Это была первая попытка немцев создать эсминец с крейсерским вооружением. И нельзя сказать, что она была полностью не удачной.
В отличие от флотов других морских держав германский ВМФ не принял идею эскадренного миноносца как торпедно-артиллерийского корабля, на котором артиллерийское вооружение должно быть усилено не только за счет количества орудий, но и качественно — за счет увеличения их калибра. Германские морские стратеги во главе с гросс-адмиралом Альфредом Тирпицем считали основным и единственным назначением миноносцев по прежнему считалась торпедная атака кораблей противника. Отсюда и упор при создании кораблей этого класса на скорость, торпедное вооружение и мореходные качества. Артиллерийское же вооружение немцы считали вторичным.
То, что в Великобритании и России к началу Первой мировой войны уже существовали и строились эсминцы с сильным артиллерийским вооружением также не произвело на кайзеровских адмиралов какого-то особого впечатления: такие корабли, как английский «Свифт» или русский «Новик» они считали единичными и особой погоды не делающими. Поэтому в общем-то первые настоящие эскадренные миноносцы появились в германском флоте, можно сказать, случайно — это были четыре корабля, строившихся по заказу Аргентины на верфи «Germaniawerft« и конфискованные с началом войны. Они получили обозначения G-101 — G-104, были спущены на воду с августа по ноябрь 1914 года и вступили в строй весной 1915 года. Для справки, в кайзеровском флоте миноносцы и эсминцы вместо имен несли литерно-цифровые обозначения, в которых литера соответствовала первой букве названия фирмы-строителя: S — Schichau, V — Vulcan, G — Germaniawerft, B — Blohm und Voss, и т.д., а нумерация была сквозной в порядке выдачи заказов.
Однако уже первые месяцы войны показали ошибочность взглядов германского морского командования на роль артиллерии в вооружении миноносцев. Стычки с английскими эсминцами в Северном море, а также бой двух новейших германских эсминцев V-99 и V-100 с «Новиком» на Балтике в 1915 году, когда 88-миллиметровки немцев не смогли ничего противопоставить артиллерии русского эсминца, поставили вопрос с усилением артиллерийского вооружения, что называется, ребром. После обсуждения проблемы в Инспекции минно-торпедного вооружения, статс секретарь по делам флота распорядился о перевооружении всех миноносцев современных типов с 88-мм на 105-мм орудия, чтобы сравняться по боевым возможностям с русскими и британскими кораблями. Помимо этого Флоту Открытого моря ощутимо недоставало малых (легких) крейсеров, которые еще и, как правило, являлись лидерами флотилий миноносцев. Это тоже сыграло свою роль в создании будущих кораблей.
Тем временем англичане с 1915 года развернули строительство кораблей нового подкласса — лидеров эскадренных миноносцев, артиллерия которых была представлена орудиями 120-мм калибра. Снова немцам надо было на это чем-то отвечать.
И вот к весне 1916 года было готово техническое задание на разработку проекта, а уже 15 апреля морским министерствам был выдан заказ на постройку двенадцати кораблей четырем фирмам: F. Schichau ( S-113— S-115), A.G. Vulcan (V-116—V-118), Germaniawerft (G-119 — G-121) и Blohm und Voss ( B-122 — B-124). Первоначально срок поставки определялся в 20-28 месяцев. Все корабли должны были войти в строй в течение 1918 года.
Конструктивно корабли всех четырех фирм различались между собой не слишком значительно. Все они имели двухтрубный силуэт с полубаком и двумя мачтами.
Корпус собирался по смешанной продольно-поперечной схеме. В носовой части располагался полубак, средняя часть борта имела заметный завал внутрь, а верхняя палуба — довольно сильную покатость, причем на полубаке она плавно закруглялась на стыке с бортовой обшивкой. Материал корпусных конструкций — вязкая судостроительная сталь «Torpedobootsstahle».
Водонепроницаемые переборки делили корпус на 13 отсеков, считая от кормы в нос. Все переборки доходили до верхней палубы, а в носовой части — до палубы полубака. Кроме того, имелось несколько водонепроницаемых переборок, поднимавшихся только до жилой палубы или находившихся между жилой и верхней палубами.
В пределах машинно-котельных отделений вдоль бортов проходили вертикальные переборки. Корабли оснащались одним полубалансирным рулем, приводившимся в действие двухцилиндровой паровой машиной. На случай выхода из строя имелся запасной ручной штурвал.
