Для начала приведу документ того времени:
"22 марта 1934 года постановлением Совета труда и обороны (СТО) при Совете народных комиссаров (СНК) СССР был утвержден план перевооружения Красной Армии современной артиллерийской техникой. Наряду с обычными образцами орудий предполагалось разработать и целую гамму самоходных артиллерийских систем.
Одной из задач было создание так называемого «малого триплекса» — трех типов различных артиллерийских орудий, установленных на едином шасси. Эти машины предполагалось использовать для огневой поддержки танковых и кавалерийских частей на поле боя. Работы по проектированию таких самоходок начались на заводе опытного машиностроения имени Кирова весной 1934 года. Общее руководство осуществляли П. Сячентов и С. Гинзбург, ответственным конструктором был Москвин. Первые три машины, получившие обозначение СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3, были изготовлены к осени того же года.
Все самоходки имели единое шасси и различались главным образом вооружением:
1. Основным оружием СУ-5-1 являлась 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибров) с начальной скоростью осколочного снаряда 338 м/с. Вертикальные углы наведения составляли от —5° до +60°, горизонтальные — в секторе 30° без поворота машины. При стрельбе использовались телескопический прицел и панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 8760 м при угле возвышения 40°, скорострельность — 12 выстр./мин. Стрельба велась с места без сошников при опущенном нолике заряжающего. Возимый боекомплект пушки составлял 8 выстрелов. В августе 1938 года эти самоходки участвовали в боях с японцами у озера Хасан
2. Основным оружием СУ-5-2 являлась 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибров) с измененной конструкцией люльки и начальной скоростью осколочного снаряда 335,3 м/с. Углы наведения по вертикали составляли от 0° до +60°, по горизонтали — в секторе 30° без поворота машины. При стрельбе использовались телескопический прицел и панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 7680 м. Поршневой затвор обеспечивал скорострельность 5—6 выстр./мин. Стрельба велась с места без сошников. При стрельбе полик заряжающего опускался. Перевод орудия из походного положения в боевое не превышал 3 мин. В боекомплект гаубицы входили 4 снаряда и 6 зарядов.
3. Основным оружием СУ-5-3 являлась 152,4-мм дивизионная мортира обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибров) с начальной скоростью снаряда 250 м/с. Углы вертикального наведения составляли от 0° до +72°, углы наведения по горизонтали — в секторе 12° без поворота машины. При стрельбе использовалась панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 5285 м. Клиновой затвор обеспечивал скорострельность 4-5 выстр./мин. на углах возвышения до 30°, свыше 30° — 1-1,5 выстр./мин. Боекомплект составлял 4 выстрела. При стрельбе использовались два сошника, установленные снаружи кормовой части корпуса.
Для подвоза дополнительно боеприпасов на поле боя предполагалось использовать бронированный подвозчик боеприпасов. Боевая масса СУ-5 составляла 10,2 — 10,35 т, экипаж состоял из пяти человек. В качестве базы использовалась ходовая часть, двигатель и трансмиссия танка Т-26. Планом на 1936 год предполагалось изготовить партию из 30 СУ-5. Причем военные отдали предпочтение СУ-5-2 со 122-мм гаубицей: от СУ-5-1 отказались в пользу танка АТ-1, а для 152-мм гаубицы на СУ-5-3 оказалась слабоватым базовое шасси.Первые десять серийных СУ-5-2 были собраны к лету 1936 года. Две из них тут же направили в 7-й механизированный корпус для прохождения войсковых испытаний, которые длились с 25 июня по 20 июля 1936 года в районе Луги. Пробег машин составил 988 и 1014 км, каждая из них сделала по 100 выстрелов. Результаты испытаний были следующими: «1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержали. 2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивы при стрельбе. 3. При внесении изменений и дополнений самоходные установки желательно принять на вооружение мехсоединений как артиллерию непосредственной поддержки. 4. Как правило, самоходные установки использовать с открытых позиций как артиллерию сопровождения. Основные выявленные недостатки: — увеличить возимый боекомплект до 10 снарядов; — усилить рессоры; — необходимо увеличить мощность двигателя, так как СУ-5 перегружена; — перенести глушитель в другое место; — оборудовать вентиляцией отделение водителя». Часть этих недостатков удалось устранить в ходе изготовления оставшихся 20 СУ-5, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Предполагалось внести в конструкцию СУ-5 изменения и улучшения по результатам войсковой эксплуатации, а затем начать их серийный выпуск. Но вместо этого в 1937 году все работы по программе «малый триплекс» были свернуты.
