Про одного шамана и его танцы с бубном вокруг «злого духа» КВ
Если верить почтенному Вадиму Петрову (хотя лучше этого никогда не делать!), идеологию КВ придумал лично Павлов (я-б тому, кто придумал КВ как концепт – памятник поставил, поскольку по этой концепции строились, наверное, все более-менее удачные тяжёлые танки в мире), и с самого момента рождения усиленно его продвигал только с одной целью – не дать Т-111 стать чудо-оружием в виде ОБТ РККА.
На самом деле, армия впервые подняла вопрос о создании нового тяжёлого танка на замену неудачному Т-35А едва не сразу, как это чудовище поступило в войска. А неудачным он стал после того, как новосозданная тогда «студия свободных художников» Гинзбурга, в процессе доработки конструкции опытного Т-35, умудрилась задрать его массу с 37,5 до почти 52 тонн при всё тех же узлах и агрегатах трансмиссии! Причины у этого, конечно, были – но и последствия для трансмиссии, наверное, следовало учитывать?
(Пятиглавое чудовище РККА Т-35А оказалось чистым «паркетником», годным только для парадов)
И первые же попытки эксплуатации серийных Т-35А в войсках привели к однозначному требованию армии дать ей другой тяжёлый танк – в отличие от «паркетника» Т-35А – БОЕСПОСОБНЫЙ! Но стоимость разработки нового тяжёлого танка была колоссальной, и хотя «студия свободных художников» и тут отличилась, спроектировав по заказу АБТУ несколько эскизных проектов танка Т-39 массой до 90 тонн, кто-то умный закрыл к чёртовой матери все работы по этим чудовищам.
И вот, ставший начальником АБТУ Павлов, как никто другой понимавший роль бронезащиты в выживаемости танка и танкистов на поле боя, решился официально признать Т-35А небоеспособным и снова «открыть ящик Пандоры», добившись того, что всё той же весной 1938 года (когда Т-111 ещё только изготавливался в металле), правительство согласилось выдать заказы ХПЗ и 185-му опытному з-ду (той самой «студии свободных художников» Гинзбурга) на КОНКУРСНОЕ проектирование новых тяжёлых танков. Почему именно им – понятно. На ХПЗ изготавливались и модернизировались Т-35А, а КБ 185-го з-да собственно и создавалось для проектирования новых танков для РККА (в отличие от танковых КБ при серийных заводах, которым по идее надлежало курировать серийный выпуск и проводить модернизационные мероприятия на выпускаемой технике). Именно масштабные перспективные работы по танкам на замену БТ заставили КБ ХПЗ отказаться от участия в конкурсе на разработку нового тяжёлого танка. Но «свято место пусто не бывает», и в конкурс (ещё до официального отказа ХПЗ) по своей собственной инициативе включилось танковое КБ ЛКЗ – курировавшее выпуск Т-28 и уже давно переросшее уровень возни с тем анахронизмом. Всё, что было можно, они из Т-28 уже выжали, а свести все свои принципиально новые наработки в один «супер Т-28» было хоть и заманчиво (такие работы тоже велись), но по большому счёту бессмысленно, поскольку на выходе всё равно фактически уже получится новый танк.
Поэтому не удивительно, что КБ ЛКЗ во всеоружии своих передовых наработок, с огромным энтузиазмом включилось в проектирование тяжёлого танка и вполне предсказуемо победило в этом конкурсе «студию свободных художников» Гинзбурга, танк которой (Т-100) опять «традиционно» оказался самым тяжёлым, самым нетехнологичным (сказался отрыв от реалий серийного производства) и хуже всех защищённым (притом, что масса и так зашкаливала далеко за ТТЗ).
(Тяжёлый танк Т-100. Проигравшее конкурс, одно из последних детищ «студии свободных художников» КБ опытного з-да №185)
(Тяжёлые танки СМК и КВ разработки танкового КБ ЛКЗ)
После этого, стоит ли удивляться, что и у нового руководства РККА наконец лопнуло терпение и всё КБ 185-го опытного з-да вернулось туда, откуда когда-то вышло, влившись в КБ 174-го танкового завода. И этот объединённый коллектив, кстати, выиграл у ЛКЗ конкурс на новый лёгкий танк Т-50! (Благо КБ 174-го танкового з-да к тому времени уже «собаку съело» на попытках модернизации и дальнейшего развития Т-26). Так что, вернув «свободных художников» с небес на землю, все оказались только в плюсе.