В бортовых отсеках, помимо прочего, находились цистерны успокоителей качки системы Фрама. Верхняя палуба сплошная, в носу и в корме имелась жилая палуба, по сути являвшаяся платформой. Двойное дно проходило почти по всей длине корпуса, за исключением крайних носового и кормового отсеков. Междудонное пространство использовалось для хранения запасов топлива, масла, питьевой (18 тонн) и котельной воды (98,8 т).
Корабли оснащались двухвальной паротурбинной установкой с прямым приводом и четырьмя двухсторонними паровыми котлами с нефтяным отоплением. Каждая турбина или котел размещались в изолированных отсеках, причем между парами котельных отделений и носовым машинным и кормовым котельным располагались отсеки коффердамы. У всех кораблей носовая турбина работала на правый вал, кормовая — на левый. Для улучшения экономичности паротурбинных установок на эсминцах фирмы Blohm und Voss были установлены турбины крейсерского хода с зубчатой передачей, а фирма A.G. Vulcan применила ступени экономического хода за счет удлинения турбин.
Каждая фирма использовала свой тип турбин, как правило собственного производства, но котлы на всех кораблях применялись одинаковые — стандартного военно-морского типа, с рабочим давлением пара 18,5 атм. Проектная мощность силовой установки составляла 45 000 л.с. (46 000 л.с. у кораблей фирмы Germaniawerft), что должно было обеспечить им скорость полного хода 34,5 узла при нормальном водоизмещении или 31 узел в полном грузу.
Нормальный запас топлива составлял 131 тонн нефти и размещался в шести бортовых цистернах и двух цистернах, расположенных в отсеке между котельными №2 и №3. Для приема дополнительных 325 тонн нефти служили цистерны двойного дна. При необходимости можно было принять еще 197,8 тонн в бортовые отсеки успокоителей качки.
Оценив артиллерию кораблей своих противников немцы решили, как говориться, «гулять так гулять». В результате вооружение состояло из четырех 150 — мм орудия образца 1916 г. с длиной ствола 45 калибров (15-cm Utof L/45 С/16). Это была облегченная до 3390 кг (масса орудия с затвором), по сравнению со стандартным орудием, стоявшим на линкорах и крейсерах Хохзеефлотте, артсистема, которая создавалась специально для вооружения эскадренных миноносцев и крейсерских подводных лодок. Пушка имела раздельно-гильзовое заряжание и горизонтальный клиновой затвор. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 45,3 кг, заряда RP C/38 — 8,32 кг. При максимальном угле возвышения в 30° орудие могло посылать снаряд на дальность 14 500 метров, развивая скорострельность до 5 выстрелов в минуту. Боезапас состоял из 90 выстрелов на орудие.
На эсминцах орудия располагались в диаметральной плоскости: одно на полубаке, второе позади на надстройке второй дымовой трубы, а третье и четвертое возвышенно одно над другим на кормовой надстройке и верхней палубе. Каждое орудие оснащалось легким противоосколочным щитом коробчатой формы толщиной 8-10 мм.
Управление огнем осуществлялось с двух постов — основного носового и кормового резервного. Каждый из них имел в наличии 3-метровый дальномер, визир центральной наводки, баллистический вычислитель, указатель бортовой качки и приборы внутрикорабельной связи.
Торпедное вооружение состояло из двух поворотных двухтрубных 600-мм торпедных аппаратов. Для стрельбы из них использовались торпеды марки Н8, разработанные в 1912-13 годах. Торпеда имела длину 8 метров и при массе 2000 кг, несла заряд из 210 кг гексанита. Дальность стрельбы варьировалась в зависимости от установленной скорости хода: 6000 метров на скорости 36 узлов или 12 000 метров на скорости 30 узлов. Помимо четырех торпед, находившихся непосредственно в аппаратах, корабли принимали по четыре запасных. Горизонтальная наводка торпедных аппаратов осуществлялась дистанционно с мостика при помощи электроприводов. Пуск торпед производился сжатым воздухом вместо порохового заряда.
Все эсминцы снабжались стационарными минными рельсами и могли принять до 40 мин типа ЕМВ. Вооружение дополнялось двумя 7,92 — мм пулеметами MG-08.
Два турбогенератора суммарной мощностью 68 кВт, обеспечивали корабли электроэнергией. Они располагались в машинных отделениях. На случай их выхода из строя предусматривался аварийный дизель-генератор, стоявший на верхней палубе между камбузом и носовой дымовой трубой. Напряжение бортовой сети — 110 В постоянного тока. Электрическая система эсминцев включала четыре независимых сети: основную левого борта, основную правого борта, вспомогательную носовой части и вспомогательную кормовой части.
