8

Проект тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (Model 145). США

1930-е годы ознаменовались значительным технологическим ростом в области создания боевых самолетов. Классические деревянно-полотняные бипланы, составлявшие основу военно-воздушных сил в годы Первой Мировой войны и после ее окончания, уступали место самолетам с более прочными цельнометаллическими конструкциями и работающей металлической обшивкой. Хотя бипланы все еще присутствовали в числе боевых самолетов первой линии, они постепенно заменялись самолетами новых типов, которые были почти исключительно монопланами.

В 1933 году американские военные на авиабазе Райт-Филд приступили к разработке требований к новому самолету-бомбардировщику, способному при крейсерской скорости 200 миль в час (322 км/ч) нести 2500 фунтов (1134 кг) боевой нагрузки на расстояние до 5000 миль (8050 км). На основе этих требований в 1934 году Авиационным корпусом армии США (United States Army Air Corps – USAAC) был дан старт программе тяжелого дальнего бомбардировщика Project-A. Спецификации были выданы крупным авиастроительным компаниям, среди которых были Boeing и Martin. Командование USAAC планировало иметь в своем арсенале самолет, способный при базировании на материковой части США достигать (и впоследствии защищать) американские интересы в таких отдаленных местах, как Аляска, Гавайи и Панама.

Компания Glenn L. Martin Company (Martin) была основана в 1912 году и внесла свой вклад в развитие американской авиации в годы Первой мировой войны. В то время самым большим успехом компании Martin стал созданный в 1918 году бомбардировщик-биплан MB-1. В начале 1920-х годов на базе MB-1 был создан бомбардировщик-биплан MB-2, а спустя десять лет кульминацией работ компании Martin в области средних бомбардировщиков стал B-10 образца 1932 года. Появление B-10 было особенно примечательным, поскольку это был первый серийный бомбардировщик, который мог обогнать истребители («преследователи» по тогдашней терминологии) того периода. В общей сложности компанией Martin было изготовлено около 350 бомбардировщиков семейства B-10.

Ответом компании Martin на спецификацию программы тяжелого дальнего бомбардировщика Project-A стал проект, получивший внутрифирменное обозначение Model 145 и представлявший собой отмасштабированный B-10. Для обеспечения требуемой дальности полета разработчиками была выбрана силовая установка, состоявшая из четырех рядных двигателей жидкостного охлаждения Allison V-1710, развивавших мощность по 1000 л.с. каждый. Это стало отходом от практики USAAC, поскольку парк современных самолетов в значительной степени оснащался надежными радиальными двигателями воздушного охлаждения. Рядные двигатели с жидкостным охлаждением улучшали характеристики на большой высоте и могли быть установлены в более обтекаемых гондолах, что существенно улучшало аэродинамическую эффективность. Недостатком при выборе рядных двигателей является повышенная уязвимость к огню противника из-за внутренней непрочности таких авиамоторов.

В программе USAAC проект Model 145 получил обозначение XB-16 и был заказан прототип самолета (конкурирующему проекту компании Boeing было присвоено обозначение XB-15). После одного из промежуточных вариантов Model 145A, в котором хвостовое оперение из однокилевого стало двухкилевым, была изменена форма крыла в плане, а само крыло из среднепланного стало низкопланным, инженеры компании Martin пришли к двухбалочной компоновочной схеме. В данном варианте, который также получил обозначение Model 145A, отсеки экипажа, бомбовая нагрузка и другие основные компоненты, необходимые для выполнения боевого задания, размещались в центральной гондоле. С верхней частью фюзеляжной гондолы соединялось большое крыло (общий размах 140 футов [42,7 м]). Каждая консоль крыла несла по две моторные гондолы, которые были хорошо вписаны в общую форму крыла. Пилоты размещались в кабине в передней части фюзеляжной гондолы, а штурман-бомбардир в ее застекленной передней оконечности. Хвостовые балки выходили из задних кромок крыла и заканчивались килями вертикального оперения. Хвостовые балки соединялись друг с другом общей горизонтальным оперением, которое на некоторых вариантах продолжалось на внешних поверхностях хвостовых балок. В окончательном варианте предполагалось использование полностью убирающегося трехопорного шасси с носовой стойкой. Экипаж самолета должен был состоять из десяти человек.