Будем исходить из того что работы были продолжены. В первую очередь рассмотрим саму СУ. Мы видим что это своего рода самоходный лафет, способный перевозить расчет и мизерный боекомплект. До той же Су-76 ему еще очень далеко. Поэтому конструкторы (теже) взяли за основу т-46.
Вполне себе такой танк. Но были некоторые проблеммы с двигателем. Точнее подходящего двигателя небыло совсем (поскольку это мое личное мнение, то возможны варианты). Для решения этой миниглобальной проблеммы были закуплены в количестве 30+30 немецкие рядные дизели "Бюссинг NAG 900" и "Дойц F6M517" мощностью 135 и 150 лс соответственно. Данные о них можно прочесть в издании Вернера Освальда "Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 — 1982 гг."в таблице на стр 223. После нескольких месяцев проектирования и доводки появилось шасси для новой СУ. В первую очередь, для достижения большей остойчивости, слегка расширили базу и опустили ленивец. Для лучшей установки орудия, дизель расположили в передней части шасси. Тамже расположили радиатор в забронированном кожухе. Оригинально расположили воздухозаборник двигателя, прямо на гусеничной полке. В задней части шасси расположили открытую сверху бронированную рубку с вертикальными боковыми и скошенной передней стенкой. В рубке, на станке находилась качающаяся часть 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов. Углы вертикальной и горизонтальной наводки оставили прежними. Возимый боекомплект составил 10 снарядов и зарядов. Остальной боекомплект перевозился грузовыми автомобилями. В отличие от остальных орудий, в возимом боекомплекте использовался только один заряд — №5.
Номенклатура боеприпасов |
|||||
Тип |
Вес снаряда, кг |
Вес ВВ, кг |
Начальная скорость, м/с (при полном заряде) |
Дальность табличная, м |
|
|
|||||
|
|
|
|||
Осколочно-фугасные снаряды |
|||||
Стальная осколочно-фугасная граната |
53-ОФ-462 |
21,76 |
3,67 |
364 |
8910 |
Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой |
53-О-462А |
21,7 |
? |
364 |
8910 |
Осколочная граната сталистого чугуна |
53-О-460А |
? |
? |
? |
? |
Старая граната |
53-Ф-460 |
? |
? |
344 |
7550 |
Старая граната |
53-Ф-460Н |
? |
? |
344 |
7550 |
Старая граната |
53-Ф-460У |
? |
? |
344 |
7550 |
Старая граната |
53-Ф-460К |
? |
? |
344 |
7550 |
Шрапнель |
|||||
Шрапнель с трубкой 45 сек. |
53-Ш-460 |
? |
? |
343 |
7230 |
Шрапнель с трубкой Т-6 |
53-Ш-460Т |
? |
? |
342 |
7240 |
Осветительные снаряды |
|||||
Осветительный |
53-С-462 |
? |
? |
340 |
6800 |
Агитационные снаряды |
|||||
Агитационный |
53-А-462 |
? |
? |
364 |
7000 |
Дымовые снаряды |
|||||
Дымовой стальной |
53-Д-462 |
? |
? |
364 |
8910 |
Дымовой сталистого чугуна |
53-Д-462А |
? |
? |
? |
? |
Все СУ получили следующие номера. СУ-5М-1 орудие УСВ кал. 76,2. Усилено бронирование стенок рубки и поставлено горизонтальное бронирование до средней части рубки.
СУ-5М-2 орудие 122 мм 1910/30 года. Описано в статье.
СУ-5М-3 орудие 152,4 мм 1909/30 года. Отдельно шло проектирование бронированной машины для подвоза боеприпасов на основе более ранней машины.
В итоге получилась вот такая машина. На рисунке показан еще и многощелевой дульный тормоз