0

Проект пассажирского самолета Я.М. Гаккеля

Одним из первых в послереволюционной Советской России к теме пассажирских самолетов обратился пионер авиации Яков Модестович Гаккель (1874 — 1945). В период 1910-1912 гг. он построил девять самостоятельных летательных аппаратов, семь из которых вполне успешно летали. В дальнейшем, по причине недостатка средств, Гаккель был вынужден прекратить деятельность в авиастроительстве. Известно, что позднее, он, инженер-электрик по образованию, занимался созданием тепловозов и электровозов и достиг в этой области несомненных успехов, став и в этой новой для России области техники первопроходцем. Однако был период, когда Яков Модестович надеялся продолжить свои работы в авиации, причем надежды свои связывал с созданием аппаратов для Гражданского воздушного флота.

Еще в 1921 г. он разрабатывает проект пассажирского триплана на 25-30 человек, затем готовит схемы пятимоторного триплана и подобного четырехплана. Наиболее обстоятельной работой Гаккеля этого периода явился проект трехмоторного самолета, обозначенный конструктором как «самолет пассажирский тип X». В пояснительной записке к проекту, датированной 23.VI.1922 г. и направленной от лица профессора Гаккеля для рассмотрения в комиссию Главвоздухфлота указывалось:

«Предлагаемый тип — биплан — разработан после рассмотрения ряда вариантов, и мы остановились на нем вследствие выяснившихся преимуществ перед другими».

Сама пояснительная записка достаточно подробная, с множеством теоретических выкладок и пояснительных эскизов. Поэтому воспользуемся лишь основными сведениями из этого документа с 90-летней историей:

«Основу самолета составляет ромбовидное тело с закрытой кабиной для 15-ти сидящих пассажиров размером 5 м в длину и 1,7 — 1,8 м в ширину. Перед пассажирской кабиной расположено помещение пилота и механика, которое также может быть сделано вполне закрытым при полетах в холода.

В носовой части расположен центральный мотор. Два других мотора подвешены симметрично по обоим сторонам тела (фюзеляжа -М.М.) на высоте центрального мотора, между крыльями биплана.

Расстояние между осями боковых моторов составляет 5 м; они снабжены толкающими пропеллерами, причем расстояние от центрального пропеллера (тянущего) до плоскости вращения боковых составляет 6 м. Конструкция, поддерживающая боковые моторы, является вместе с тем связью между крыльями биплана, причем для облегчения сечений последних между телом самолета и боковыми моторами поставлены жесткие раскосы, образующие треугольную ферму…

Помещение пилота и механика приподнято и вынесено вперед относительно пассажирской кабины. В стенке, отделяющей эти два помещения, делается дверка достаточных размеров — 0,85×0,5 м для пролезания механика с его места вовнутрь пассажирской кабины. Несколько меньших размеров 0,75×0,45 м устанавливаются лазы на сечения третьего окна для выхода механика на крылья к боковым моторам, придерживаясь за раскосы…

Конструкция вполне однородна. Все поименованные части имеют деревянный каркас и обшиваются тройной переклейкой (фанерой). Фанера берется ольховая различной толщины, а именно: верхние средние части крыльев кроются 5 мм фанерой. Из такой же фанеры настилается пол в кабинах самолета. Все другие части аппарата покрываются 3 мм фанерой, причем стенки кабин имеют двойную обшивку: наружную и внутреннюю, остальные же части самолета покрывается только с наружной стороны.

Фанера тщательно сортируется перед употреблением в дело, зачищается и покрывается вареной олифой (очевидной горячей олифой -М.М.). После высыхания олифы укрепляется на местах латунными шурупами. По окончании обшивки швы шпаклюются, подчищаются, и вся поверхность окрашивается за 3 раза масляной краской и покрывается масляным лаком».

Описанная технология, конечно же, вызывает сомнения в достаточной прочности установки обшивки, однако именно своим описанием она интересна, ибо дает представление о методах, которые использовались тогда в отечественном самолетостроении. Заканчивалась объяснительная записка вариантами выбора силовой установки и подсчетом весов для различных вариантов полета: 

«Как выяснилось из аэродинамического подсчета — для выполнения задания восьмичасового полета со скоростью 160 км/час при 6 человеках команды или при 4-х часовом полете при 14 человеках (2 летчика и 12 пассажиров) потребуется мощность всех моторов в 650 л.с. Эту мощность мы разбиваем на три мотора: берем головной мотор Роллс-Ройс в 360 л.с. и два боковых БМВ по 185 л.с, т.е. всего 730 л.с». 

Вес пустого самолета получался по расчетам 3070 кг, полетный вес 4500 кг.

