Проект тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (Model 145). США
1930-е годы ознаменовались значительным технологическим ростом в области создания боевых самолетов. Классические деревянно-полотняные бипланы, составлявшие основу военно-воздушных сил в годы Первой Мировой войны и после ее окончания, уступали место самолетам с более прочными цельнометаллическими конструкциями и работающей металлической обшивкой. Хотя бипланы все еще присутствовали в числе боевых самолетов первой линии, они постепенно заменялись самолетами новых типов, которые были почти исключительно монопланами.
В 1933 году американские военные на авиабазе Райт-Филд приступили к разработке требований к новому самолету-бомбардировщику, способному при крейсерской скорости 200 миль в час (322 км/ч) нести 2500 фунтов (1134 кг) боевой нагрузки на расстояние до 5000 миль (8050 км). На основе этих требований в 1934 году Авиационным корпусом армии США (United States Army Air Corps – USAAC) был дан старт программе тяжелого дальнего бомбардировщика Project-A. Спецификации были выданы крупным авиастроительным компаниям, среди которых были Boeing и Martin. Командование USAAC планировало иметь в своем арсенале самолет, способный при базировании на материковой части США достигать (и впоследствии защищать) американские интересы в таких отдаленных местах, как Аляска, Гавайи и Панама.
Компания Glenn L. Martin Company (Martin) была основана в 1912 году и внесла свой вклад в развитие американской авиации в годы Первой мировой войны. В то время самым большим успехом компании Martin стал созданный в 1918 году бомбардировщик-биплан MB-1. В начале 1920-х годов на базе MB-1 был создан бомбардировщик-биплан MB-2, а спустя десять лет кульминацией работ компании Martin в области средних бомбардировщиков стал B-10 образца 1932 года. Появление B-10 было особенно примечательным, поскольку это был первый серийный бомбардировщик, который мог обогнать истребители («преследователи» по тогдашней терминологии) того периода. В общей сложности компанией Martin было изготовлено около 350 бомбардировщиков семейства B-10.
Ответом компании Martin на спецификацию программы тяжелого дальнего бомбардировщика Project-A стал проект, получивший внутрифирменное обозначение Model 145 и представлявший собой отмасштабированный B-10. Для обеспечения требуемой дальности полета разработчиками была выбрана силовая установка, состоявшая из четырех рядных двигателей жидкостного охлаждения Allison V-1710, развивавших мощность по 1000 л.с. каждый. Это стало отходом от практики USAAC, поскольку парк современных самолетов в значительной степени оснащался надежными радиальными двигателями воздушного охлаждения. Рядные двигатели с жидкостным охлаждением улучшали характеристики на большой высоте и могли быть установлены в более обтекаемых гондолах, что существенно улучшало аэродинамическую эффективность. Недостатком при выборе рядных двигателей является повышенная уязвимость к огню противника из-за внутренней непрочности таких авиамоторов.
В программе USAAC проект Model 145 получил обозначение XB-16 и был заказан прототип самолета (конкурирующему проекту компании Boeing было присвоено обозначение XB-15). После одного из промежуточных вариантов Model 145A, в котором хвостовое оперение из однокилевого стало двухкилевым, была изменена форма крыла в плане, а само крыло из среднепланного стало низкопланным, инженеры компании Martin пришли к двухбалочной компоновочной схеме. В данном варианте, который также получил обозначение Model 145A, отсеки экипажа, бомбовая нагрузка и другие основные компоненты, необходимые для выполнения боевого задания, размещались в центральной гондоле. С верхней частью фюзеляжной гондолы соединялось большое крыло (общий размах 140 футов [42,7 м]). Каждая консоль крыла несла по две моторные гондолы, которые были хорошо вписаны в общую форму крыла. Пилоты размещались в кабине в передней части фюзеляжной гондолы, а штурман-бомбардир в ее застекленной передней оконечности. Хвостовые балки выходили из задних кромок крыла и заканчивались килями вертикального оперения. Хвостовые балки соединялись друг с другом общей горизонтальным оперением, которое на некоторых вариантах продолжалось на внешних поверхностях хвостовых балок. В окончательном варианте предполагалось использование полностью убирающегося трехопорного шасси с носовой стойкой. Экипаж самолета должен был состоять из десяти человек.
04 – гипотетический рисунок проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (Model 145A)
Первоначально проект XB-16 по своим размерам был эквивалентен проекту Boeing, но в компании Martin решили увеличить размеры разрабатываемого бомбардировщика, чтобы он соответствовал заданным требованиям по бомбовой нагрузке и дальности полета (увеличение внутреннего пространства позволило перевозить больше топлива, а также улучшить несущие свойства и прочностные характеристики). Теперь размах крыла проекта более крупного самолета, который получил новое внутрифирменное обозначение Model 145B, составлял 173 фута (52,7 м), что было больше, чем у будущего Boeing B-29 Superfortress – крупнейшего бомбардировщика Второй Мировой войны.
Более крупный самолет требовал большей мощности силовой установки, и поэтому была добавлена дополнительная пара двигателей. Поскольку окончательный вариант с четырехмоторной силовой установкой имел двигателя с тянущими винтами, то дополнительных двигателя были расположены так, чтобы они выступали назад из задней кромки крыла и вращали толкающие винты. Всего на каждой консоли крыла будет установлено по три двигателя, причем новые двигатели должны были размещаться непосредственно за существующими внешними двигателями.
В конечном итоге командование USAAC приняло решение, что проект компании Martin не может соответствовать требованиям спецификации и в первую очередь в отношении скорости. Программа XB-16 была закрыта еще до того как были проведены какие-либо серьезные работы по изготовлению прототипа. Было подсчитано, что XB-16 должен был развивать максимальную скорость 237 миль в час (381 км/ч), иметь перегоночную дальность 5000 миль (8050 км), дальность полета при выполнении боевого задания 3200 миль (5150 км) и практический потолок 22500 футов (6860 м). Его номинальная бомбовая нагрузка составляла 12180 фунтов (5525 кг), размещаемых во внутреннем бомбоотсеке.
Проект XB-15 компании Boeing был более перспективным по сравнению с XB-16 компании Martin, он и он не пошел дальше одиночного прототипа с обозначением Y1B-20. В конечном итоге работы компании Boeing по тяжелым бомбардировщикам привела к созданию и запуску в крупносерийное производство двух классических самолетов того периода – B-17 Flying Fortress и упомянутого выше B-29 Superfortress, которые в годы Второй Мировой войны доказали свою эффективность на Европейском и Тихоокеанском театрах военных действий.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Martin XB-16 (Model 145A)
Назначение: тяжелый дальний бомбардировщик
Статус: проект
Экипаж: 10 человек
Силовая установка: четыре 12-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Allison V-1710-3, развивавших мощность по 1000 л.с. и вращавших трехлопастные воздушные винты изменяемого шага (внутренние пропеллеры – тянущие; внешние – толкающие)
Размеры:
размах крыла 141,1 фута (43,0 м)
длина 114,8 футов (35,00 м)
высота 18,0 футов (5,5 м)
Масса:
пустого 31967 фунтов (14500 кг)
полезной нагрузки 72973 фунта (33100 кг)
взлетная 104940 фунтов (47600 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость 236 миль в час (380 км/ч)
практический потолок 22507 футов (6860 м)
дальность полета 5002 мили (8050 км)
скороподъемность 740 футов в минуту (226 м/мин)
источник: https://www.militaryfactory.com/aircraft/detail.php?aircraft_id=1582
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-tyazhelogo-dalnego-bombardirovschika-martin-xb-16