1

К 1944 году Япония находилась под жестким давлением, отчаянно нуждаясь в сырье и топливе для своей военной промышленности. Будучи островным государством, Япония имела только два пути получения руды, топлива и других жизненно важных материалов, запасы которых подходили к концу. Первый был по морю, а второй — по воздуху. Морской путь был чреват риском в связи с присутствием на Тихом океане боевых кораблей и подводных лодок ВМС США и их союзников. Таким образом, доставке грузов по воздуху, хотя и не без риска, являлась лучшим вариантом, несмотря на меньшую грузовместимость по сравнению с морскими судами. Таким образом, штаб ВВС IJN (海軍航空本部 — Kaigun Koku Hombu) выдала компании Каваниси задание на проектирование самолета, который мог бы стать одним из немногих специализированных транспортных самолетов времен Второй Мировой войны.

В IJN хорошо знали о воздействии доктрины неограниченной подводной войны ВМС США, сделавшей торговые суда основной целью. К концу войны вместе с 5 млн. тонн грузов на дно были отправлены 1200 японских торговых судов. Отчасти это было связано с неправильной организацией конвойной службы и недостаточной защитой со стороны IJN, но также и потому, что США взломали шифры японского торгового флота ("мару код"). Таким образом перемещение грузов морем все чаще приводило не к доставке,а потоплению грузов. В 1944 году потери судоходства были наибольшими и в 1945 году они пошли на спад, но только потому, что в открытый океан стало выходить меньше кораблей.

Проект транспортной летающей лодки Kawanishi H11K Soku (川西 H11K 青空). Япония

транспортный планер Kokusai Ku-7 Manazuru

Отчаянная ситуация с топливом и другими материалами можно проиллюстрировать на примере Kokusai Ki-105 Otori (鳳 — феникс) — двухмоторной версии транспортного планера Kokusai Ku-7 Manazuru (Crane). В IJA планировали использовать Ki-105 в качестве топливного танкера, который должен был летать из Японии на нефтяные поля Суматры (Индонезия), загружать топливо и затем возвращаться. Однако, для того, чтобы сделать путь из Японии на Суматру и обратно Ki-105 должен был потратить 80% горючего. В IJN искали лучшее решение в виде большого транспортного самолета, обладавшего значительной грузоподъёмностью. В целях достижения все еще удерживаемых японцами территорий и из-за необходимости пересечения значительных океанских просторов IJN желательно было иметь гидросамолеты. В январе 1944 года IJN запросил Каваниси разработать такой самолет.

Проект транспортной летающей лодки Kawanishi H11K Soku (川西 H11K 青空). Япония

схемы Ki-105

Проект транспортной летающей лодки Kawanishi H11K Soku (川西 H11K 青空). Япония

Проект транспортной летающей лодки Kawanishi H11K Soku (川西 H11K 青空). Япония

Каваниси была лидером в создании летающих лодок и имела большой опыт в разработке крупных морских самолетов. У Каваниси были два наиболее успешных проекта — Kawanishi H6K (кодовое обозначение союзников Mavis) и H8K (Emily), являвшаяся, пожалуй, лучшей летающей лодкой Второй Мировой войны. Компания также не испытывала недостатка в создании транспортных летающих лодок, модифицировав H6K в транспорт под обозначениями H6K2-L и H6K4-L. Также и H8K была адаптирована в транспортную летающую лодку H8K2-L Seiko (晴空 — чистое небо). Также Каваниси работала над проектом транспортной летающей лодки дальнего действия К-60. C этими рекомендациями компания смогла воспользоваться этими знаниями, чтобы начать проектировать для IJN транспортную летающую лодку  H11K Soku (青空 — голубое небо).