04 – гипотетический рисунок проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (Model 145A)

Первоначально проект XB-16 по своим размерам был эквивалентен проекту Boeing, но в компании Martin решили увеличить размеры разрабатываемого бомбардировщика, чтобы он соответствовал заданным требованиям по бомбовой нагрузке и дальности полета (увеличение внутреннего пространства позволило перевозить больше топлива, а также улучшить несущие свойства и прочностные характеристики). Теперь размах крыла проекта более крупного самолета, который получил новое внутрифирменное обозначение Model 145B, составлял 173 фута (52,7 м), что было больше, чем у будущего Boeing B-29 Superfortress – крупнейшего бомбардировщика Второй Мировой войны.

Более крупный самолет требовал большей мощности силовой установки, и поэтому была добавлена дополнительная пара двигателей. Поскольку окончательный вариант с четырехмоторной силовой установкой имел двигателя с тянущими винтами, то дополнительных двигателя были расположены так, чтобы они выступали назад из задней кромки крыла и вращали толкающие винты. Всего на каждой консоли крыла будет установлено по три двигателя, причем новые двигатели должны были размещаться непосредственно за существующими внешними двигателями.

эволюция проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (виды сбоку). Чертеж secretprojects

эволюция проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (виды сбоку). Чертеж secretprojects

эволюция проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (виды спереди). Чертеж secretprojects

эволюция проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (виды спереди). Чертеж secretprojects

эволюция проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (виды сверху). Чертеж secretprojects

эволюция проекта тяжелого дальнего бомбардировщика Martin XB-16 (виды сверху). Чертеж secretprojects

В конечном итоге командование USAAC приняло решение, что проект компании Martin не может соответствовать требованиям спецификации и в первую очередь в отношении скорости. Программа XB-16 была закрыта еще до того как были проведены какие-либо серьезные работы по изготовлению прототипа. Было подсчитано, что XB-16 должен был развивать максимальную скорость 237 миль в час (381 км/ч), иметь перегоночную дальность 5000 миль (8050 км), дальность полета при выполнении боевого задания 3200 миль (5150 км) и практический потолок 22500 футов (6860 м). Его номинальная бомбовая нагрузка составляла 12180 фунтов (5525 кг), размещаемых во внутреннем бомбоотсеке.

Проект XB-15 компании Boeing был более перспективным по сравнению с XB-16 компании Martin, он и он не пошел дальше одиночного прототипа с обозначением Y1B-20. В конечном итоге работы компании Boeing по тяжелым бомбардировщикам привела к созданию и запуску в крупносерийное производство двух классических самолетов того периода – B-17 Flying Fortress и упомянутого выше B-29 Superfortress, которые в годы Второй Мировой войны доказали свою эффективность на Европейском и Тихоокеанском театрах военных действий.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Martin XB-16 (Model 145A)

Назначение: тяжелый дальний бомбардировщик

Статус: проект

Экипаж: 10 человек

Силовая установка: четыре 12-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Allison V-1710-3, развивавших мощность по 1000 л.с. и вращавших трехлопастные воздушные винты изменяемого шага (внутренние пропеллеры – тянущие; внешние – толкающие)

Размеры:

размах крыла 141,1 фута (43,0 м)
длина 114,8 футов (35,00 м)
высота 18,0 футов (5,5 м)

Масса:

пустого 31967 фунтов (14500 кг)
полезной нагрузки 72973 фунта (33100 кг)
взлетная 104940 фунтов (47600 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость 236 миль в час (380 км/ч)
практический потолок 22507 футов (6860 м)
дальность полета 5002 мили (8050 км)
скороподъемность 740 футов в минуту (226 м/мин)

источник: https://www.militaryfactory.com/aircraft/detail.php?aircraft_id=1582

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-tyazhelogo-dalnego-bombardirovschika-martin-xb-16

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account