В самом конце войны, когда разрушительные налеты американских тяжелых бомбардировщиков уже начали волна за волной накатываться на острова Метрополии, японское военное командование отчаянно пыталось изобрести универсальное средство для уничтожения ударных группировок американских ВМФ. К таким средствам, в частности, относились отряды камикадзе и прочие, весьма сомнительные по своей военной ценности проекты, предназначенные для достижения скорейшей и окончательной победы.
После потери в ходе битвы за Мидуэй сразу четырех авианосцев, которые канули в лету вместе с опытнейшими летчиками и первоклассными штабными офицерами, принимается решение о переоборудовании в авианосец третьего линейного корабля типа «Ямато». Так положено было начало самому крупному авианосцу Второй Мировой войны – «Синано».
Начало этой истории восходит к началу 1930-х годов. В октябре 1934 года Главный морской штаб ВМС Японии, разрабатывая планы неизбежного столкновения с США, поручил Управлению кораблестроения императорского флота («Кампон») изучить вопрос о возможности создания новой серии сверхмощных линейных кораблей с 460-мм артиллерией главного калибра. В ожидании ответа от этого комитета, Япония 28 декабря 1934 года заявила перед всем миром о том, что через два года, после 31 декабря 1936 года, она выходит из состава участников Соглашения 1922 года в Вашингтоне и Договора 1930 года в Лондоне по ограничениям военно-морских вооружений. [1]
Это вполне соответствовало плану, принятому Японией после Первой мировой войны, в котором основная ставка делалась на мощное ядро из линейных кораблей с 410-мм артиллерией и тяжелых крейсеров. Тогда Япония приступила к реализации так называемого плана «8-8», согласно которому намечалось создать самый мощный флот в мире. В реорганизованном виде он должен был состоять из восьми линкоров, в том числе «Нагато» и «Муцу», и восьми линейных крейсеров, включая «Акаги» и «Амаги».
Водоизмещение каждого из планируемых к постройке линкоров должно было достигнуть 48 000 т. Тем самым они должны были стать самыми крупными в мире на тот момент. Поскольку в 1919 году авиация играла вспомогательные роли, план «8-8» предусматривал постройку только двух небольших авианосцев водоизмещением по 12500 т каждый. [2]
После подписания Вашингтонского соглашения, ограничивающего тоннаж линейных кораблей и крейсеров, строящиеся «Акаги» и «Кага» пришлось переоборудовать в авианосцы. Когда же в 1936 года все договорные ограничения канули в лету, руководство японского флота настояло на принятии новой кораблестроительной программы, с максимальным использованием возможностей своих верфей.
Согласно Третьему дополнительному плану (более известному как Программа «Марусаи»), принятому в 1934 году, Япония приступила к созданию своего флота, в надежде сделать его одним из сильнейших среди ведущих морских держав. В новую программу вошли знаменитые линкоры «Ямато» и «Мусаси», авианосцы «Секаку» и «Дзуйкаку». В 1938 году была запланирована постройка еще двух линкоров типа «Ямато» (водоизмещением 74 000 т) и авианосца «Тайхо» с необычайно мощным вооружением. [3]
Весной 1935 года «Кампон» дал положительный ответ о возможности создания новой серии сверхмощных линейных кораблей, и дальнейшую разработку проекта передали под непосредственное руководство вице-адмирала Кейджи Фукуда и кэптена (капитана 1 ранга) Китаро Матсумото. За 28 месяцев «Кампон» разработал 25 вариантов проекта нового линкора, окончательный вариант которого получил одобрение в марте 1937 года, и «генеральный штаб ВМС Японии» издал приказ о постройке для начала двух линкоров по Третьей программе пополнения флота. [4]
Однако и здесь появились проблемы – развязав войну с Китаем, Япония столкнулась с большим количеством непредвиденных расходов. Кораблестроительная программа начала тормозиться. Из-за отсутствия производственных мощностей постройку двух линкоров с 460-мм орудиями перенесли в шестилетнюю программу 1939 года. По бюджету 1936-1937 годов заложили линкор «Ямато», а по бюджету 1937-1938 годов – «Мусаси».
В 1937 году завершается детальная проработка «Четвертой программы замещения». Из-за обострившейся международной обстановки и японо-китайского конфликта парламент согласился выделить средства на ее реализацию, но потребовал от руководства флота детального отчета о расходах. В рамках указанной программы по бюджету 1938-1939 годов заказываются линкоры «Синано» и №111 (третий и четвертый в серии типа «Ямато», незначительно отличавшихся от головного), но из-за загруженности заводов их заложили лишь в 1940 году.