Проект пассажирского самолета Я.М. Гаккеля

Проект самолета Гаккеля создавался в период всеобщего интереса к гражданской авиации, он также совпал с появлением в России различных (прежде всего немецких) обществ, стремящихся получить исключительное право на организацию воздушных сообщений. Очевидно, поэтому Я. М. Гаккель предлагал (в частности, инженеру Б.Н. Воробьеву) основать свое акционерное общество по производству и эксплуатации задуманного самолета. Впрочем, в 1922 г. для постройки такого затратного пассажирского самолета попросту не имелось средств, поэтому дальнейшего развития он не получил.

Источник: Михаил Маслов "Проект пассажирского самолета Я.М. Гаккеля" Крылья №4

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
anzar
26.06.2018 21:14

+++ коллега Стволяр, но

+++ коллега Стволяр, но шапочний разбор- завтра… И да- какая ето "крейсерская осень" в которой конструкция и судба Варяга- как в реале crying Не любите вы корабли без брони- так ставьте и ему!

Андрей Толстой
27.06.2018 06:58

Уважаемый коллега

Уважаемый коллега Стволяр,

Впечатлило донельзя. Отличные ЭБР. ++++++++++++!!! Особенно понравились 16х152-мм на  «Князе Суворове»  и 203-мм на французах. Не совсем понял, зачем городить Никлосса, правда, это скорее иррациональная нелюбовь к котлам этого типа. Все остальное отлично.       

                                                      С уважением Андрей Толстой

anzar
27.06.2018 09:51
Ответить на  Стволяр

…сделать «Варяга» …сделать "Варяга" броненосным, то этот крейсер мне в принципе как-то не сильно люб по своему конструктиву. Мне тоже, как и отчасти Цесарь (завал и марсы). Поетому раньше понравилась чья то АИ, где Крамп строит два Ретвизана, а Лагань- два Баяна, т.е. и балет сыт, и корабли что надо. Теперь "разбор" 1. Сделать Цес. "предводитель Пересветства" логичнее из за большей его скорости (обводы) в реале. Но в АИ обводы Ретв. тоже можно сделать лучше, но возможно тогда длина будет другая. 2. Ретвизан- ЕБр что надо, ваша "препарация брони" хорошая и вопросов не вызывает. Тоже подобного делал (с 16 пушек СК), но как "ремонт" реалного- в верхнем каземате средные пушки защищены как на Полтав. 3. Цесаревич удивил! 4х2-203мм башни- ето американская фишка, ставил в АИ на альтРетвизане и бородинцах "от него", но что можно на Цесаре- не догадался, у вас однозначний "приносний" труд . 4. Почему то вы Цесаревичу занизили где то толщину брони против реала. Да, вес надо держать в рамках, но 203мм башня с броней в 160мм (хотя ето больше 150мм реала) смотрится нелогично. 5. Если заказать Крампу два, а Лаганю один броненосец, то все три были бы в Артур вовремя. Но как решили- так и сделали ))) с… Подробнее »

Alex7
27.06.2018 13:07
Ответить на  anzar

Видимо <<французы>> были
Видимо <<французы>> были заточены под близкие дистанции, на которых и предполагалось вести бой. Заваленные борта дают больший рикошет, башенные установки дают больше ракурса, что не мало важно когда цель быстрее передвигается и больше маневрирует чем на дальних. На и такую деталь как марсы не забываем, ведь Нельсон был убит именно с мачты.))

Alex22
27.06.2018 09:12

Интересно. Хорошие

Интересно. Хорошие броненосцы.
 
Согласно старой доброй традиции слегка внесу графическую
коррекцию. Чертежи "Цесаревича" к виду "Суворова".
 
 
Как я подбирал яркость в Фотошопе:
 
 
Т.е. на кривой красная точка (примерно в этом районе) на исходной (красной)  линии
сдвигается вниз по синей стрелке. Результат подбирается опытным путем.
 
Alex22
29.06.2018 15:05
Ответить на  Стволяр

Я просто показал возможность,

Я просто показал возможность, может пригодиться…
А изначально и в большом разрешении линии были бледными.
 
Начал перебираться на другую машину, т.ч. некоторое время меня не будет,
а так, если, что всегда готов помочь — при необходимости.
 
Alex22
29.06.2018 19:17
Ответить на  Стволяр

Всегда рад! То, что у Вас

Всегда рад! То, что у Вас получилось здесь, действительно бледновато.
По крайней мере, рядом с первым чертежом "Ретвизана".
Я-то на своем Вьюсе 32" все вижу, но не у всех такие мониторы.
Я сейчас сшивал чертеж "Скакуна" 3800х2800, с этим столкнулся
на слабеньком мониторе. Это логгер из "Трех минут молчания".
У меня по нему был пост, там и выложу эти чертежи и фото.
Вещь-то мощнейщая…
 
st .matros
Редактор
27.06.2018 12:20

Уважаемый коллега.
великий

Уважаемый коллега.

