Проект авиалайнера Convair Model 58-9. США
На дзен-канале «Основной аэродром» нашел статью, которая, думаю, заинтересует коллег.
Содержание:
Все знают, что сверхзвуковых авиалайнеров было 2 — французско-британский Aérospatiale/BAC Concorde и советский Ту-144. Максимальные шансы стать третьим имел незавершённый Boeing 2707. Но, кроме него, были и другие. И сегодня я расскажу о проекте сверхзвукового авиалайнера от компании Convair.
Convair B-58 Hustler
Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о проекте авиалайнера, стоит сказать пару слов о стратегическом бомбардировщике Convair B-58 Hustler. Почему? А потому что свой сверхзвуковой пассажирский самолёт компания Convair решила разрабатывать не с 0. Имея опыт в разработке и отлаженное производство сверхзвукового бомбардировщика B-58, инженеры решили взять его за основу для будущего авиалайнера. Подобная практика не редкость в авиации. Тот же Ту-114 был создан на базе бомбардировщика Ту-95.
Hustler был первым в мире сверхзвуковым дальним бомбардировщиком. Был носителем ядерных бомб и по своей скорости (2 МАХа) не уступал самым быстрым истребителям. На начало 1960-х годов он был самым большим эксплуатируемым сверхзвуковым самолётом в мире. Это, во многом, и предопределило его выбор как основу для проекта авиалайнера.
Convair Model 58-9
Вскоре после своего избрания на пост президента США Джон Кеннеди поручил Федеральному управлению гражданской авиации проработать план развития авиации в стране на период с 1961 по 1970 год. Одним из приоритетных направлений являлось создание национального сверхзвукового авиалайнера. В рамках американской программы SST (Supersonic transport, «сверхзвуковой транспортный самолёт») свои проекты представили несколько компаний. Среди них была и Convair.
Работы над проектом начались в 1960 году. По задумке производителя разработка авиалайнера на базе B-58 Hustler должна была состоять из 3 этапов:
- Несколько обычных B-58 Hustler должны начать летать по обычным коммерческим маршрутам из обычных аэропортов. Это позволило бы накопить необходимую информацию об особенностях эксплуатации (логистика, обслуживание самолёта, требования к ВПП, взлёты-посадки при различном расположении аэропортов и т.д.)
- Топливно-бомбовый контейнер B-58 Hustler, размещённый под фюзеляжем, превращался в пассажирскую капсулу на 5 человек. По форме он оставался таким же, но становился герметичным, добавлялась система кондиционирования, устанавливались дверь и иллюминаторы. Полёт в такой капсуле должен был дать информацию о влиянии сверхзвуковой скорости на организм пассажира.
- На базе B-58 разрабатывался полноценный сверхзвуковой авиалайнер. Планировалось, что конфигурация крыла, киля и число двигателей останутся без изменений. Этот самолёт и получил обозначение Model 58-9.
Основные изменения коснулись фюзеляжа. Его удлинили и добавили горизонтальное оперение, которого не было у «родителя». Из-за того, что фюзеляж был узкий, то получилось установить лишь по 2 кресла в ряду. Общая вместимость Model 58-9 составляла (по проекту) 52 человека.
Двигатели остались те же — 4 × Pratt & Whitney J58. Но изменилась их конфигурация. Если у Hustler они все размещались на пилонах под крылом, то у Model 58-9 два двигателя установили под крылом, а ещё два — на законцовках консолей крыла. Расчётная скорость — 2,4 МАХа. Дальность полёта — 4676 километров.
Хотя Convair Model 58-9 не был оптимальным проектом сверхзвукового авиалайнера, считалось, что из-за использования B-58 в качестве основы он имеет наибольшие шансы быть построенным в краткие сроки. В условиях сверхзвуковой гонки это было важным преимуществом — США могли стать первой страной, обладающей сверхзвуковой пассажирской авиацией.
Планировалось, что первый полёт Model 58-9 состоится в октябре 1963 года. Всего рассчитывали построить 12 самолётов к 1965 году, которые получила бы Военно-воздушная транспортная служба (MATS) США. Но проект так и остался на бумаге. Было построено лишь несколько масштабных моделей.
У Convair Model 58-9 не получилось стать первым сверхзвуковым авиалайнером в мире. Но сам проект достаточно интересен, т.к. конструктивно отличается от того, что в итоге получилось у Ту-144 и Aérospatiale/BAC Concorde. Да и системный подход заслуживает всяческих похвал.