Путь к танку. Часть 6. Souain tank prototype. Холт во французской шинели

13
Путь к танку. Часть 6. Souain tank prototype. Холт во французской шинели

Путь к танку. Часть 6. Souain tank prototype. Холт во французской шинели

Авторское предисловие: 9 декабря 1915-го года на освобожденном от германской армии поле в районе города Souain французские военные провели испытания гусеничной боевой машины, которая стала первым шагом к созданию во Франции первых броневых машин поля боя.

1915 год стал особенно тяжелым для инженеров и военных Франции. Нужно было искать не только пути выхода из позиционного тупика, но и создание новой производственной базы с учетом того, что военные действия шли на суверенной территории страны. Но поэтому и проблема была самой насущной, ведь врага нужно было выгнать именно со своей территории. Год прошёл в многочисленных экспериментах по проверке возможных вариантов боевых машин поля боя. За год прошедший с начала войны французы испытали боевой ромбоид в двух вариантах — Appareil Boirault, разрезатели проволоки Breton-Prétot Apparatus, бронированный форт на катках Rouleau cuirassé Paul Frot, электротрехколесный ДОТ — Cuirasse Aubriot-Gabert и даже бронированные трактора Tracteur blinde Filtz-STG. Главный вывод к которому пришли французы, потратив время и силы на эксперименты, на поле боя есть место только гусенице.

Колесные танки Tracteur blinde Filtz-STG были выпущены малой серией

Колесные танки Tracteur blinde Filtz-STG были выпущены малой серией

Несмотря на союзнические отношения, британцы тщательно срывали свои планы по созданию боевых машин, как никак обе страны ещё не забыли, что они столетия были главными противниками друг друга.

Рассматривая историю французского танкостроения по русско- и англоязычным источникам, неожиданно обнаруживаешь лакуну размеров в год, с лета 1915 по лето 1916-го года. То что у французов происходило в это время подается скомкано и словно через зубы. Французские источники, касающиеся Первой мировой, очень хороши, но только во Франции. В «свободном» интернете их очень мало. По этой причине в первых статьях об истории французского танкостроения будут слова вероятно и может быть, если будет информация, что есть ошибки прошу указывать.

История французских боевых машин на гусеничном ходу начинается в 1915-м году с получением нескольких 75-ти сильных и 45-ти сильных тракторов американской фирмы Holt. 15-ти тонный Holt 75 был самой удачной машиной в своем классе, всего было произведено порядка пяти тысяч тракторов в самой США, и это не считая лицензионных и нелицензионных производств в России и Англии. Эта машина выглядела первым кандидатом на бронирование, но как это не удивительно, кроме нескольких экспериментов в САСШ ничего путного даже не пробовали строить. История работы с фирмой Холт началась в январе 1915-го года, когда ведущая оружейная фирма Франции Schneider & Co. отправило в Великобританию своего главного конструктора Эжена Брилье (Eugène Brillié). Эжен Брилье не был новичком в бронетанковом машиностроении, в 1909 году его фирма поставила испанским военным в Африку несколько бронетранспортеров Camion Blindado Schneider-Brillie. В Англии, конструктор познакомился с представителем фирмы Holt Manufacturing Company, который показал французу два гусеничных трактора Holt 75 и Holt 45 (T-10). Сложно предположить, о чем разговаривали француз и американец, но в мае были куплены оба образца и к июлю 2015-го года они добрались до континента. Брилье отдавал предпочтение 45-ти сильной модели, которая произвела на него хорошее впечатление. Это была первая машина американского производителя чисто гусеничная, без рулевых колес.

Абсолютно везде в источниках пишется, что это были трактора типа Baby Holt. Но у американцев Baby Holt были так же полугусеничными, а первым гусеничным трактором был Holt 20-30 (T-5), произведенный Holt Manufacturing Company с использованием патента английского промышленника Хорнсби, который так и не нашел спроса на трактора у себя на родине. В 1914-м году Холт выпустил более мощную машину Holt 45 (Model T-10). Оба трактора без вспомогательных колес получили кличку «Muley» — Безрогая корова. И именно такой трактор был поставлен во Францию. Это можно понять, даже просто сравнивая шасси французских Сен-Шамонов и Шнейдеров с холтовскими. Самым простым объяснением является, что Baby Holt назвал трактора для Франции сам представитель фирмы, но что бы не вводить себя в заблуждение буду использовать везде только Holt 45 (Model T-10).

Holt 45 (Model T-10)

Holt 45 (Model T-10)

16 июня 1915 года оба трактора были показаны Президенту Франции Раймону Пуанкаре и генералитету страны. Можно отметить, что примерно в это же время французами был куплен ещё один Holt 75, который испытывался, впрочем без особого успеха в Марокко. Военным больше понравился «безрогий Холт» и Шнейдер заказал у американцев ещё пятнадцать машин. Но просто так что-то сделать полезное с ними не удалось с ними не удалось. Временный фаворит гонки за первенство на поле боя Жуль-Луи Бретон, испытавший на колесном тракторе механизм для резки проволоки смог продавить военных и Schneider, что именно его решение нужно поставить на гусеничный забронированный трактор. Будучи заместителем министра вооружений и военного производства. Жюль-Луи Бретон (Jules-Louis Breton), совместно с фирмой Прето (Prétot), создавший инженерную машину, получившая название по имени изобретателя и изготовителя — Бретон-Прето (Breton-Prétot). Учитывая должность Бретона, наверно не стоит удивляться, что на базе закупленных тракторов решили строить «преодолеватели проволоки».