По бюджету 1940-1941 годов предполагалась закладка линкора под № 797 (пятый в серии типа «Ямато») и по бюджету 1941-1942 годов – линкор под № 798, который, вопреки первоначальным планам, предполагалось вооружить 508-мм орудиями (дальнейшее развитие линкоров типа «Ямато»).
В то же время из-за ограниченных возможностей верфей пришлось отказаться от дальнейшей закладки авианосцев, переоборудовав в них строившиеся крупнотоннажные лайнеры и торговые суда, реквизированные флотом у частных судовладельцев. [5] Фактически, как видно из приведенных выше данных, японское командование отдавало предпочтение строительству линейных кораблей, на которые возлагались большие надежды в будущей войне. О том, что основной ударной силой станут авианосцы, вплоть до поражения в битве у атолла Мидуэй никто тогда и не задумывался.
Таким образом, «Синано» был заложен в качестве линейного корабля на военно-морской верфи Йокосука 4 мая 1940 года. Корабль получил свое наименование согласно традиции – по имени одной из префектур Японии, как, впрочем, и все корабли этой серии. Синано – префектура в самом центре острова Хонсю, к северо-западу от префектуры Мусаси. Название Синано также носит и главная река в Японии. Командующий Объединенным флотом Японии Исороку Ямамото, главный вдохновитель нападения на Перл-Харбор, вырос на берегах этой реки и, бывая дома, любил поплавать в ее холодных прозрачных водах.
Из-за очередного пересмотра судостроительной программы, в ноябре 1941 года постройку линкора под №111 при 30 % готовности прекратили, а работы по «Синано» при 50 % готовности корпуса и механизмов в следующем месяце приостановили. Освободившихся рабочих верфи перебросили на достройку «Ямато» (сроки постройки сократили до 16 декабря 1941 г.) и «Мусаси» (5 августа 1942 г.).
После катастрофического поражения под Мидуэем в июне 1942 года, когда японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, принимается решение достроить «Синано» в качестве авианосца. [6]
Из-за того, что кораблю, корпус которого уже был собран до уровня главной палубы, предстояло крупное переоборудование, срок его спуска на воду продлили до февраля 1945 года. Работы велись в условиях строжайшей секретности – для маскировки место постройки корабля было с трех сторон обнесено заграждением из гофрированной нержавеющей стали, а с четвертой стороны док скрывала от любопытных глаз отвесная скала. Таким образом, сухой док, где строился «Синано», был полностью изолирован от остальной базы.
Тысячи строителей, большинство из которых были корейцы, жили на казарменном положении. Перед входом на территорию стоял специальный КПП, на котором каждого работника проверяли по специально составленной фотографической картотеке.
Об авианосце боялись даже говорить вслух. Естественно, под строжайший запрет попало хранение на базе любой фототехники. За соблюдением секретности вокруг дока № 6 зорко следила тайная полиция – «Синано» стал единственным крупным военным кораблем столетия, официально не сфотографированным во время постройки.
Неофициальных фото всего два. Первое была сделано 11 ноября 1944 года с американского разведчика В-29, пролетавшего на высоте 9150 м над Токийским заливом во время испытаний только что построенного авианосца.
Второй раз его удалось запечатлеть в тот же день, но уже японским фотографом, работавшим в судостроительной компании. Этот снимок сделал тайком и с большого расстояния опытный фотограф Хироси Аракава, находившийся на борту нового буксира, также как и «Синано» проходившего тогда заводские испытания в заливе. [7]
Переоборудование «Синано» в авианосец проводилось по проекту, разработанному вице-адмиралом К. Фукуда (основной проектировщик «Ямато») и начальником Морского Технического Департамента Сейичи Изамура. Барбеты башен 457- и 155-мм орудий демонтировали и до 205 мм уменьшили толщину броневого пояса. На месте барбетов разместили цистерны для 718 т авиационного топлива и погреба боезапаса, защищенные двумя, жестко соединенными броневыми переборками суммарной толщиной 178 мм, промежуток между которыми заполнялся водой. [8]
Бронированию суперавианосца Фукуда уделял большое внимание: так же, как на «Ямато» и «Мусаси», ниже ватерлинии «Синано» шла броня, снаружи которой располагались так называемые «були» (конструктивная противоминная защита), которые должны были свести к минимуму урон от попадания торпед, заставляя их взрываться за пределами основного корпуса корабля. На «Синано», из-за несбалансированности конструкции, толщина бортового броневого пояса была уменьшена с 406 до 203 мм (1). Були, в случае с суперлинкорами, показали потрясающие результаты: чтобы потопить, к примеру, «Ямато», потребовалось больше десяти попаданий торпед и около десятка бомб. На «Синано» была также значительно улучшена противоминная защита – количество водонепроницаемых отсеков возросло до 1147.