Проект транспортной летающей лодки Kawanishi H11K Soku (川西 H11K 青空). Япония

схемы H11K Soku

Со стороны IJN компании Каваниси было указано, что в конструкции Soku применение древесины должно было быть как можно более возможным, поскольку летающие лодки такого размера потребляли бы большое количество драгоценных сплавов, необходимых для других самолетов, таких как истребители. В компании Каваниси Soku получил обозначение KX-8, и его исходный эскизный проект был достаточно быстро разработан. Конструкция самолета в значительной степени на N8K — Soku также был свободнонесущим высокопланом, но в целом его габариты были гораздо большими. Киль Soku был почти идентичен килю N8K. Силовая установка летающей лодки должна была состоять из четырех (установленных по два на каждой консоли крыла) радиальных двигателей Mitsubishi MK4Q Kasei 22 (Ha-32-22), развивавших 1850 л.с.. По заказу IJN как фюзеляж, так и крыло должны были быть построены из дерева и под каджой консолью крыла должен был находиться неубираемый поплавок. Корпус Soku имел две палубы. На нижней палубе могли разместиться до восьмидесяти полностью экипированных солдат а также ряд транспортных средств или сопоставимое количество груза. На верхней мешьшей палубе находились помещения для экипажа из пяти человек. Основным отличием Soku от транспортной модификации N8K было использование состоящих из двух секций раздвижных носовых ворот, обеспечивавших свободный доступ к нижней палубе. Данное техническое решение упрощало погрузочно-разгрузочные работы, увеличивая скорость и легкость этих процедур. В качестве средств защиты Soku должен был быть оснащен тремя 13-мм пулеметами Type 2.

Проект транспортной летающей лодки Kawanishi H11K Soku (川西 H11K 青空). Япония

вариант окраски H11K Soku

Каваниси представила KX-8 руководству IJN и проект был принят. Было дано разрешение на постройку полномасштабного деревянного макета Soku, получившего новое новое, уже официальное обозначение H11K1. Макет строился для проверки перед началом постройки компанией Каваниси прототипа. Постройка макета началась в порту Комацусима города Комацусима на острове Сикоку (самый маленький из четырех основных островов, составляющих Японию). Этот район был выбран компанией из-за доступа к внутреннему морю Сэто в котором, как только прототип был бы построен, были бы проведены морские и летные испытания. К сожалению для Soku с ухудшением военного положения Японии вело к задержке за задержкой, что сказалось на сроках строительства макета. В дополнение к имеющимся проблемам IJN поручил компании Каваниси в 1945 году сократить производство H8K и вместо этого сосредоточиться на производстве истребителей Kawanishi N1K2-J Shiden-Kai. В совокупности эти факторы привели создание макета к завершению только в апреле 1945 года — более чем год после начала разработки.

Проект транспортной летающей лодки Kawanishi H11K Soku (川西 H11K 青空). Япония

деревянный макет H11K Soku

1 апреля 1945 года бомбовые налеты на цели, расположенные у внутреннего моря Сэто, уничтожили почти готовый макет Soku. После этой потери все дальнейшие работы по созданию Soku были заморожены.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Современники: Blohm und Voss BV222 Wiking (Германия), Blohm und Voss BV238 (Германия), Domier Do214 (Германия), Boeing C-98/B-134 (США), Consolidated PB2Y-3R Coronado (США), Martin JRM-1 Mars (США), Martin PBM-3R Mariner (США), Sikorsky VS-44 Excalibur (США), Convair R3Y Tradewind (США), Short Sandringham (Великобритания), Short Solent (Великобритания). Поскольку N11K1 не был построен, то представленные данные являются расчетными данными компании Каваниси

Тип: транспортная летающая лодка

Экипаж: 5 человек

Силовая установка: четыре 14-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Mitsubishi MK4Q Kasei 22 (Ha-32-22), развивавших 1850 л.с. на взлете, 1680 л.с. на высоте 2100 метров, 1550 л.с. на высоте 5500 метров; каждый двигатель вращал четырехлопастный винт переменного шага диаметром 4,3 м

Размеры:

размах крыла 47,97 м
длина 37,70 м
высота 12,55 м
площадь крыла 289,95 м²
удельная нагрузка на крыло 156,72 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 6,12 кг/л.с.

Вес:

пустого 26405 кг    
с полной нагрузкой    45550 кг    
полезной нагрузки 19095 кг    

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 5000 метров 470 км/ч
крейсерская скорость 369 км/ч
посадочная скорость 144 км/ч
дальность 3890 км
подъем на высоту 3000 метров 11 мин 30 сек
практический потолок нет данных

Вооружение: три 13,2-мм пулемета Type 2 с боезапасом 200 патронов на ствол

Развертывание: нет. H11K1 Soku не пошел дальшестадии макета

источник: Edwin M Dyer "Japanese Secret Projects: Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939-1945"

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account