Проект легкого пассажирского самолета Air-Metal AM-C 111 STOL-Lifter. Германия
Небольшая винтажная статья полувековой давности, которая, думаю, заинтересует коллег.
Турбовинтовые самолеты будут продаваться сборочными комплектами
Мюнхен – Компания Air-Metal GmbH разрабатывает новый двухмоторный турбовинтовой самолет для местных авиалиний и самолет общего назначения, который в целях снижения затрат на приобретение и проблем с импортом предлагается держателям лицензии в виде сборочных комплектов.
Самолет, получивший обозначение AM-C 111 STOL-Lifter, будет выпущен на рынок в следующем году четырнадцатью компаниями-держателями лицензии, которые все находятся за пределами Европы. В руководстве компании Air-Metal ожидают, что в течение следующих пяти лет они продадут около 300 самолетов.
Стоимость сборочного комплекта, упакованного в два контейнера размерами 8 × 8 × 30 футов (2,4 × 2,4 × 9,1 м), для компании-держателя лицензии составит примерно 342000 долларов, в то время как цена самолета, собранного в Германии, как ожидается, в зависимости от выбранных систем авионики составит от 560000 до 621000 долларов.
Все цены включают в себя стоимость двух двигателей Turbomeca Astazou 16.
Сборка первого прототипа началась в прошлом месяце на заводе компании Air-Metal в Ландсхуте (Landshut), Бавария, и первый полет ожидается в конце лета 1973 года. Руководство компании Air-Metal планирует изготовить два прототипа для испытаний и рекламных целей, а затем 14 серийных самолетов по одному на каждой компании-держателя лицензии.
В соответствии с планируемым маркетинговым контрактом лицензионный сбор будет равен цене одного сборочного комплекта самолета, при этом треть суммы будет выплачена наличными во время первого полета. Компании-держатели лицензии заплатят примерно 600000 долларов за их первые собранные самолеты и затем у компании Air-Metal купят сборочные комплекты по базовой цене 342000 долларов.
Компании-держатели лицензии расположены в Латинской Америке, на Филиппинах, в Японии, Австралии и Африке, включая португальскую Анголу. Также есть по одной на каждом побережье США.
Большинство компаний-держателей лицензий подобно Air-Metal в основном занимаются техническим обслуживанием и капитальным ремонтом самолетов. Многие из них также являются агентами по продажам самолетов со своими собственными маркетинговыми организациями. AM-C 111 STOL-Lifter был разработан для сборки с применением с минимальными затратами на оснастку, и, по словам президента компании Air-Metal Вольфганга Грабовски (Wolfgang Grabowski) большинство компаний-держателей лицензий уже имеют оборудование, необходимое для сборки самолета и установки на планер двигателей и авионики.
Компании-держатели лицензии будут предоставлять все услуги по техническом обслуживанию и ремонту, а также хранить запасные части, полностью отделяя компанию-производитель Air-Metal от самолета после его доставки. После того, как самолет будет собран, он будет считаться национальным продуктом страны, в которой функционирует компания-держатель лицензии, и вполне вероятно, что разные компании присвоят собранным ими самолетам совершенно разные обозначения.
В своим интервью журналу «Aviation Week & Space Technology» Вольфганг Грабовски сказал, что эта маркетинговая концепция имеет следующие преимущества:
-
-
- аннулирование высоких импортных пошлин с возможным сокращением до 40% в большинстве стран и статусом беспошлинной торговли в некоторых;
- максимальное использование местной рабочей силы. На Филиппинах или в Латинской Америке это означает существенную экономию по сравнению с затратами на выполнение той же работы в Европе, хотя для Соединённых Штатов это означает рост затрат;
- отказ от политических ограничений на отправку потенциальной военной техники в проблемные районы. Вольфганг Грабовски сказал, что не было никаких проблем с созданием компании-держателя лицензии в Португальской Анголе, несмотря на то, что самолет обладает явным военным потенциалом и что существует значительное давление как со стороны США, так и Восточного блока, чтобы они не вели дела с этой территорией.
-
Стоимость разработки AM-C 111 STOL-Lifter оценивается примерно в три миллиона долларов, из которых на данный момент потрачено 600000 долларов. Компанией Air-Metal правительству Западной Германии было подано заявление с просьбой инвестировать примерно 60% стоимости разработки (т.е. 1,8 миллиона долларов) в капитал развития. В настоящее время это заявление находится на рассмотрении, и ожидается, что оно будет рассмотрено только после 1973 года.