Breton-Prétot Apparatus преодолевая проволоку на испытаниях

Breton-Prétot Apparatus преодолевая проволоку на испытаниях

Вся дальнейшая история этой машины строится на базе одной фотографии, сделанной 9 декабря 1915-го года на полигоне под Суеном. В историю эти испытания вошли под названием — Суэнские опыты (Souain expérience). Для испытаний фирма Шнейдер подготовила тягачи Holt 45 (Model T-10) в варианте арттягачей и по крайней мере одну машину с имитацией бронекорпуса. Предполагается, что на тракторное шасси был одет лодкоподобный корпус из конструкционной стали. Но возможно это была просто жесть. Был ли установлен на агрегат резак системы Прето-Бретона или нет восстановить невозможно, так как именно передняя часть машины на фотографии скрыта за широкой спиной полковника Этьена. Существует вероятность, что вместо пилы агрегат на шасси Холта просто имел скошенный нос, который должен был заминать проволочные ограждения под гусеницы трактора.

Чертеж Ю.Морозова из книги Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон", вариант с пилой

Чертеж Ю.Морозова из книги Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон», вариант с пилой

Чертеж Ю.Морозова из книги Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон". Вариант со скошенным носом

Чертеж Ю.Морозова из книги Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон». Вариант со скошенным носом

Поле под Суеном на Марне отличалось от обычного полигона тем, что германская армия была в ходе осеннего наступления отодвинута и испытания проводились непосредственно на реальном поле боя с настоящими траншеями, воронками, заграждениями и другими неровностями. На испытания присутствовали генерал Филипп Петен (General Philippe Pétain) и полковник Жан-Батист Эжен Эстьенн (Colonel Jean-Baptiste Eugène Estienne), инициатор записки в Генштаб, в которой он подробно описал какая машина нужно военным, И это явно было не то, что Шнейдер показывал на испытаниях. Ещё одним участником испытаний был лейтенант Фуше (Charles Fouché), который стал ключевым лицом в развитии французского танка, но это уже более поздняя история. Бронированная машина на шасси Холта выехала на испытания примерно в те же дни, когда в Британии начали испытания модернизированного прототипа танка Маленький Вилли.

Информация о Суэнские испытания выглядит странно, как будто французы что-то исказили в истории, что бы приблизить себя к создателям первого танка и к датам, которые заявляют для своего приоритете. Но это слишком смелое заявление, которое можно рассматривать в ранге «альтернативной истории». С другой стороны в 1915-м году все крупные события, такие как испытания новой техники, старались документировать. Вот например Шикарные кадры с испытаний машины со сверхбольшими траками Appareil Boirault опубликовали в сети. Стоит посмотреть. А об этих испытания трактора Холта нет ничего кроме одной неотчетливой фотографии

Единственный кадр с испытаний машины на шасси трактора Холт

Единственный кадр с испытаний машины на шасси трактора Холт

Испытания, на поле под Суэном показали примерно то же, что и первые сентябрьские испытания английского прототипа Линкольн №1: гусеница — хорошо, а вот всё остальное не очень. Короткое тракторное шасси неплохо ездила по любым поверхностям, демонстрирую реальную вездеходность, неплохо управлялось, но преодолеть малейшие «рукотворное» препятствие типа траншеи или воронки преодолеть не могло, сказывалась короткая гусеница. Были ли установлен аппарат Перо-Бретона, и как он работал, неизвестно. Итогом испытаний было решение продолжать развитие темы гусеничного движителя на базе того же трактора — Holt 45 (Model T-10). Итогом развития стали первые французские танки Шнейдер и Сен-Шамон, которые попали в боевые части в сентябре 1916-го года после нескольких итераций. А на базе трактора Холт был создан проект башенного пулемётного «танка» с носовой частью «ледокольного типа», который возможно и испытывался в Суэне. Современные реконструкторы полагаю, что это машина машина выглядела примерно вот так, но не сохранилось никакой протокольной информации даже о проекте этой машины.

Чертеж Ю.Морозова из книги Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки "Шнейдер" и "Сен-Шамон"

Чертеж Ю.Морозова из книги Юрий Морозов: «Наземные броненосцы». Первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон»

Souain tank prototype/Baby Holt tank/Боевая машина на шасси трактора Холт

Страна: Франция

Производитель: De Schneider et Cie/ шасси Holt Manufacturing Company

Год выпуска: 1915

Кол-во выпущенных: 1

Мощность 45 л.с.

Масса: 7-8 тонн

Бронирование: 4-6 мм?

Вооружение: не устанавливалось

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-k-tanku-chast-6-souain-tank-prototype-holt-vo-francuzskoi-shineli-6128b3a30e2b051ebe6c2ee2

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account