(Т-50. Главный, но так и не состоявшийся, претендент на роль ОБТ РККА. И не смотрите, что он маленький, относительно лёгкий и слабо вооружённый! Его цементованная 37-мм броня по стойкости превосходила 45-мм гомогенную броню Т-34, а 45-мм пушчёнка была лишь временным вариантом до подхода новой мощной 57-мм танковой пушки)
Теперь о «проталкивании» КВ Павловым, якобы, по словам В.П. «убившем» замечательный Т-111.
То, что Т-111 «умер» задолго до того момента, как в руководстве вообще начали рассматривать вопрос о принятии того или иного тяжёлого танка на вооружение, доказывать нет нужды – хронология сама говорит за себя. Первый опытный образец КВ был изготовлен только в августе 39-го, а на вооружение его приняли и вовсе лишь во второй половине декабря.
«Проталкивал» ли Павлов вообще танк КВ? Крайне сомнительно. КВ не имел столь длинного корпуса, как конкуренты СМК и Т-100 (не говоря уже про Т-35А), а значит, он не мог так же эффективно преодолевать мощные противотанковые заграждения сильноукреплённых линий обороны (для прорыва которых тяжёлый танк собственно и создавался). КВ не имел мощного вооружения (точнее, такой же комплект вооружения, как и у двухбашенных танков, имел только прототип КВ) – чтоб компенсировать этот недостаток (да ещё и с запасом!), пришлось разрабатывать КВ-2. При этом, по представлениям Павлова, КВ был забронирован чрезмерно (75 мм вкруговую) – своё видение уровней бронезащиты Павлов изложил достаточно чётко. По его убеждению, тяжёлому танку прорыва вполне хватило бы и 60 мм брони.
Павлов вообще по большому счёту не знал, что делать с этим самым КВ. Он, как начальник АБТУ, рассчитывал получить мощный танк для прорыва сильноукреплённых полос обороны противника. А у КВ по сравнению с длинными и сильнее вооружёнными двухбашенными конкурентами, к этому назначению было «не полное служебное соответствие». Поэтому Павлов и писал, что у РККА ДОЛЖЕН быть специализированный танк прорыва, а КВ следует выделять в некий особый класс… Ведь аналогов ему в мире тогда не было!
Тем не менее, когда по итогам Зимней войны, в дополнение к КВ-1 появился КВ-2, Павлова такой вариант удовлетворил и он «приговорил» КВ-1 и КВ-2 к сведению в отдельные тяжелотанковые бригады особого назначения. (На эту же систему, отдельных тяжелотанковых полков прорыва наша армия перейдёт уже в ходе ВОВ). Причём КВ-2, подобно артиллерии ТАОН, должны были состоять исключительно в специальных частях РЕЗЕРВА РККА.
И ещё. В.П. с пеной у рта кричал всем в уши, что ЛКЗ просто-таки обязан был выпускать не КВ, а именно Т-111, и это злодей Павлов наводнил армию огромным количеством плохих КВ вместо «няшных» Т-111.
Про «няшность» Т-111 я в предыдущей части уже говорил. Танк, по сути, оказался лишь «ходовым макетом», а для серии требовалась разработка на его базе принципиально новой машины.
А теперь, представим себе такую АИ, в которой реально самое место всем бредням В.П. о Т-111 и КВ (придумана мной на основе регулярных высказываний В.П.)
Итак. Вслед за ХПЗ, от проектирования нового тяжёлого танка отказывается и КБ 185-го з-да (Пчёлы против мёда — уже невероятно!), и вместо такой роскошной темы злобно «допиливает» надфилями свой Т-111. Как это вообще могло случиться, если Павлов по утверждению В.П. – враг Т-111 – непонятно, но, поскольку В. П. всё-таки врал и Павлов Т-111 всей душой благоволит, пущай так и будет. Попаданец в лице лично В.П., умудрившегося научиться навязывать свою волю высшему руководству страны, напрочь запрещает КБ ЛКЗ проектировать любые тяжёлые танки и велит ЛКЗ «не высовываться» и сосредоточиться на ремонте и экранировке Т-28 до тех пор, пока в сказочном «танковом НИИ» не доведут Т-111 до предсерийной готовности (о готовности к серии речи нет – поскольку по утверждению самого В.П., КБ 185-го з-да никогда танков для серии не делало! Я бы от себя ещё добавил, что КБ 185-го з-да никогда не делало танков вообще ГОДНЫХ для серии, а это далеко не одно и тоже).