Для освещения целей в ночное время служили два 70-см боевых прожектора системы «Сименс-Шукерт», установленные на площадках обеих мачт.
Экипаж насчитывал 8-9 офицеров и 168 -179 унтер-офицеров и матросов. В случае, если эсминец выполнял функции лидера полуфлотилии, на его борту размещался ее штаб, состоящий из 4 офицеров и 20 нижних чинов.
Существенный дефицит материалов, необходимых для постройки, а также приоритет массового строительства подводных лодок в ущерб надводным боевым кораблям привел к тому, что до перемирия в строй флота вступил лишь один V-116, который так и не принял реального участия в боевых действиях. S-113 был закончен постройкой в августе 1919 г. Остальные эсминцы находились в разной степени достройки: Schichau и A.G. Vulcan успели свои корабли спустить на воду, G-119 — головной эсминец фирмы Germaniawerft, также спущенный на воду, имел готовность 90%, а два других оставались на стапелях. Blohm und Voss хотя и спустила на воду два корабля, но их готовность была существенно ниже. В последствие все десять недостроенных эсминцев были разобраны на металл.
V-116 оказался единственным представителем серии, успевшим войти в состав Кайзеровского флота до окончания войны. В боевых действиях участия не принимал, поскольку вплоть до перемирия сначала проходил испытания а затем занимался боевой подготовкой. после чего предполагалось сделать его флагманом 7-й флотилии миноносцев. После капитуляции Германии V-116 находился в бездействии в одном из германских портов, где и был обнаружен союзниками. Его решено было передать итальянцам. Перед передачей торпедные аппараты калибра 600 -мм были заменены на 500-мм использовавшиеся на серийных германских эсминцах. Этот шаг был вызван тем, что торпеды Н8 после капитуляции Германии не производились и не было необходимого их запаса. 23 мая1920 года корабль перешел в Шербур для последующей передачи ВМС Италии. Королевским декретом №1126 от 1 августа 1920 года корабль получил имя «Премуда» (Premuda) по названию острова на Адриатике, неподалеку от которого 10 июня 1918 года итальянский торпедный катер MAS-15 потопил австро-венгерский линкор-дредноут «Сент-Иштван». Официальная церемония передачи корабля итальянскому экипажу, состоялась в Шербуре 16 сентября1920 г., после чего корабль прошел техобслуживание и подготовку к переходу в Италию. Покинув французский порт 2 октября, через шестнадцать дней эсминец прибыл в Специю. Будучи зачисленным в состав Группы скаутов дивизии линкоров Морских сил Средиземного моря,оставался в арсенале Специи до1 июня 1921 г. За это время был произведен ремонт с частичной заменой оборудования и изменением вооружения: немецкие дальномеры были заменены на два 2,74-метровых «Барр — энд — Струд», в качестве средств ПВО на кормовой надстройке установили два 40мм/39 автомата «Виккерс-Терни» образца 1917 г. Дополнилось вооружение восемью глубинными бомбами по 100 кг. каждая.
1 января 1921 года. «Премуда» официально вступил в строй, а 2 июня был зачислен в класс легких скаутов (esploratory legere). Следующие два года корабль нес обычную службу мирного времени: выходил в различной продолжительности походы в одиночку и в составе эскадры, проводил учебные стрельбы, участвовал в общефлотских соревнованиях по торпедной и артиллерийской стрельбе.
В конце лета разразился военно-политический кризис между Италией и Грецией. 27 августа 1923 года группа итальянских офицеров проводивших демаркацию греко-албанской границы попала в засаду. Все участники ее включая переводчика и водителя были убиты неизвестными на пограничном переходе Какавия, на территории Греции. В ответ на это правительство Муссолини направило к греческим берегам эскадру вице-адмирала Солари из четырех линкоров, четырех крейсеров, тринадцати эсминцев и шести транспортов. Утром 31 августа итальянское соединение подошло к рейду порта Керкира, расположенного на острове Корфу. Через парламентера местным властям было объявлено, что итальянский флот устанавливает блокаду острова. Вскоре «Премуда», вместе с линкорами «Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур», броненосными крейсерами «Сан-Джорджо» и «Сан-Марко», вошла непосредственно в порт. Поскольку греки отказались вывесить белые флаги в знак отказа от сопротивления, «Премуда» и остальные корабли открыли огонь. Спустя непродолжительное время греческий гарнизон сдался, после чего итальянцы высадили десант и через сутки заняли всю территорию острова. Собственно операция против Корфу была единственным боевым эпизодом в биографии бывшего кайзеровского суперэсминца.