Активное наращивание толщины брони детищ К. Фукуды на практике не привело к улучшению их защищенности. Дело в том, что японская металлургия 1930-х годов и так сильно отставала от западной, а после резкого ухудшения англо-японских и американо-японских отношений не осталось возможностей для того, чтобы это отставание сократить. К примеру, новая японская броня VH (Vickers Hardened) была разработана на основе британской брони VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 года.
«Особо высококачественной британской броне СА японский образец уступал почти на треть, т. е. для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм С А». [9]
Поэтому нехватку технологий решали «в лоб», а именно, на линкорах типа «Ямато» главный броневой пояс толщиной в 410 мм расположили под углом в 20°. Такая броня, теоретически, не пробивалась никаким снарядом на расстоянии 18,5 км. Ниже главного находился еще один – толщиной 200 мм. Броня располагалась в виде цитадели, защищая жизненно важные узлы корабля. Из-за большой толщины, а соответственно, и массы, «цитадель» корабля получилась рекордно короткой среди линкоров 1930– 1940-х годов – всего 53,5 % по отношению к длине корабля. И, конечно же, живучести это кораблям типа «Ямато» не прибавило.
Полетная палуба на «Синано» и два лифта для подъема самолетов были сконструированы так, чтобы выдержать удары авиабомб до 1000 фунтов. Кроме того, палуба состояла из трех слоев: верхнего – из 20-мм стальных листов, промежуточного – толщиной 76-мм, и противоударного, изготовленного из специальной смеси опилок и древесного каучука. В этом плане японцы несколько опередили своих американских «коллег» – первый авианосец США, имевший бронированную палубу, – это послевоенный «Midway».
Главным новшеством конструкции «Синано» являлись бронированные (37 мм) вентиляционные шахты. Дерево было изъято из конструкции везде, где только можно, для дополнительной огнестойкости примененялась огнеупорная краска. Защита на «Синано» состояла, в общей сложности, из 17964 т брони и 2000 т воды (заливалась между цистернами с топливом и погребами боеприпасов).
Четыре главные паровые турбины на «Синано» имели мощность 150000 л. с. и обеспечивали скорость до 27 уз. Причем, в ходе строительства установили больше топливных цистерн, чем планировалось, – это обеспечило авианосцу дальность плавания до 10000 миль.
Общее водоизмещение «Синано» составило 71890 т. Превзойти его смог только атомный авианосец ВМФ США «Enterprise», построенный в 1960 году.
Зенитное вооружение «Синано» было довольно мощным и разнообразным: шестнадцать спаренных 127-мм универсальных установок с большим углом возвышения (по сравнению с американским орудием того же калибра отличалось меньшей скорострельностью и скоростью наведения), 35 трехорудийных и 40 одноорудийных 25-мм скорострельных автоматов (из-за отсутствия радиолокационных систем наведения и современных дальномеров были чрезвычайно неэффективными – отсюда и количество орудий), 336 пусковых установок, для ракет калибра 120-мм. Для обнаружения воздушных целей имелось три РЛС.
В авиагруппу авианосца намечалось включить 18 истребителей А6М5 (по другим данным, А7М2 Reppu – палубный истребитель, находившийся тогда в стадии испытаний), 18 пикирующих бомбардировщиков D4Y1 и еще шесть разведчиков D4Y1. По некоторым данным, «Синано» мог принять несколько больше самолетов, поскольку в последние месяцы достройки ангар расширили, и корабль мог взять дополнительно от шести до девяти самолетов.
Экипаж авианосца составлял 2400 человек, но в первом рейсе пришлось принять на борт гораздо больше людей – на нем отправились в путь еще и корейские рабочие, которые должны были заняться достройкой и доработкой корабля, когда тот прибудет во Внутреннее море.
