Проект легкого ударного самолета IML Group AXM. Новая Зеландия

16

Проект легкого ударного самолета IML Group AXM. Новая Зеландия

Винтажная статья из выпуска журнала «Flight» от 13 февраля 1982 года, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Новая Зеландия, более известная своими отбивными котлетами из мяса молодых барашков, занимается разработкой боевых самолетов. Проект AX компании IML Group объединяет в себе не слишком разные роли опыления сельскохозяйственных культур и атак наземных целей в сочетании с двумя принципами: высокий коэффициент использования рабочего объема и повышенная боевая устойчивость.

IML Group представляет собой консалтинговую группу, которая состоит из двенадцати человек и которая чаще всего занимается дизайном ливрей, самодельными самолетами и организацией работ автомобильных и аэрокосмических компаний. Проект AX является детищем Дэйва Уильямса (Dave Williams) – бывшего ученика технической школы компании de Havilland в Хэтфилде (Hatfield).

По мнению Дэйва Уильямса «классическая» компоновка самолета – тонкий цилиндрический фюзеляж и отдельные консоли крыла – неэффективно использует объем, ограниченный размахом, длиной и высотой. Проект AX с широким создающим подъемную силу фюзеляжем предлагает высокий коэффициент использования рабочего объема. Обдув верхней поверхности крыла и управление потоком над крылом и фюзеляжем обеспечивают высокую подъемную силу.

Боевая устойчивость – это уязвимость конструкции к той «золотой пуле», которая лишает пилота шансов выполнить свою боевую задачу. По словам Дэйва Уильямса F-14, F-15 и даже A-10 чувствительны к боевым повреждениям, а радиолокатор и пушка, необходимые для выполнения боевой задачи, уязвимы для огня противника.

Чтобы свести к минимуму уязвимость конструкции проекта AX жизненно важные компоненты рассредоточены по всему планеру. Так, например, восемь 30-мм пушек Oerlikon KCA, расположены в носовой части так чтобы один снаряд не смог вывести из строя всю батарею орудий. Силовая установка расположена над фюзеляжем и таким образом защищена от огня с земли.

Разрабатываются несколько версий проекта AX. Боевой вариант AXM должен оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями, такими как Rolls-Royce Spey, Garrett AirResearch ATF3, General Electric TF34 или Pratt & Whitney F100 (надеюсь без системы дожигания топлива). Сельскохозяйственный самолет AXA планируется оснастить одним турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney PW120, Garrett AiResearch TPE331 или Rolls-Royce Dart. Также рассматривается вопрос использования советских турбовентиляторных и турбовинтовых двигателей.

Оснащенный двумя двигателями Spey с тягой по 11000 фунтов (4990 кгс) каждый, боевой вариант AXM имеет собственную массу 14200 фунтов (6441 кг) и максимальную взлетную массу 40500 фунтов (18371 кг) с 11000 фунтами (4990 кг) топлива и 15000 фунтами (6804 кг) боеприпасов. С двигателями Spey боевой вариант AXM будет иметь максимальную горизонтальную скорость 430 узлов (796 км/ч) и боевой радиус при выполнении задач непосредственной авиационной поддержки 300 морских миль (556 км).

Вооружение включает в свой состав шесть или восемь стреляющих вперед 30-мм автоматических пушек Oerlikon KCA с общей огневой мощью 10800 выстрелов в минуту и шесть или восемь 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулеметов, размещенных в нижней части фюзеляжа и стреляющих в направлении назад и вниз. Внутренний отсек вооружения может вместить двадцать 500-фунтовых (227 кг) бомб.

схемы проектов самолета-штурмовика IML Group AXM и сельскохозяйственного самолета IML Group AXA

схемы проектов самолета-штурмовика IML Group AXM и сельскохозяйственного самолета IML Group AXA

Для сравнения оснащенный турбовинтовым двигателем PW120 сельскохозяйственный самолет AXA будет иметь собственную массу 7000 фунтов (3175 кг) и массу с полной нагрузкой 24500 фунтов (11113 кг) с 6200 фунтами (2812 кг) топлива и 11300 фунтами (5126 кг) химических веществ. С турбовинтовым двигателем PW120, развивающем на валу мощность 2100 л.с., сельскохозяйственный самолет AXA будет разгоняться до скорости 260 узлов (482 км/ч) и иметь радиус полета 650 морских миль (1204 км).

Насколько все это серьезно? Компания IML начала работы по собственной инициативе в 1980 году и ее руководство планирует продать права на разработку AX генеральному подрядчику, способному до конца 1982 года собрать необходимые 25220000 долларов. В компании IML сообщают о большом интересе – с предоставлением материалов и комментариями – со стороны правительств стран Ближнего Востока, Европы и Азии.

источник: «Kiwis design a tank-killer for farmers» «Flight International» 13 February 1982, page 339

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-proekt-legkogo-udarnogo-samoleta-iml-group-axm-novaya-zeland

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account