Проект перспективного танка «Объект 299»
На протяжении всей истории танкостроения инженеры работали над созданием новых машин, имеющих серьезные отличия от существующей техники. К примеру, в конце восьмидесятых годов несколько конструкторских бюро Советского Союза начали работы по тематике перспективного танка. Большой интерес представляет разработка конструкторов Ленинградского Кировского завода (впоследствии КБ «Спецмаш»). Предлагаемые в проекте решения были настолько смелыми, что некоторые из них реализуются на практике только сейчас.
В рамках проекта «Объект 299» было решено использовать имеющийся опыт, а также широко применять новейшие идеи. Так, перспективный танк должен был иметь необычную для отечественного танкостроения компоновку, оригинальное вооружение, а также нестандартный подход к размещению экипажа. Кроме того, «Объект 299» изначально создавался как универсальная платформа, которая может быть базой для основного танка, боевой машины пехоты тяжелого класса, инженерной машины и даже для носителя противотанковых ракет. Все это значительно усложняло разработку проекта, однако должно было значительно удешевить строительство техники и облегчить ее обслуживание.
С целью решения ряда задач разного рода было решено строить танк «Объект 299» с использованием нестандартной компоновки. В передней части корпуса предлагалось разместить моторно-трансмиссионное отделение, за ним должна была находиться броневая капсула с экипажем, а вся корма отдавалась под боевое отделение. Одним из главных преимуществ такой компоновки была возможность значительного увеличения уровня защиты машины в сравнении с существующей техникой. Так появилась возможность установить на танк лобовую защиту, эквивалентную 800-900 мм гомогенной брони, а также улучшить защиту экипажа при помощи дополнительного бронирования обитаемого объема.
В качестве силовой установки для нового танка изначально предлагался газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с. В дальнейшем планировалось повышать подвижность бронемашины за счет использования более мощных двигателей, вплоть до 2000 л.с. По некоторым данным, для танка «Объект 299» в дальнейшем предполагалось создать газотурбинный двигатель мощностью около 1800 л.с. с расходом топлива на уровне современных дизелей.
Ходовая часть «Объекта 299» получила по семь опорных катков с торсионной подвеской на борт. В связи с передним расположением двигателя ведущие колеса должны были находиться в передней части борта, направляющие – в кормовой.
Экипаж боевой машины из двух или трех человек (в зависимости от модификации) должен был находиться в общем объеме, расположенном в средней части корпуса. В связи с таким расположением экипажа танк или иная техника должен был получить несколько оригинальных систем. Требовалось обеспечить максимально возможный обзор, а также оснастить рабочие места экипажа органами управления всеми имеющимися системами. В частности, требовалось создать автоматизированное необитаемое боевое отделение, полностью управляемое с рабочих мест экипажа.
Для решения поставленной задачи предлагалось оснастить танк перископическими приборами в крыше обитаемого отделения. Кроме того, танк мог получить систему камер для кругового обзора и специальный прицел для управления огнем орудия. Камера и тепловизор последнего должны были находиться на лафете пушки и обеспечивать прицеливание.
В кормовой части корпуса предлагалось размещать боевое (в варианте пушечного и ракетного танка) или десантное (тяжелая БМП) отделение. Возможности ходовой части и корпуса позволяли оснастить танк орудием калибра 152 мм. Пушка должна была взаимодействовать с автоматом заряжания и автоматизированной укладкой для снарядов. Ввиду отсутствия людей в боевом отделении все операции с боеприпасами – от извлечения выстрела из ячеек механизированной укладки до выброса поддона гильзы – должны были выполняться автоматикой.
Особый интерес представляет предлагавшаяся версия танка «Объект 299» в ракетной версии. Эта машина должна была оснащаться пусковой установкой для противотанковых ракет. В кормовом боевом отделении предлагалось поместить вертикальную пусковую установку с 30 ячейками для ракет. Использование подобной пусковой установки могло заметно уменьшить время, необходимое для подготовки к выстрелу (к примеру, в сравнении с ракетным танком ИТ-1), а также уменьшить вероятность поражения боекомплекта машины. Необходимо отметить, в конце восьмидесятых или в начале девяностых в СССР/России отсутствовали ракеты, пригодные для использования на «Объекте 299». Однако в случае начала полномасштабных работ по созданию такой машины ракетостроительные конструкторские бюро могли получить соответствующее задание, вследствие чего появился бы боеприпас для перспективной боевой машины.
Модификации «Объекта 299» иных классов должны были нести соответствующее оборудование и вооружение. К примеру, тяжелая БМП могла получить боевой модуль с артиллерийским орудием малого калибра или пулеметами, а в кормовой части корпуса должно было находиться десантное отделение. В таком случае для посадки и высадки десант должен был использовать дверь в кормовом листе корпуса.
Комплекс оригинальных решений, предложенных в проекте «Объект 299», должен был обеспечить новой технике заметное преимущество перед существующими боевыми машинами. Так, новый танк мог иметь сравнительно мощное бронирование и высокий уровень защиты экипажа. Газотурбинный двигатель должен был обеспечить высокую удельную мощность даже при достижении боевой массы около 50 тонн. Использование 152-мм орудия дало бы танку уникально высокую огневую мощь.
Кроме того, проект «Объект 299» имел положительные черты, связанные с созданием единой платформы для техники различного назначения. Особо следует отметить, что танковые шасси и ранее использовались в качестве основы для различной техники (ремонтно-эвакуационные машины, инженерная техника и т.д.), однако в проекте шасси «Объект 299» предлагалось изначально учитывать требования, предъявляемые к шасси для различной техники.
В проекте «Объект 299» использовалось множество оригинальных идей, которые требовали проверки и отработки. По этой причине был построен ходовой макет перспективного танка. Он представлял собой шасси с оригинальной компоновкой внутренних объемов и ходовой частью с шестью опорными катками на борт. Для удобства работы испытателей места экипажа были подняты, а на крыше корпуса появилась надстройка характерной формы с окнами.
Известно, что опытный «Объект 299» прошел большой объем испытаний, в которых определялись положительные и отрицательные черты примененных идей. В целом, предложенная компоновка агрегатов оправдала себя, хотя некоторые особенности машины требовали доработки. Тем не менее, работы не привели к появлению боеспособной машины. Проект «Объект 299» завершился на стадии испытаний первого ходового макета. В конце восьмидесятых годов в стране наметились серьезные экономические и политические проблемы, которые серьезно ударили по промышленности, в том числе по оборонному сектору.
Вскоре после остановки работ по проекту «Объект 299» ленинградские инженеры прекратили разработку новых проектов бронетехники. Часть имевшихся наработок впоследствии использовалась другими проектными организациями, другие остались без внимания.
В настоящее время в России разрабатывается проект перспективной бронеплатформы тяжелого класса «Армата». Уже в следующем году планируется показать широкой общественности основной танк, созданный на основе этой платформы. В дальнейшем на базе общей платформы будет строиться новая техника иного назначения.
По некоторым данным, «Армата» будет иметь нестандартную для отечественных танков компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса и общий объем для размещения экипажа, выполненный в виде отдельной бронированной капсулы. Все это говорит о том, что наработки по «Объекту 299» не пропали и нашли свое применение. От первых испытаний ходового макета «Объект 299» до начала поставок серийных танков с оригинальной компоновкой прошло более двух с половиной десятилетий, но смелые и многообещающие идеи все же смогли дойти до полноценной реализации на практике.
Источник: http://topwar.ru/63114-proekt-perspektivnogo-tanka-obekt-299.html