В 1942 году «Синано» был классифицирован как «авианосец поддержки с функциями корабля снабжения авианосцев 1-й линии» – то есть он мог обеспечивать посадку авиагрупп с поврежденных авианосцев своей эскадры, заниматься ремонтом самолетов и обеспечивать воздушное прикрытие соединению силами собственной авиагруппы. Столь необычная классификация вполне понятна – из-за того, что авианосец переоборудовали из линкора с очень короткой цитаделью, под ангар для размещения самолетов осталось мало места. Для сравнения: гораздо меньший по размеру «Сёкаку» мог взять примерно вдвое большую авиагруппу. Зато на «Синано» площадь освободившихся помещений вне цитадели позволяла разместить дополнительные запасы топлива и боеприпасов для обеспечения авиагрупп соседних авианосцев.
На «Синано» отсутствовали паровые катапульты, но это, в данном случае, не являлось проблемой – длина полетной палубы корабля позволяла без проблем осуществлять взлет и посадку всех типов японских палубных самолетов.
После изнуряющих битв за Филиппины, Марианские острова и залив Лейте, у Японии практически не осталось опытных летчиков для палубной авиации. Из-за этого предполагалось использовать «Синано» в качестве плавучей «пусковой установки» для самолет-снарядов «Ока»-11, которыми, кстати, и был загружен корабль в своем первом и последнем походе.
Даже несмотря на то, что переоборудование линкора в авианосец было длинным и сложным, в июне 1944 года срок спуска корабля на воду сократили – он должен был покинуть верфь в Йокосуке уже в ноябре и отправиться на достройку во Внутреннее море. В связи с этим кэптен Татсуо Маэда, главный кораблестроитель верфи, приказал увеличить время рабочего дня с 11,5 до 14 ч и отменил выходные. Но ни к чему хорошему это, естественно, не привело: переутомленные рабочие стали допускать брак, и через несколько недель пришлось вернуться к старому графику работы.
В итоге «Синано» подготовили к выводу из дока 5 октября 1944 года. В 8 ч в сухом доке № 6 открыли клапаны затопления для наполнения его водой. В 4 ч уровень воды в доке достиг отметки 1,22 м ниже уровня Токийского залива. Вдруг без всякой видимой причины батопорт (ворота в сухой док) массой в 5000 т со страшным грохотом накренился. Вода из залива, подобно йорскому приливу, ворвалась в док, подняла «Синано» и бросила вперед. Лопнули полторы сотни швартовых. Как гигантские лоскуты, ударили они и прошлись вблизи корабля в дикой пляске, произведя невообразимый свист, шум и паническое чувство опасности. Сила хлынувшей в док воды оказалась так велика, что «Синано» прошел расстояние в 305 м до противоположной стенки дока за несколько секунд и с ходу, со скоростью 15 уз, врезался в нее.
Трижды авианосец бросало туда-сюда в его бетонной колыбели, пока уровень воды внутри дока и в заливе не сравнялись. В ходе расследования выяснилось: балластные цистерны внутри батопорта никогда не заполнялись водой – все время строительства батопорт удерживался только за счет собственной массы и давления со стороны залива.
Несмотря на эти грубейшие нарушения исправлять что-либо было поздно – 8 октября состоялась официальная церемония наименования авианосца. Затем наспех был проведен ремонт корпуса и отсека, в котором был затоплен гидролокатор.
Таким образом, «Синано» волею судьбы оказался несчастливым кораблем –• неудачи преследовали его прямо со дня спуска на воду.
11 ноября, как уже говорилось выше, авианосец вышел на заводские испытания, включавшие в себя взлет и посадку самолетов на скорости до 24 уз. Видимо, именно тогда пролетавший над гаванью В-29 и сфотографировал его.
19 ноября «Синано» закончил эти испытания, и администрация судоверфи передала его ВМС Японии. Командиром корабля был назначен кэптен Тосио Абэ. Во время сражения у атолла Мидуэй он командовал 10-м дивизионом эскадренных миноносцев, а с 1943 года – дивизией крейсеров. Под Мидуэем Т. Абэ прославился как человек, который по приказу адмирала Ямагути потопил поврежденный авианосец «Хирю», потерявший ход в результате атак пикировщиков.
Выход «Синано» во Внутреннее море назначили на 28 ноября, где испытания и достройка должны были завершиться, а сам корабль, после принятия авиагруппы, присоединился бы к основным силам флота. Пока что на «Синано» загрузили 50 самолет-снарядов «Ока»-11 и девять катеров-камикадзе, предназначенных для обороны островов Иводзима и Окинава.
В поход корабль должен был отправиться в сопровождении трех эсминцев: «Исокадзе», «Юкиказдзе», «Хамакадзе», только что вернувшихся из сражения в заливе Лейте. Все они были потрепаны и нуждались хотя бы в быстром ремонте, а их экипажи – в отдыхе. Но отдыхать было некогда – командование назначило прибытие корабля во Внутреннее море в 10 ч 29 ноября.