Опускаем момент, что для этого надо просто отправить Т-111 в переплавку и разработать абсолютно новый танк, поскольку в исходном виде, даже при замене двигла на В-2, Т-111 не годится ни для армии, ни для промышленности. И просто выдумаем, что такой танк, назовём его, скажем Т-34М (что любит делать В.П.), был успешно создан. Когда? По логике, году этак к 41-му… в опытном образце и к 42-му в серийном. Но у нас же АИ, и допустим, что обычно никуда не спешащая в своих работах (при отсутствии конкуренции) «студия свободных художников» слепит такой танк всего за год! Уже в 1940-ом!
Сколько времени потребуется ЛКЗ, чтоб реально допилить изделие (точнее, как всегда бесконечно далёкую от технологических возможностей промышленности «заготовку») «студии свободных художников» до годности к серийному выпуску? На допиливание Т-28 и Т-35А на ЛКЗ и на ХПЗ ушло почти по три года! Но тогда ведь и возможности были похуже.
Кроме того, В.П. же был категорически против той масштабной реконструкции, которую прошёл ЛКЗ для массового выпуска КВ. В.П. предлагал использовать народные деньги, потраченные на развёртывание массового выпуска тяжёлого танка, на автомобили, арттягачи и прочую технику (которую ЛКЗ в принципе никогда не выпускал). А на самом ЛКЗ сохранять танкострой лишь в виде цеха, где собирали Т-28, но и его не модернизировать, а задействовать для продолжения выпуска старикана Т-28 и различных инженерных машин и арттягачей на шасси Т-28 (хотя арттягач на шасси Т-28 – это нечто из серии «овчинка выделки не стоит»).
А как же переход этого цеха на выпуск альтернативного Т-34М? Легко! Это-ж АИ от В.П.! Ничего не реконструируем – Т-34М – он почему-то пренепременно изначально будет настолько совершенен, прост и технологичен, что никакая реконструкция цеху, где собирали древний Т-28 из 20-30 мм броньки, и не потребуется! Подумаешь – броня вдвое толще – на ОПЫТНОМ 185-ом з-де все технологические проблемы уже решили! Никогда не решали их для крупносерийного производства, а тут взяли и решили! А раз решили там – значит и ЛКЗ беспокоиться незачем, оборудование менять незачем, кадры учить незачем, технологии создавать под СВОЮ структуру производства тем более незачем! «Танковый НИИ» всё это уже за них сделал! Да?
А сколько тогда этих самых Т-34М тот цех сможет выпускать? Ну, учитывая, что по массе Т-34М и Т-28 возможно будут близки (хотя Т-34М скорее всего традиционно, как и все танки Гинзбурга, окажется гораздо тяжелее прописанного в ТТЗ), соответственно и выпускаться их будет в лучшем случае столько же. Т. е… до 150 машин в год!
150 машин в год накануне ВОВ?! (Для сравнения — план выпуска КВ на 41-й год предусматривал сборку на ЛКЗ 900 КВ) Вы с ума сошли? Не я, а наш уважаемый В.П., считавший едва не самыми большими ошибками отказ от Т-111 и реализацию программы крупносерийного выпуска КВ, под которую танковый кластер ЛКЗ прошёл обширную модернизацию, подмял под себя два близлежащих завода и обзавёлся сразу пятью новыми цехами, включая огромный второй сборочный!
Нафига, говорит В.П. – ведь есть ещё 174-й танковый завод! Пусть он тоже выпускает Т-34М (на худой конец Т-32)! Не фиг баловаться с «игрушечными» Т-26 и Т-50!
