В статье, посвящённой марке Duesenberg, упоминалось, что в 1926 году эту выдающуюся компанию приобрела компания Cord. Эту компанию также мало кто знает, поэтому, думаю, имеет смысл рассказать о ней поподробней.
Содержание:
История компании
Основателем и владельцем компании был бизнесмен Еррет Лоббан Корд. Его история была нетипична для основателей автомобильных компаний начала века. Корд не был механиком и не занимался разработкой машин. Однако при этом он был одним из лучших в США продавцом автомобилей.
На торговле машинами в городе Чикаго он сумел заработать существенные средства, которые вложил в покупку готовых автомобильных фирм. Первой фирмой, которую купил Корд, была Auburn. Её он приобрёл в 1924 году. А всего до 1929 года Корд купил около 150-и предприятий автомобильной отрасли, создав свой, достаточно мощный концерн.
История компании Корд
Как не трудно догадаться, Корд – одна из немногих компаний, которая не покупалась, а была основана владельцем компании и носила его имя. В структуре концерна Корда она занимала промежуточное положение между Дюзенберг и Аубурн.
То есть под маркой Дюзенберг продавались наиболее дорогие и роскошные машины, а Аубурн специализировался на производстве наиболее доступных автомобилей, соответственно Корд располагался аккурат между ними. Если взять для примера современный автопром, то Корд был аналогом Мерседеса, или Кадиллака, для Северной Америки.
Учитывая заявленный имидж компании, она на своих машинах внедряла множество передовых технических решений. Далее мы рассмотрим их и модели, на которых они впервые появлялись.
Однако, несмотря на всю стройную структуру компании и высокие технические характеристики машин марки Корд, в 1937 году она обанкротилась и прекратила своё существование, недотянув совсем немного до спасительной для многих Второй Мировой.
Причиной этому стала Великая Депрессия. Еррет Корд как опытный бизнесмен максимально долго держал компанию на плаву, но в 1937 году даже у него финансовый запас закончился.
Таким образом, Корд просуществовал сравнительно недолго – всего 8 лет: с 1929 по 1937 год. Однако за это время он успел оставить заметный след в мировом автопроме.
Выдающиеся модели компании
Модель Cord L-29
Эта машина вошла в историю тем, что она стала первой американской переднеприводной машиной. Она появилась сразу же после основания компании, в 1929 году.
Из технических особенностей нужно отметить силовой агрегат объёмом 5 литров, развивающий мощность 125 л.с., а также инновационной тормозной системой de Dion.
Как часто бывало в 30-е годы, большое количество шасси модели L-29 отправлялось в многочисленные кузовные ателье. И самой знаменитой машиной, созданной на базе этой модели, является машина, сделанная нашим соотечественником графом Алексеем Владимировичем Сахновским, известным в Америке как Алексис де Сахновски. Этот, сегодня малоизвестный у нас человек, был родом из Киева, а его отец являлся финансовым советником императора Николая II.
Модель Cord Model 810
Эта машина является, пожалуй, самой известной моделью американской компании. Она появилась в 1936 году и была призвана спасти компанию, находившуюся в то время на грани банкротства.
Своей неординарной внешностью машина обязана дизайнеру Гордону Бьюригу. Кстати, именно на внешность руководство компании делало серьёзную ставку.
Что касается технической стороны, то машина оснащалась двигателем V8 компании Lycoming (данная компания входила в концерн Корда), объёмом 4729 см³ и развивавший 125 л.с. мощности. С этим мотором машина могла развивать, довольно приличные для 30-х, 152 км/час.
Другим техническим ноу-хау машины была, как и у предыдущей, её подвеска. От модели L-29 она унаследовала передний привод, и при этом передняя подвеска была полностью независимой. Такого сочетания до этого в США никогда не было.
Однако всё это не улучшило положение компании. Поэтому, чтобы спасти положение, сразу же после появления 810-го Корда появилась 812 модель.
Модель Cord Model 812
Так как эта модель появилась практически сразу вслед за 810-й, то новый внешний вид для неё решили не разрабатывать, а оставили такой, как и у предыдущей модели. Зато серьёзные изменения коснулись техники.
Прежде всего, двигатель у машин был серьёзно модернизирован. На него установили турбонаддув. С турбонаддувом он стал развивать мощность 190 л.с. и мог разгоняться до 177 км/час. Это сделало Cord Model 812 одной из самых быстрых машин США. Внешне машины с турбонаддувом от своих атмосферных аналогов отличались выведенными по бокам выхлопными трубами.
Однако все эти ухищрения не спасли компанию Корд, как и весь концерн, от банкротства. 7 августа 1937 года из ворот завода выехала последняя машина, носившая название Корд.
Жизнь после смерти
Что интересно, даже после банкротства Корда история модели 810/812 не закончилась. При распродаже кредиторами имущества компании, завод Корд был выкуплен Детройтской компанией Hupmobile. Ну а та, после определённой модернизации, начала выпуск модели под названием Hupmobile Skylark.
Машина от оригинального Корда отличалась достаточно серьёзно. Кроме новой внешности она получила задний привод и новый силовой агрегат, компании Hupmobile. Правда, долго машина под этим именем не выпускалась: после того как было произведено несколько сотен автомобилей, уже Hupmobile обанкротился (непонятно где компания, находившаяся в тяжёлом финансовом положении, взяла деньги для покупки целого завода).
Но и на этом история Модели 812 не закончилась. Уже компания Hupmobile перешла под контроль фирмы Graham, которая, модель Skylark начала производить под названием Graham Hollywood. При этом модель претерпела очередную модернизацию, на неё стали устанавливать движки производства Грэхем. Выпуск продолжался вплоть до 1941 года, пока Graham не приказал долго жить.
Такая ирония судьбы: модель, созданная спасти компанию от банкротства, пусть и опосредовано, но отправила на дно сразу три фирмы.
Резюме
Многие, уверен, о существовании компании Корд узнают из этой статьи. Однако в нашей стране всё же, хоть и немного, компания известна и есть в России реальные, живые Корды – точнее один-единственный, причём купленный не в наше время коллекционерами.
Ещё в 30-е годы выдающийся советский лётчик Михаил Громов, совершивший в эти же годы рекордный перелёт в США на самолёте АНТ-25, приобрёл Cord Model 812, который вполне живой и сейчас.
Ну а если рассматривать перспективы возрождения компании, то они вполне реальны. Более того, совсем недавно, в 2016 году, некий предприниматель Крейг Корбелла уже заявил о возрождении Корда. Он выкупил все права на использование названия Корд и собирался выпускать Cord Model 812. Да-да, ту самую модель 1937 года.
Понятно, что ни на какие большие тиражи модели, которой уже исполнилось 80 лет, рассчитывать не приходится. Её, конечно, будут покупать небогатые коллекционеры, но не более.
Хотя, реально, думается, Корбелла ничего производить вообще не будет, а все права на Корд он приобрёл с целью перепродажи бренда какому-нибудь серьёзному автоконцерну. А вот купить его могут многие, первыми претендентами являются, безусловно, китайцы, которые скупают по всему миру звучные имена с целью выхода на рынки тех или иных стран. Могут, конечно, приобрести и концерны из других стран, но большинству из них это вряд ли нужно, так как они и так вполне комфортно себя чувствуют на рынке США.
Источник — https://autoburum.com/user/pavelbor/blog/1209-prizraki-mirovogo-avtoproma-cord