великий князь Алексей Михайлович Романов.

Если вы не взялись за моего Алешу,angel то наверное все-таки Александр. Со Скворцовым мутил именно Сандро:))) 

Если вам желателен француз с 203мм СК, то посылаете лесом Лаганя и идете к месье Бертену… оный Этьен как раз разродился проектом "демократической республики":)) с весьма похожими характеристиками.

Меня вот больше другой вопрос занимает. Про проект ЭБР и ББО с едиными 8" ГК продвигаемый Сандро, все более менее известно. Но там еще броненосный крейсер был в планах… а вот за него ни гу-гу:(

Еще было проектное задание на нечто в 10 000 тонн, 21 узел 8-203мм и 10-152 и тоже непонятно

anzar
27.06.2018 17:59
Ответить на  Стволяр

броненосцы типа «Републик», и

броненосцы типа "Републик", и корабли типа "Демократи" — все же крупнее, чем хотелось русскому МТК, около 14,5 тыс. тонн…

Зато их бронирование "sans reproche" — цельная вертикальная плита   (Крупп- макс. толщ. 280мм) высотой в типичных фр. 3,8м (2,3м над и 1,5м под ватерлинией), опирающаяся на две бронепалубы- и без шпонок тяжей держит.

Нравится? Мне очень, а проект- почти современник Цесаревича (98г).

 

anzar
27.06.2018 20:17
Ответить на  Стволяр

таки да, внушает! И весьма.

таки да, внушает! И весьма. 🙂

Тогда еще порцию получайте :)))

st .matros
Редактор
27.06.2018 14:53
Ответить на  Стволяр

И броненосцы типа «Републик», И броненосцы типа "Републик", и корабли типа "Демократи" — все же крупнее, чем хотелось русскому МТК, около 14,5 тыс. тонн. Оui, Monsieur. Но дело в том, что Цесарь тоже был трохи больше, чем хотелось МТК, а бородинцы вообще под 15 000 тонн вылезли. К тому же "Демократи" (а сравнивать уместнее скорее именно с ним, это у него 10 194-мм пушек) на тот момент нет еще и в проекте, первый из них заложен только в 1902 году. Коллега, если я провильно понял, то первоначально франки стали пердполагали строить еще четверку "Республик", но в процессе строительства чутка переделали проект. Кроме того, попадалась инфа, что первоначальный проект Бертена был как раз с 194мм СК. Ну и чисто эстетически, мне "Республик" больше нравится:))) В силу прихотливости траекторий полета мыслей в голове автора альтернативы и того, что началась она вообще с кораблей (как раз броненосных крейсеров), точных аналогов в реальности не имевших, "броненосно-крейсерская" инициатива что по мотивам идей дуэта Сандро-Скворцов, что в рамках озвученного Вами техзадания так и не была реализована. У вашего покорного слуги, вообще в голове иногда твориться дикая неподобь:))) Поразмыслив над предложением коллеги Мангуста, я подумал что перекинуть в 1904 год  броненосцы и крейсера уцелевшие к 1920 малость не спортивно:)))… Подробнее »

NF
NF
27.06.2018 12:23

++++++++++

++++++++++

Ansar02
29.06.2018 14:48

!!!

yes!!!

Bull
01.07.2018 14:18

Уважаемый коллега, приношу

Уважаемый коллега, приношу свои извинения, за запоздалый коммент к вашему посту — хотя наверное это у меня уже традиция — опаздывать ко всему "вкусненькому".

Кораблики, что называется придраться не к чему. Очень понравилось как вы изящно вписали двухорудийные 203-мм-ки на "Цесаревича" — и по весу и по габаритам. И "снятие стружки" со всего, для кольчужки ПМА — тоже неплохо получилось. Если честно — сам собой напрашивается "братец" для "Ретвизана". Ну прямо "Ретвизан" смотрится осиротевшим — может пересмотрите свою АИ?

Еще один вопрос — почему вы не делаете цветные рисунки. Ваши чертежи очень тяжело рассматривать — может линии чуть потолще нужны.

А так однозначно плюс++++++++++++++

Bull
02.07.2018 11:29
Ответить на  Стволяр

В 1899 году Рожественский

В 1899 году Рожественский командовал учебно-артиллерийским отрядом на Балтике. Что то там усовершенствовал по этой части. Но что я не помню. Вернее могу спутать со своей АИ — дальномер на боевой марс вывел и стрелял на 80 кабельтовых из 10" ББО. А вот тут где моя АИ а где РеИ я уже не помню.

Альтернативная История
Logo
Register New Account