Но, тут одна маленькая заминка. 174-й танковый з-д, прежде выпускавший исключительно 9-10-тонные Т-26 (под выпуск которых и был собственно построен), потратил едва не два года (поскольку продолжал параллельно выпускать Т-26) на полную модернизацию под производство более тяжёлых машин, но и выпуск 14-тонного Т-50 к началу ВОВ так и не успел развернуть. Сколько времени потребуется 174-му з-ду на то, чтоб освоить выпуск танка массой в 25 тонн (Т-32 с бронёй 45 мм возможно чуть меньше, а Т-34М наверняка даже больше)? А нисколько. Нам придётся просто снести на хер взрывчаткой и бульдозерами 174-й танковый завод и на его месте построить новый. Места вокруг для второй очереди нет – ведь сам 174-й танковый завод был когда-то выделен из структуры «Большевика» (бывш. Обуховский), который никуда, естественно, не переезжал. Т. е. чтоб организовать выпуск нового 25-тонного танка на 174-ом танковом заводе, надо либо сносить его и перестраивать, либо расширяться под вторую очередь за счёт цехов близлежащего «Большевика», по сути повторяя программу расширения ЛКЗ под выпуск КВ! А ведь «Большевик» – это лучшая в стране оптика ЛОМО (как и 174-й танковый, выделено в отдельный завод), оборудование для металлургических комбинатов, нефтяной и химической промышленности, для ГЭС, экскаваторы и хренова прорва другого весьма нужного оборудования. А ещё «Большевик» – это артиллерия для флота. Сломать что-то в таком сверхнужном стране комплексе – хрен дадут! Точнее так дадут, что не унесёшь. Это вам не при ХПЗ в «степях Украины» ещё один конвейер построить! Вот и остаётся только тотальная перестройка 174-го танкового. А время и деньги на это есть? Если средства, отпущенные в РИ на расширение ЛКЗ под выпуск КВ, В.П. барским жестом уже «пожертвовал» на выпуск автомобилей?
Но у нас же АИ от В.П. – если чё, денег ещё напечатаем, строиться начнём пораньше и до войны успеем! И фигня, что В.П. вещал о необходимости строить бронетранспортёры и прочую мелкую полезную технику вместо Т-26 на том же 174-ом! Тут уж надо выбирать одно из двух – либо ломаем 174-й и на его месте НАЧИНАЕМ строить новый завод под выпуск оказавшегося вдруг ни с того ни с сего замечательным Т-34М, либо ничего не ломаем, штампуем на том же оборудовании бронетранспортёры на шасси Т-26. Что лучше – почтенный В.П. в своих комментариях так и не определился.
Ещё есть надежда на 183-й танковый з-д (тот самый, который ГХПЗ), который В.П. так же предполагал задействовать в программе выпуска «единого» толи Т-32, толи Т-34М. Но, это уже совсем другая история, связанная с ещё одним фетишем В.П.: «замечательным ОБТ и лучшим танком ВМВ Т-32».
О «Танцах шамана с бубном вокруг «идола» Т-32» и соответственно ГХПЗ, я расскажу в последней третьей части.
А теперь вернёмся к Д.Г. Павлову и его причастности к «Делу о заваливании РККА плохими КВ».
Обвиняя в этом Павлова, В.П. в очередной раз просто врёт.
Последний план по выпуску КВ, свёрстанный при Павлове (и притом вовсе не лично Павловым), предусматривал выпуск во втором полугодии 1940-го года 230 танков КВ (130 КВ-1 и 100 КВ-2).
И только после увольнения Павлова и утверждения новым главой ГАБТУ Федоренко структуры ТД и МК (объективности ради отметим, что структуры хоть и были разработаны при Павлове, но количественные параметры спускались Генштабом), принимается решение об увеличении количества КВ в РККА и, соответственно, существенном наращивании их выпуска. Для чего? Уж точно не для отдельных тяжелотанковых бригад, за которые ратовал Павлов.
9 июня 1940-го года (опять-таки буквально на следующий день после увольнения Павлова) Наркоматом обороны был утверждён план формирования 8 мехкорпусов, 18 танковых дивизий и 8 моторизованных дивизий, которые должны были быть развёрнуты и укомплектованы новой техникой до середины 1941 года. Согласно штата №010/10 каждая ТД должна была получить 105 танков КВ, 210 Т-34, 44 БТ и Т-26 и 54 огнемётных танка. Всего 413 танков. Два батальона каждой из двух ТД должны были вооружаться тяжёлыми танками. Вроде скромненько, но, в сумме-то для оснащения всех 18 ТД требовалось 1890 танков КВ!
Конечно, 1890 КВ – это уже довольно много (напомню, до начала ВОВ успели построить всего 636 КВ-1 и КВ-2), но это тоже пока ещё не сумасбродство.