Тем временем компания Air-Metal пытается продать акции частным подписчикам на сумму 1,4 миллиона долларов. В 1974 году в конце этапа испытаний прототипа дополнительный капитал будет использован для закупки у субподрядчиков производственных компонентов.
AM-C 111 STOL-Lifter был спроектирован для работы в следующих альтернативных режимах:
-
-
- самолет для местных авиалиний, способный перевозить 20 пассажиров и оснащенный сиденьями, установленными на рельсах для их быстрого удаления;
- семиместный административный самолет с помещением для стюарда, столом для переговоров, баром и туалетом;
- грузовой самолет, способный перевозить стандартные контейнеры, используемые широкофюзеляжными транспортными самолетами, или различные промышленные стеллажи;
- санитарный самолет с вместимостью 12 лежачих больных для эвакуации или пять раненых для оказания медицинской помощи на борту;
- военный самолет для выполнения учебных или боевых задач, включая десантирование парашютистов, сброс предметов снабжения или спасательные операции.
-
Вариант с герметизированным салоном, получивший обозначение AM-112, планируется в качестве дальнейшего развития базового варианта, равно как и удлиненная версия, способная перевозить 30 пассажиров.
Двигатели Turbomeca Astazou 16 будут оснащаться редукторами Astazou 20, снижающими число оборотов воздушных винтов с 2250 об/мин до 1500 об/мин.
Для компании Air-Metal было желательно снижение числа оборотов в целях использования более крупных винтов и снижения уровня шума. Диаметр винтов составляет 10,5 футов (3,2 м).
В настоящее время компания Air-Metal ведет переговоры с моторостроительной компанией United Aircraft of Canada об установке в будущем на самолет установке турбовинтовых двигателей PT6A-45, которые являются развитием малошумного двигателя PT6A-40. Двигатель, который в настоящее время не готов к коммерческому использованию, был выбран руководством компании Air-Metal из-за веры в то, что использование данных двигателей увеличит продажи в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Двигатель PT6A-27 также считается подходящим двигателем для самолета и был первоначально выбран в качестве замены двигателей Astazou.
Если текущие переговоры будут успешными и если двигатель семейства Lycoming T-53 будет сертифицирован для использования в самолетах с неподвижным крылом, то удлиненная версия самолета будет оснащена данными двигателями. Ожидается, что эта сертификация будет произведена примерно через 18 месяцев.
Планируемая дальность полета AM-C 111 STOL-Lifter с 18 пассажирами и резервом топлива на 30 минут составляет 242 мили (389 км) и с 10 пассажирами – 826 миль (1329 км). Дальность полета с 4400 фунтами (2000 кг) груза и без запасов топлива составляет 242 мили (389 км). С массой грузов 2200 фунтов (1000 кг) дальность полета составляет 1063 мили (1710 км), с 1100 фунтами (500 кг) грузов – 1165 миль (1875 км).
Планируется, что длина разбега при взлете с максимальной массой составляет 377 футов (115 м), при этом длина разбега с набором высоты 50 футов (15 м) составляет 951 фут (290 м). Длина пробега с заходом на посадку с высоты 50 футов (15 м) составляет 1296 футов (395 м), при этом после касания взлетной полосы самолет проедет 640 футов (195 м).
Максимальная крейсерская скорость на высоте 10000 футов (3050 м) составляет 192 узлов (356 км/ч), в то время как оптимальная экономическая крейсерская скорость составляет 183 узлов (339 км/ч). Скорость сваливания с убранными закрылками составляет 80 узлов (148 км/ч), с выпущенными закрылками – 62 узла (115 км/ч). Скорость набора высоты на уровне моря составляет 3054 фута в минуту (931 м/мин). Максимальная удельная нагрузка на крыло составляет 30,7 фунтов на кв. фут (150 кг/м²).
В целях снижения массы самолета конструкторы отказались от предкрылков. Представители компаний-держателей лицензий сообщили, что более 90% потенциальных заказчиков AM-C 111 STOL-Lifter не нуждаются в дополнительных характеристиках, обеспечивающих короткие взлет и посадку, хотя самолет может ими обладать. Air-Metal рассматривает этот самолет как потенциальную замену некоторым из более чем двух тысяч самолетов Douglas DC-3, которые все еще летают.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Неудача баварцев. Проект легкого пассажирского самолета Air-Metal AM-C 111. Германия
источник: «Turboprop Aircraft to Be Sold in Kits» «Aviation Week & Space Technology» December 4, 1972, pages 26-28