Проект ударного дальнего бомбардировщика Mitsubishi G7M Taizan (三菱 G7M 泰山). Япония
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше».
До начала Второй Мировой войны были люди, которые предвидели необходимость дальних стратегических бомбардировщиков, способных наносить удары на огромных расстояниях. Такие люди, как генерал-лейтенант Вальтер Вефер, которые, несмотря на настоящую стену оппозиции к такой работе, в срочном порядке выдвигали идеи о потребности в данных бомбардировщиках. То же самое было и в Японии, где было ясно, что агрессия против Соединенных Штатов потребует возможности удара по территории США. Поэтому в 1941 году воздушный штаб флота выпустил спецификацию 16-shi на бомбардировщик дальнего действия.
Проведенный в 1941 году анализ бомбардировщиков, стоящих на вооружении IJN, показал, что ни один из них не способен пересечь Тихий океан для атак удаленных целей. В то время производство Mitsubishi G3M (кодовое имя союзников Nell) практически прекратилось и эти машины заменялись на Mitsubishi G4M (известен среди союзников под кодовым обозначением Betty, а среди японских летчиков под прозвищем 葉巻 (хамаки) — сигара). Несмотря на то, что дальность G4M1 была 6043 км, этого было недостаточно чтобы атаковать цели в Соединенных Штатах или, если требуется, в глубине России. По итогам этой проверки воздушный штаб флота выдвинул спецификацию 16-shi на ударный бомбардировщик. В ней были указаны только две ключевые характеристики: максимальная скорость должна быть, по крайней мере, 580 км/ч, а максимальная дальность — не менее 7340 км. Мицубиси приступила к разработке бомбардировщика, способного удовлетворить этим требованиям.
Первоначально инженер Мицубиси Киро Хонджо (разработал G3M и G4M) предположил, что бомбардировщик для спецификации 16-shi должен иметь четырехдвигательную конструкцию. Проект получил внутрифирменное обозначение M-60. Однако его предложение было категорически отвергнуто воздушным штабом флота. Вместо этого другой инженер Мицубиси Киджиро Такахаси, выдвинул свой собственный проект бомбардировщика для спецификации 16-shi, после рассмотрения которого было получено разрешение продолжить разработку.
М-60 в варианте Такахаси отличался использованием двух двигателей «Nu». Эти двигатели были 24-цилиндровыми двигателями водяного охлаждения с горизонтально расположенными цилиндрами. Проще говоря, горизонтальный Н-образный двигатель представлял собой два установленных друг на друга плоских мотора и соединенных между собой с помощью редуктора. Несмотря на низкую удельную мощность они обладают тем преимуществом, что являются более компактными, из-за чего Такахаси и решил их использовать на своем бомбардировщике. Каждый двигатель развивал 2200 л.с. на высоте 5000 м.
схемы G7M проекта Киджиро Такахаси
По своему внешнему виду бомбардировщик Такахаси имел сильное сходство с совершившим свой первый полет 19 ноября 1939 года тяжелым бомбардировщиком Heinkel He 177 Greif. Округлый нос машины Такахаши был полностью застеклен, что сильно отличало его от находящихся на вооружении японских бомбардировщиков. Крыло крепилось к середине фюзеляжа, каждая консоль содержала двигатель Nu в хорошо обтекаемой мотогондоле. В верхней части фюзеляжа впереди и позади крыла находились турели с оборонительным вооружением. Под вертикальным оперением было размещено довольно просторная стрелковая позиция, в нижней части фюзеляжа была расположена обращенная назад брюшная пулеметная позиция. Трехопорное шасси с носовой стойкой было относительной редкостью среди конструкций японских бомбардировщиков. По оценке Такахаси эксплуатационная дальность полета составляла 6412 км, означавшая, что при меньшей полезной нагрузке проект может удовлетворить требованиям спецификации 16-shi.
Максимальная скорость с относительно легким оборонительным вооружением из двух 20-мм пушек Type 99 и двух 7,7-мм пулеметов Type 99 составляла 555 км/ч.
К сожалению для Такахаси состоявшееся 22 июня 1941 года германское вторжение в Советский Союз воспрепятствовало экспорту в Японию необходимых станков и оборудования для производства двигателей Nu.
фотографии одной из продувочных моделей G7M
Без силовой установки, проект был обречен. После того, как предложение Такахаси стало нереальный, руководство проектом м-60 снова взял в свои руки Киро Хонджо. На этот раз вместо четырехмоторного бомбардировщика Хонджо использовал два двигателя и основывал свой проект в большей степени на G4M.
G7M Taizan, что означает «Великая Гора» (泰山), в качестве проекта должен был использовать два 2000-сильных 18-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения Mitsubishi MK10A (Ha-42-11). Крыло размещалось в середине фюзеляжа и строился целиком из металла с полотняной обшивкой элеронов и руля направления. Ожидалось, что Taizan будет нести те же 800 кг бомбовой нагрузки, что и G4M1, но в отличие от «хамаки» Taizan должен был иметь гораздо более мощное оборонительное вооружение, поскольку бомбардировщик должен был действовать далеко от истребительного прикрытия. Этот шаг также принял во внимание недостатки в защите G4M.