Сумасбродство началось позже. В ноябре 40-го начинается формирование 9-го МК, а феврале 1941-го принимается решение о формировании ещё 21 МК! Т.е. ещё 44 танковых дивизий! И хотя количество тяжёлых танков при этом во всех ТД сокращалось со 105 до 63, для полного укомплектования 30 МК необходимо было произвести уже 3780 тяжёлых танков! И речь-то согласно довоенным планам шла уже о КВ-3, многочисленные модификации которого под разными индексами разрабатывались ВМЕСТО доведения КВ-1 до боеспособного состояния!
Теперь вопрос к В.П. – какое отношение ко всему этому сумасбродству имеет покинувший пост начальника АБТУ в начале июня 40-го Павлов? Да никакого! Все вопросы и претензии к Федоренко, Мерецкову, Кулику, Тимошенко, Жукову и, конечно, к Котину.
Я уже излагал свою позицию на этот счёт. Если бы все силы мощнейшего танкового КБ ЛКЗ были сосредоточены на всемерном доведении КВ до ума (его трансмиссии прежде всего), а не были распылены разработкой ещё более тяжёлых модификаций, танк КВ мог бы стать реально настоящей «вундервафлей» на Восточном фронте, которая немцам была бы точно не по зубам. Естественно, если использовать с умом и к месту в тех самых, привычных Павлову, отдельных тяжелотанковых бригадах с соответствующим ТО и грамотными командирами. Тут и те 8 МК, о которых также речь велась при Павлове, были бы не лишними. Но только если бы их формировали не из ТД и МД, а из сугубо МД, причём вполне РИ структуры, очень сильно напоминающей ТД Вермахта.
Но доделать КВ наши гении танкостроя удосужились только после громкого окрика из Кремля, в виде официального закрытия всех «супертяжеловесных» тем в августе 41-го, выдав в 1942-ом году замечательный танк КВ-1С – который к тому времени, увы, уже начал стремительно устаревать: Вермахт после встречи с КВ и Т-34 вовсю обзаводился мощными ПТП (для которых что КВ пробить, что Т-34 было уже одинаково доступно, а раз так – строить более дешёвые Т-34 предпочтительнее), а панцерваффе потирали ручки, предвкушая свой «Тигр». А ведь все те конструктивные изменения, что превратили КВ в КВ-1С (уменьшение избыточного веса, оптимизация бронезащиты, планетарная КПП и, возможно, хотя и не обязательно, даже 85-мм танковая пушка как на КВ-85) вполне могли быть сделаны и до ВОВ.
(Прямые наследники КВ, танки КВ-1С и КВ-85 вполне могли быть созданы и запущены в серию ещё до ВОВ)
Жаль, что не получилось. В 41-ом КВ, доработанный до КВ-1С, превосходя по подвижности и надёжности табуны «подшефных» Т-26, был бы надёжной опорой, щитом и мечом наших бронетанковых войск. Кто знает, может быть именно так себе это и представляли Жуков и Тимошенко, сводя в ТД МК новые могучие КВ и старые «жестянки» Т-26? Что ж в этом они далеко обошли Павлова, который о столь массовом выпуске КВ и не помышлял, видя в качестве танка поддержки «давадцатьшестых» «скромный» Т-111, который «Климу Ворошилову» и в подмётки не годился.
Вообще, очень интересно, что говорил бы о КВ В.П. если бы танк вступил в ВМВ полностью доведённым до ума?
А вообще, если подумать – Д.Г. Павлов – по сути, в своей вере в Т-111 – наверное, единственный единомышленник В.П. А тот его бессовестно костерит на каждом шагу за вещи, которых Павлов никогда не делал!
Надеюсь, когданить на том свете, Павлов найдёт нашего В.П., встряхнёт за шиворот и задушевно так (в прямом смысле слова) спросит: «Чё ты, балабол, там про меня пи…ел?» Ведь должность начальника АБТУ вовсе не предполагала тех полномочий, что позволяли бы вершить судьбу наших бронетанковых войск.