Дальнейшая служба «Премуды» была вполне рутинной. В 1923-1927 гг. проходил ремонт. В 1932 году корабль подвергся модернизации, на месте носового 500-мм торпедного аппарата был установлен двухтрубный 450-мм торпедный аппарат итальянского производства образца 1915 года. Второй аппарат был демонтирован,а на его месте сооружено жилое помещение,где разместились каюты офицеров и унтер-офицеров и канцелярия. На крыше этой надстройки смонтировали120мм/15 гаубицу для стрельбы осветительными снарядами, боекомплект для которой из 50 выстрелов, хранился в кормовом погребе. В 1933-1936 гг. находился в резерве. После недолгой активной службы, в апреле 1938 г. снова был выведен в резерв. 1 января 1939 г. исключен из состава флота и вскоре сдан на слом. Его орудия итальянцы использовали для вооружения береговых батарей в Ливии и Албании, во время Второй мировой войны.
Второй достроенный суперэсминец — S-113 достался французам. Он был полностью завершен постройкой только к 5 августа 1919 года и формально успел вступить в строй флота Веймарской республики, но только чтобы пройти испытания и быть переданным бывшему противнику. Как и на доставшемся итальянцам собрате, на нем были заменены торпедные аппараты на 500-миллиметровые. Корабль был принят французским флотом в Шербуре 23 мая 1920 года и переименован в «Амираль Сенэ» (Amiral Sénès) в честь контр-адмирала Виктора Сенэ, героически погибшего 27 апреля 1915 года на борту броненосного крейсера «Леон Гамбетта», потопленного австрийской подлодкой U-5.
Приведение корабля в боеготовое состояние заняло около двух лет. За это время французы тщательнейшим образом изучили доставшийся им трофей. Испытания показали, что при обычном в условиях службы водоизмещении порядка 2300 тонн эсминец способен развивать 30-узловую скорость, однако «чаще всего довольствовались тем, чтобы держать 27 узлов при 392 оборотах в минуту». Французы высоко оценили мореходные качества трофея: несмотря на относительно низкий над водный борт — всего 2,4 метра, он хорошо всходил на волну, поднимая только небольшие брызги, неплохо сохранял скорость на волнении, обладал хорошей остойчивостью, превосходно держал курс и слушался руля. Во время службы на Средиземном море было немало случаев, когда он без проблем шел 15-узловым ходом при шестибалльном волнении. Механики по достоинству оценили силовую установку как грамотно спроектированную и качественно изготовленную. Но особый восторг новых владельцев вызвали орудия главного калибра — их конструкция была взята за основу при разработке 138-мм орудий для новых французских контр-миноносцев.
Информация о службе «Amiral Sénès» во французском флоте довольна скупая и, в отличие от доставшегося итальянцам V-116, ему не довелось «понюхать пороху». Он вошел в строй 16 мая 1922 года и был включен в состав Средиземноморской эскадры. В ходе службы корабль подвергался модернизации в середине 1920-х годов немецкие дальномеры заменили на три 9-футовых (2,74м) системы Барра и Струда: один на носовом мостике, два других побортно на кормовом. Будучи значительно крупнее всех остальных находящихся в строю французских представителей данного класса, «Амираль Сенэ« был классифицирован как «большой эскадренный миноносец» (Grand torpilleur d’escarde) и стал флагманом 1-й торпедной флотилии, состоявшей из трех дивизионов (Escadrilles) эсминцев. В таком статусе он оставался до 1930 года, после чего стал лидером 1-го дивизиона эсминцев до января 1932 года, когда передал эту функцию эскадренному миноносцу «Basque». В начале 1930-х эсминец получил две 37-мм полуавтоматических зенитных пушки образца 1925 года,
а 500-мм торпедные аппараты германского образца были заменены на французские калибра 550 мм.
К 1934 году техническое состояние корабля основательно ухудшилось. Особенно это отразилось на ходовых качествах: он еще мог развить скорость в 28-30 узлов, однако резко увеличившееся потребление котельной воды сильно сократило его радиус действия. В конечном итоге, 25 сентября 1936 года эсминец был выведен из боевого состава флота и переклассифицирован в судно-мишень. 19 июля 1938 года он был потоплен легкими крейсерами 3-й дивизии во время маневров в районе Тулона. Как и в случае с V-116, его артиллерия пережила свой корабль: снятые пушки пошли на оснащение двух вооруженных торговых судов «Барфлер» и «Шарль Плюмье».
