Проект реактивного бомбардировщика Су-10. СССР
Хоть и проект это достаточно известный, да и советская авиация не совсем моя тема, мне бы хотелось им поделиться. Во-первых, это один из моих самых любимых по внешнему виду нереализованных самолётов ранней реактивной авиации. Во-вторых, а вдруг кто ещё не видел?
В феврале 1946 года сразу несколько советски КБ начали работу над проектом реактивного бомбардировщика с четырьмя двигателями Jumo-004 (советское обозначение РД-10). Был среди них и коллектив под руководством П. Сухого. Работы над первым вариантом бомбардировщика под шифром «Е» пошли быстро и уже весной был готов предварительный проект. Но к тому моменту стало ясно, что достичь требуемой военными скорости в 850 километров в час при сохранении дальности в 1500 километров с 1 тонной бомбовой нагрузки используя только четыре двигателя не выйдет. В КБ приступили к разработке шестимоторного варианта. Размещение такого количества двигателей на не таком уж и большом самолёте (длиной всего 14 с половиной метров) нетривиальная задача.
Одним из исследуемых вариантов была установка всех шести двигателей в габаритах фюзеляжа. Два первых размещались под кабиной пилота в частично утопленных гондолах, четыре оставшихся установили внутри фюзеляжа с вынесенным на борта воздухозаборниками и соплами. Главным преимуществом подобной компоновки было «чистое» крыло, создающее больше подъёмной силы чем крыло с двигательными гондолами. Но минусов у этого варианта было куда больше: проблемы с аэродинамикой, недостаточный приток воздуха к двигателям в фюзеляже, опасность повреждения фюзеляжа выхлопными газами. Потому для дальнейших работ был выбран вариант с размещением двигателей под крылом группами по три. А тут подоспели и более мощные двигатели ТР-1, что позволило вернуться к четырём двигателям. Так и появился тот опытный бомбардировщик Су-10 что мы знаем.
Шестидвигательный вариант самолёта «Е» как по мне один из самых необычных и самое главное красивых проектов того времени. Если честно, то его можно брать и почти без изменений отправлять в простенькую научную фантастику — вполне сойдёт. И печально что в реальности его так и не построили. Автор 3Д реконструкции — Марек Рысь.
источник: https://www.facebook.com/yukuzhelev/posts/3667918343327797