грац |
7 апреля | Грац – Загреб |
8 апреля | Загреб – остров Рабе – Загреб |
9 апреля | Загреб – Сушак – Блед – Любляна – Загреб |
10 апреля | демонстрационные полеты в Загребе |
11 апреля | Загреб – Сплит |
12 апреля | Сплит – база авиации ВМФ Югославии – Сплит |
13 апреля | Сплит – Дубровник |
14 апреля | Дубровник – Сараево |
15 апреля | Сараево – Шабац |
16 апреля | Шабац – Белград |
17 апреля | демонстрационные полеты в Белграде (военный аэродром) |
18 апреля | демонстрационные полеты в Белграде (гражданский аэродром) |
19 апреля | Белград – Будапешт |
20 апреля | Будапешт – Вена |
21 апреля | Вена – Линц – Нюрнберг – Франкфурт |
22 апреля | Франкфурт – Кельн – Брюссель – Лимпн |
23 апреля | Лимпн – Каус |
- [1] в общей сложности были изготовлены 12 летающих лодок Saunders-Roe A.17 Cutty Sark
- [2] авиапарк (Air Park) – комплекс сооружений для хранения и обслуживания летательных аппаратов
источник: «THE CRUISE OF A “CUTTY SARK”» «FLIGHT», July 10, 1931