модель G7M проекта Киджиро Такахаси
Тем не менее, использование менее мощных двигателей и установка более тяжелого вооружения вызвало пересмотр характеристик по сравнению с проектом Такахаси. 31 октября 1942 года расчеты дали G7M1 дальность в 5559 км при скорости 518 км/ч на высоте 5000 метров с вооружением из двух 20-мм пушек Type 99, двух 13-мм пулеметов Type 2 и двух 7,7-мм пулеметов Type 1. Однако работы над G7M1 продолжались и проект претерпевал дальнейшие испытания, что отразилось в продолжении пересмотра расчетных характеристик. К сожалению для Мицубиси пересмотренные оценки не показали никаких ожидаемых улучшений характеристик, а скорее их некоторое ухудшение.
К 1942 году в Мицубиси завершили проектирование бомбардировщика и были готовы построить в полноразмерный деревянный макет G7M1 Taizan. Через некоторое время макет был готов. К сожалению воздушный штаб флота выпустил спецификацию на бомбардировщик 17-shi, по которой Каваниси начало разработку своего проета К-100 (некоторые источники обозначают его как G9K Gunzan («группа гор»), но это никогда не было проверено; другие источники говорят о G9K как о проекте, разрабатывавшемся по спецификации 19-shi). Мицубиси было дано указание прекратить все дальнейшие работы по G7M1 до тех пор, пока не будут выполнены расчеты по К-100. Каваниси завершила эскизное проектирование бомбардировщика К-100 и воздушный штаб флота летом 1943 года рассмотрел его вместе с G7M1. К этому времени G7M1 претерпел дальнейшее сокращение характеристик дальности: радиус полета уменьшился с 3705 км до 2778 км. Частично это было вызвано установкой более тяжелого по сравнению с первоначальным вооружения: удаление двух пулеметов Type 1 и заменой их на два пулемета Type 2, доведя их общее количество до шести. В определенной степени показатели дальности поддерживались высокой скоростью в 544 км/ч на высоте 5000 метров.
модель G7M проекта Киджиро Такахаси
Основываясь на проектных характеристиках обоих самолетов было высказано мнение, что ни один из самолетов не подходит для спецификаций 16-shi или 17-shi. Воздушный штаб флота критически отозвался о проекте G7M1, сосредоточившем большую часть вооружения в фронтальной плоскости, тем самым снижая защиту самолета в боковой и задней плоскостях. К тому же считалось, что фактические характеристики G7M1 скорее всего лишь в малой степени (если вообще были лучше) превышали характеристики G4M1.
Еще одним гвоздем в крышку гроба G7M1 было то, что воздушный штаб флота стал требовать четырехмоторный бомбардировщик в качестве реального средства для достижения требуемой дальности (по крайней мере 8816 км, что позволяло долететь в одну сторону от Токио до Лос-Анджелеса). Фактически еще в 1938 году IJN поручил Накадзиме построить четырехмоторный бомбардировщик G5N Shinzan (深山 — «горная выемка»), имевшем в своей основе конструкцию импортного Douglas DC-4E.
иллюстрация G7M1 основана на проекте Киджиро Такахаси. Самолет изображен в окраске Yokosuka Kokiitai
В связи с тем, что воздушный штаб флота не проявлял никакого интереса к G7M, в Мицубиси отложили все дальнейшие работы по бомбардировщику. По иронии судьбы G5N Shinzan оказался неудачным и имел меньшую дальность, чем G4M. Только со строительством четырехдвигательного Nakajima G8N1 Renzan (連山 — «хребет»), совершившим свой первый полет в октябре 1944 года, первоначальные хадактеристики дальности спецификации 16-shi были удовлетворены. К тому времени необходимость в таких бомбардировщиках прошла и все внимание было переключено на истребители и перехватчики для защиты Японии.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Современники: Bristol Buckingham (Великобритания), Lockheed P2V Neptune (США), Junkers Ju 88H-1 and H-2 (Германия), Junkers Ju 288A (Германия)
Тип: бомбардировщик дальнего действия
Экипаж: 7 человек
Силовая установка: два Mitsubishi MK10A (Ha-42-II) 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения, развивающих 2000 л.с. на взлете, 1810 л.с. на высоте 2200 м, 1720 л.с. на высоте 5400 м, каждый двинатель приводил в движение четырехлопастный винт переменного шага диаметром 4,5 м
Размеры:
размах крыла 25,00 м
длина 20,00 м
длина балок 8,26 м
высота 6,09 м
площадь крыла неизвестно
Удельная нагрузка на крыло неизвестно
Удельная нагрузка на мощность 3,99 кг/л.с.
Вес:
пустого 10600 кг
с полной нагрузкой 16000 кг
полезной нагрузки 5400 кг
бомбовой нагрузки 800 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 544 км/ч на высоте 5000 метров
нормальная дальность 2800 км
максимальная дальность 8400 км
время подъема на высоту 10000 метров 10 мин
потолок неизвестно
емкость топливных баков 4497 л
Вооружение: шесть 13-мм пулеметов Type 2: по два устанавливались в двух верхних фюзеляжных турелях (одна впереди, вторая позади крыла) и два в нижней и задней пулеметных позициях; две 20-мм пушки Type 99 Model 2 — одна в носу, вторая в хвосте
Развитие: нет. До того как проект Taizan был отменен был построен только деревянный макет.
* Технические характеристики для G7M1 Taizan основаны на полученных от Мицубиси размерах проекта и расчетных характеристиках конечного варианта G7M1
источник: Edwin M Dyer «JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945"