Проект самолета NASA с крылом типа «арочный парасоль»
Как я уже упоминал, использовать для создания повышенного давления под арочным крылом можно не только ударную волну от воздухозаборников но и от носа фюзеляжа летательного аппарата. Более того, такой вариант для больших скоростей подходит даже лучше. Не удивительно, что пока инженеры Boeing работали над проектом своего истребителя с двойным арочным крылом, специалисты NASA уделяли куда больше внимание варианту крыла с аркой над фюзеляжем. Из-за способа установки в англоязычной специализированной литературе принято называть такую конструкцию просто «Рarasol wing». Это, как мне кажется, не совсем подходящее наименование, ибо никакого отличия в названии от обычных самолётов с компоновкой парасоль нет. Потому я буду придерживаться русскоязычного термина «арочный парасоль».
У подобной конструкции было значительное преимущество перед компоновкой, выбранной в Boeing — ударная волна от носа была сильнее и позволяла создать повышенное давление на большей площади крыла на высоких скоростях. Это в свою очередь позволяло значительно уменьшить размеры крыла и этим снизить сопротивления воздуха, что для проектов близких к гиперзвуковой скорости было критически важно. Так как эти исследования велись в основном инженерами NASA, запатентовать их у Boeing не было ни единого шанса. Но это не значит, что они не использовали это решение в своих проектах.
В конце 70-х годов начались работы над программой стратегической межконтинентальной крылатой ракеты для ВВС США (о которой, я думаю, у нас в обозримое время будет отдельный разговор). Главной задачей проекта было совместить плюсы МБР, такие как дальность и неуязвимость к обычному ПВО с плюсами обычных крылатых ракет: высокой точностью за счёт маневрирования на финальном участке полёта и относительно приемлемые размеры, позволяющие размещать ракеты на бомбардировщиках без особых извращений. Планировалось, что такая ракета должна развивать скорость с числом Маха не менее 4. Для своего проекта в рамках этой программы в Boeing решили использовать арочный парасоль. Такое решение позволяло за счёт создания дополнительной подъёмной силы сократить расход топлива, упростить маневрирование во время полёта, при этом сохранив приемлемые габариты ракеты. В первом варианте Boeing использовали крыло очень похожее по форме арки, на использованное в их проекте истребителя. Но как показали исследования — на больших скоростях площади арки не хватает для создания зоны повышенного давления. Потому на последующих вариантах арка получила трапециевидную форму (что так же можно назвать обычным решением для подобных крыльев, предназначенный для около-гиперзвуковых скоростей). К сожалению точно отследить дальнейшую судьбу проекта пока не выходит, так как многое, связанное с гиперзвуком или близким к нему скоростями, всё ещё секретно. Можно лишь сказать, что примерно в середине 80-х подход к стратегической крылатой ракете был изменён в пользу большей ставки на незаметность чем на скорость.
источник: https://www.facebook.com/yukuzhelev/posts/3674284506024514