Что из себя представляло тогда АБТУ и мог ли Павлов натворить всего того, что приписывает ему буйная фантазия В.П. (особенно если убрать те претензии, о которых В.П. врёт даже не сопоставив даты), хорошо демонстрирует выступление военкома АБТУ фронта Синицина на совещании в Кремле по итогам Зимней войны:
(Ненавижу копипасту, но тут уж придётся, особенно учитывая, что говорится в этом выступлении не только о роли АБТУ, но и о танковых батальонах в СД упразднение которых В.П. объявляет диверсией Павлова и чуть ли не одной из причин нашего разгрома в 41-ом)
«… Я считаю, что танковые батальоны стрелковых дивизий себя не оправдали, ибо отсутствие базы ремонта, руководство этими батальонами со стороны общевойсковых начальников, как правило, приводило к их небоеспособности. Лишнее распыление танков без хорошего управления ими конкретных результатов не даёт. Танковые батальоны в стрелковых дивизиях надо упразднять».
(Именно поэтому позже предполагалось сформировать 20 специальных танковых бригад поддержки пехоты, которые и базу ТО и управление будут иметь качественное и никакого распыления танков командование бригады не допустит). Далее:
«Сейчас в округе, фронте, армии нет настоящего танкового хозяина. Наше АБТУ представляет сейчас ни больше ни меньше ТОЛЬКО ИНСПЕКТОРАТ. Естественно, что при таком положении вещей мы подготовить танковые войска по настоящему не сможем… Думаю, что АБТУ РККА, управления начальников танковых войск фронта, армии, округа должны быть построены по типу и образцу Военно-Воздушных Сил Красной Армии»…
Вот такая «печалька» – всего лишь инспекторат. А В.П. на Павлова всех собак вешает! Как будто Павлов – это царь-амператор, который сам выбирает, какие танки ему заказывать, какие принимать на вооружение, а какие нет, где, как и сколько их производить и как использовать. Но, о таких полномочиях начальник АБТУ мог только мечтать на досуге.
И в заключение к ещё одной «чудной сказке» от В.П. о том, что реальноисторический танк Т-34М якобы является прямым наследником Т-111. С одной стороны опровергать этот бред просто не интересно – достаточно просто посмотреть на Т-111 и на Т-34М. Даже визуально у них нет абсолютно ничего общего. Не говоря уже об их ТТХ и самой истории создания.
И если «копнуть» чуть глубже из истории Т-34, то там вполне конкретно описывается, чем же Т-34М должен был собственно отличаться от Т-34.
Это:
- Корпус чуть ýже, благодаря изменённой форме бортов и с увеличенным башенным погоном. Предполагалось и увеличение толщины лобовой брони корпуса до 60 мм.
- Башня большего размера, трёхместная, с командирской башенкой.
- Торсионная подвеска, немного зауженные гусли и демультипликатор к старой КПП.
Планетарную трансмиссию и пушку Ф-34 (что потребовало увеличения длины и высоты корпуса) добавили не по инициативе разработчиков, а сугубо по настоятельному требованию ГАБТУ.
Вот в сущности и все отличия (плюс исправление массы других более мелких косяков). Такой набор изменений действительно давал конструкторам полное право назвать танк именно Т-34М, не претендуя на новый индекс. И уж точно ничего от Т-111 тут и близко не лежало.
Кстати, интересный фактик. Одним из последних «злодеяний» Павлова на посту начальника АБТУ было задание на разработку планетарной трансмиссии для Т-34!
Между собой Т-111 и Т-34 (Т-34М) связывает исключительно фамилия М. И. Кошкина, для которого работа над Т-111 под руководством Гинзбурга была фактически первой работой по танковой тематике, которая его многому научила (как не крути, а Гинзбург был МЭТР в этом деле, и многие его неудачи времён Тухачевского-Халепского можно смело списывать на некомпетентность заказчиков и отсутствие конкуренции у разработчиков). Не удивительно, что для Кошкина танк с противоснарядной бронёй был изначально самым естественным и натуральным, и именно такой танк (Т-34) он изо всех сил проталкивал, став начальником танкового КБ ХПЗ.
Напоследок, ещё один интересный факт. После смерти Кошкина, новым начальником танкового КБ 183 з-да (ГХПЗ) выдвигали некоего «чрезвычайно авторитетного специалиста» из упразднённого КБ опытного завода им. Кирова №185. Моя догадка, но не исключено, что речь шла о Гинзбурге. Утверждают, что эту неизвестную ныне кандидатуру отверг сам Сталин, доверив руководство КБ 183 з-да Морозову, который, кстати, даже высшего образования не имел! Похоже, Сталин просто сравнил КПД претендентов…