Большие эсминцы проекта 1916 года стали самыми крупными представителями своего класса, строившимися в годы Первой мировой войны в Германии. К их несомненным достоинствам можно отнести мощное вооружение и высокую скорость хода при умеренных размерах, а также хорошую мореходность, подтвердившуюся в частности во время службы бывшего S-113 во французском флоте. Но у этих достоинств есть и обратная сторона.
Применение 150-мм орудий ощутимо повысило огневую мощь но принесло ряд неудобств. Сорокапятикилограмовый снаряд был слишком тяжелым для удобства обращения. Система управления огнем не позволяла достигать результатов, ради которых были установлены столь мощные артсистемы: установленные на невысоких надстройках дальномеры не могли контролировать результаты стрельбы на дистанциях огня, на которые были рассчитаны орудия. Помимо этого тяжелые пушки увеличили верхний вес, добавивший размаха бортовой качке. При любом волнении и прочих равных условиях эсминец всегда был менее устойчивой артиллерийской платформой, нежели легкий крейсер, который мог стрелять точнее и дальше. Крейсер превосходил эсминец по высоте надводного борта, что имело значение в эпоху, когда боевые посты располагались на верхней палубе, да и в средствах управления огнем тоже. Поэтому если смоделировать встречу V-116 с легким крейсером, к примеру типа «Calliope» третьей серии , чьи 152/45-мм пушки могли отправить снаряд на дальность 17,2 км при том же угле возвышения в тридцать градусов, то шансов в артиллерийской дуэли у «немца» не много — эсминец просто не сможет сблизится на дистанцию действительного огня.
.Однако если сравнивать со следующей немецкой попыткой впихнуть шестидюймовки в вооружение эсминца, которая была предпринята уже в ходе второй мировой, суперэсминцы кайзера смотрятся все-же лучше, чем «нарвики» Кригсмарине. Там из носовой башни в свежую погоду огонь вести было практически не возможно.
Силовая установка не только обеспечила, но и превысила проектные показатели по мощности и скорости: на ходовых испытаниях S-113 развил на мерной миле 36,9 узла при мощности 56 000 л.с., а V-116 — 35,2 узлов при мощности 55 300 л.с. Претензии к ней связаны с повышенным расходом топлива, особенно на низких скоростях, и, соответственно, снижению дальности плавания. Так, при проектной дальности в 2500 миль 20-узловым ходом, на практике «Premuda» (V-116) мог пройти только 1900 миль со скоростью 16 узлов. С «возрастом» и неизбежным износом механизмов ситуация становилась только хуже. Надо сказать, что низкая экономичность, особенно на малых и средних ходах, стала характерной «фирменной» чертой германских эсминцев уже второй мировой войны
Качество использовавшихся при постройке материалов было не на высоте, что в итоге стало причиной и повышенной коррозии корпуса, и, одного из самых слабых мест, плохой изоляции электропроводки — если что, она была выполнена из прессованного картона. Но тут уже издержки военного времени, ничего не поделаешь. Приходилось использовать то, что было доступно: к концу войны Германия практически исчерпала все ресурсы — как материальные, так и людские. Не хватало высокопрочных сталей, а квалифицированные рабочие верфей в большинстве своем были отправлены на фронт. Снизилась и дисциплина постройки.
Однако определенную роль в развитии военного кораблестроения германские суперэсминцы все-же сыграли — именно S-113 стал источником вдохновения для французских судостроителей при создании своих знаменитых «контр-миноносцев» (Contretorpilleurs) межвоенного периода.
Ну и сами немцы, создавая двадцать лет спустя свои эсминцы типа Z, попытались развить идеи по созданию «крейсерского эсминца» заложенные их предшественниками во времена Германской империи.
Другой вопрос, что сама концепция подобного корабля оказалась тупиковой. Что французские контр-миноносцы, что германские «нарвики» были дорогими и сложными в эксплуатации. Хотя они и превосходили в огневой мощи обычные эсминцы, однако все же не дотягивали в ней до уровня легких крейсеров, при этом уступая последним в защищенности от неприятельского огня.
Источники:
С. Патянин «Суперэсминцы Великой войны»/ Журнал «Морская кампания» №9-2017,
A. Preston «Destroyers», N. Friedman «Naval Weapons of World War One», Z. Freivogel «Niemieckie niszczyciele typu “S113”,“V116” i “B122”/»Okręty Wojenne»,Nr.Sp.34-2010