Проект подводного крейсера инженера Журавлева
1
В книге Трусова "Подводные лодки в русском и советском флоте" встретил упоминание о нереализованном проекте: "Автономный подводный бронепалубный крейсер в 4500 тонн" 1911 года. Автор — в то время молодой талантливый корабельный инженер Б. М. Журавлев. Лень было перепечатывать, смотрите отсканированное:
Корабельный инженер Б. М. Журавлев в 1910—1911 гг. предложил Морскому министерству проект корабля под названием «Автономный подводный бронепалубный крейсер в 4500 тонн». Подводных лодок такого водоизмещения еще не было в мире.
В своей заключении к проекту Журавлев писал:«.. . сравнивать проектируемый крейсер с существующими наилучшим образом разработанными лодками нельзя, так как он на 9 узлов является быстроходнее, почты в 8 раз сильнее вооружен внутренними аппаратами, лучше защищен и значительно безопаснее в смысле подводного нападения. Все это—совершенно естественные, так сказать, автоматические следствия его тоннажа»
Проект этот (рис, 66) не был принят Морским министерством, так как при недостатке средств на постройку большого флота постройка подводных лодок считались о морских кругах нецелесообразной. Кроме того, после Цусимы Государственная Дума, относись с недовернем к Морскому ведомству, урезывала кредиты на строительство флота. Но руководящие офицеры флота — надводники и подводники — вели энергичную камланию воздействия на членов Думы приглашали их в Кронштадт на корабли и там доказывали преимущества своих типов кораблей. В газетах шла горячая дискуссия на тему: «Какой флот нужен России». В этой обстановке постройка подводного крейсера в 4500 т казалась руководителям Морского ведомства неуместной. Автор проекта претерпел немало неприятностей со своим изобретением. «За настойчивое домогательство» осуществления своего проекта, шедшего в разрез с принятой программой строительства флота, н за «внесение смуты и брожения в умы» Журавлев был подвергнут дисциплинарному взысканию…
Проект подводного крейсера Журавлева был опубликован в журнале «Русское судоходство» 3 за 1911 г. со следующим примечанием редакции: «…проект подводного крейсера в 4500 тонн следует признать ценным вкладом в нашу техническую литературу со стороны молодого талантливого инженера, стремящегося создать новый, безусловно полезный в будущем тип подобного судна. К .сожалению, редакция не может разделить оптимизма автора и затрудняется сказать наверняка, чтобы осуществление такого крейсера на практике оказалось по силам современной технике».
Корабельный инженер Журавлев разработал проект надводного крейсера в двух вариантах — «А» и «Б», В первом была запроектирована для .надводного хода установка турбин с водотрубными котлами, а во втором — установка дизелей. работающих на гребной вал через зубчатую передачу.
Отклонению проекта способствовала также критика его со стороны опытнейшего строителя подводных лодок — И. Г. Бубнова, проектировавшего в тот период подводные лодка типа «Барс».
Рассматривая проект с современной точки зрения, надо призвать справедливость доводов И. Г. Бубнова который, отмечая проблематичность постройки подводного крейсера при состоянии промышленности того времени, указывал при атом на возможность постройки на те же средства пяти под-‘ водных лодок типа «Барс», что имело очевидные преимущества а для обороны страны.
Говоря о проекте Журавлева, мы должны отметить, что по водоизмещению он не был превзойден в течение 34 лет.
Из появившейся в 1956 г. книги Моги дура Хаоимото «Потопленные» видно, что в японском флоте имелись подводные лодки типа «И-400» (носители самолетов-торпедоносцев) со стандартным водоизмещением около 3400 г, и подводные лодки-танкеры типа «И-351», имевшие стандартное водоизмещение около 2650 т, т. & меньше проектировавшегося Журавлевым корабля.