12

В своей статье — Реактивные истребители Сталина принимают бой, я упоминал о неком проекте реактивного самолёта Сухого, получившим в моей альтернативе название Су-5. Думаю, многим будет интересно узнать об этом самолёте по подробней.

Проект одноместного экспериментального самолета с ВРД КБ Сухого. СССР

Итак, в реальности этот самолёт не назывался Су-5, он вообще не имел названия и шифра. А был, просто, одноместный экспериментальный самолет с ВРД.

Данный проект был разработан в октябре 1942 г.

В качестве силовой установки, предусматривалось использование мотокомпрессорного ВРД ( по терминологии тех лет – воздушно-реактивного двигателя компрессорного типа или ВРДК) разработки КБ П.О.Сухого, принципиально схожего с ВРДК самолета Caproni-Campini CC-2, построенного в Италии и совершившего первый полет 17 августа 1940 г.

У этого самолета потребная тяга создавалась работой ВРДК, в котором наружный воздух, поступавший в реактивный двигатель, предварительно сжимался осевым компрессором, приводимым поршневым двигателем.

Проект одноместного экспериментального самолета с ВРД КБ Сухого. СССР

По-видимому, выбор данной схемы силовой установки был обусловлен, прежде всего, отсутствием какого-либо доведенного ВРД, а также возможностью создания тяги двигателем и без сжигания топлива в камере сгорания. В этом случае теплосодержание воздуха увеличивалось за счет сжатия его в компрессоре, а также за счет охлаждения цилиндров и маслорадиатора приводного двигателя и его выхлопа в тракт ВРДК. Данный режим снижал тягу реактивного двигателя, но значительно увеличивал продолжительность полета.

Самолет П.О. Сухого по схеме представлял собой моноплан с низкорасположенным трапециевидным крылом, нормальным однокилевым хвостовым оперением и убирающимся в полете шасси.

Проект одноместного экспериментального самолета с ВРД КБ Сухого. СССР

Носовая часть самолета представляла из себя эллиптическую гондолу с кабиной пилота, бортовым оборудованием и топливным баком и крепилась к фюзеляжу на шести стойках, образуя кольцевую щель воздухозаборника.

Внутри фюзеляжа размещался девятицилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения, предположительно М-62 или М-63, приводящий во вращение двухступенчатый осевой компрессор. За поршневым двигателем располагался ВРД, состоящий из: завихрителя (турболизатора), топливного коллектора с форсунками и камеры сгорания с нерегулируемым реактивным соплом.

Проект одноместного экспериментального самолета с ВРД КБ Сухого. СССР

К сожалению, другие данные по проекту отсутствуют, сохранились лишь общий вид самолета и компоновочная схема ВРД. Тем не менее известно, что данный проект был передан на рассмотрение в реактивный отдел ЦАГИ и получил там отрицательное заключение, которое можно объяснить следующим образом.

Созданный в начале 40-х годов по инициативе профессора Г.Н.Абрамовича реактивный отдел (4 лаборатория ЦАГИ) занимался работами по изучению термодинамического цикла ВРДК, по созданию методик расчета его основных параметров и по разработке принципов регулирования. Кроме того, велось проектирование нескольких самолетов с различными вариантами этого двигателя.

Проект одноместного экспериментального самолета с ВРД КБ Сухого. СССР

Основываясь на опыте лаборатории, Г.Н.Абрамович пришел к выводу, что разработка полноценного ВРДК связана с большой научно-исследовательской работой и под силу только учреждениям типа ЦАГИ и ЦИАМ, имеющим мощную исследовательскую базу.

Большую благодарность за ссылки по данному самолёту выражаю коллеге Редстар.

Источники: http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,17243.0.html

Журнал «Авиация и космонавтика» №07 от 2004 года

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account