Кэптен Т. Абэ был категорически против, ведь требовалось провести дополнительные испытания, в первую очередь, проверку герметизации водонепроницаемых отсеков и исправность водооткачивающих насосов. К тому же, от разведки поступила информация о том, что 10 и 11 ноября с островов Сайпан и Гуам вышла большая группа американских подводных лодок, которая направилась к Японским островам для борьбы со сторожевыми кораблями. Еще одну большую проблему представляло то, что с 24 ноября начались крупномасштабные налеты В-29 на завод в Накадзиме, выпускающий авиационные моторы, в связи с этим «Синано» предстояло отправиться в поход без всякого авиаприкрытия.
Поскольку в отсрочке перехода Т. Абэ было категорически отказано, он решил вести корабль ночью и как можно дальше от берегов, надеясь избежать встречи с подлодками противника, следуя с максимальным ходом в 25 уз. Командиры эсминцев активно возражали: по их мнению следовало идти днем и как можно ближе к берегам, надеясь на поддержку береговой артиллерии и свободных от боевого дежурства эскадрилий (если такое вдруг случится). На этой почве у офицеров чуть не произошел конфликт, и Т. Абэ, пользуясь доминирующим положением командира эскадры, навязал свою точку зрения – корабли отправляются днем 28-го и 29-го ноября в 10 ч прибывают во Внутреннее море, следуя большую часть пути противолодочным зигзагом вдали от берегов.
Во время постройки авианосца, в целях соблюдения секретности, вся информация о нем передавалась исключительно посыльными, по почте или по внутреннему телеграфу. Поскольку все вышеуказанные средства в море были недоступны, связь с эскадрой осуществлялась с помощью семафора.
В 18 ч «Синано» вышел в открытое море. Погодные сводки обещали теплую, лунную и безветренную ночь. Скорости в 25 уз достичь не удалось, поскольку работало всего восемь паровых котлов из двенадцати.
В 20 ч 48 мин радар американской подводной лодки SS-311 «Archerfish» (командир – Джозеф Инрайт) обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30°. На «Синано» засекли это радиолокационное излучение и объявили боевую тревогу. Командир авианосца, полагая, что его преследует целая группа американских подводных лодок, а возможно, и надводных кораблей, приказал эсминцам ни в коем случае не покидать строя. В 22 ч 45 мин на «Синано» справа по курсу обнаружили неопознанный корабль. После того как тот не ответил на световые сигналы, стало ясно, что это противник. На перехват вышел «Исокадзе». Т. Абэ эта попытка командира эсминца не выполнить его приказ о соблюдении строя привела в ярость. Красным семафорным сигналом длительностью в 10 сек «Исокадзе» отдали приказ о возвращении на место.
Всю ночь «Archerfish» следовала за идущим с 20-узловой скоростью отрядом японских кораблей. Около 22 ч 30 мин «Синано», из-за перегрева одного из гребных валов, уменьшил ход до 18 уз. Скорости авианосца и американской подводной лодки сравнялись. В 3 ч 17 мин, когда на очередном зигзаге японское соединение оказалось прямо рядом с подлодкой, «Archerfish» произвела залп из носовых торпедных аппаратов. Первые четыре торпеды попали прямо в правый борт, остальные прошли за кормой. Сразу после этого «Archerfish» погрузилась на глубину, а «Исокадзе» начал атаку глубинными бомбами, которые, к счастью для американцев, взорвались далеко от их местонахождения.
Командир «Синано» был настолько уверен в непотопляемости своего корабля, что приказал ни в коем случае не сбавлять обороты и продолжать следовать тем же курсом – он все еще опасался того, что за ним следует целый отряд американских подлодок. Но на практике все оказалось значительно сложнее – взрывы торпед повредили машинное отделение, очень многие отсеки и коридоры оказались завалены обломками.
Три из четырех попаданий торпед пришлись на участок между 70 и 186 шпангоутами – прямо в цитадель авианосца, где находились главная энергетическая установка, рулевое оборудование, электроприборы и аппаратура связи, а также погреба с боезапасом. На «Синано», как выяснилось в самый последний момент, насосы для откачки воды оказались неисправны – поэтому ее удаляли всем, чем могли: для этой цели приспособили даже опреснительную установку.
Водонепроницаемые переборки не были проверены на герметичность – в них имелись неплотности в местах прохода кабелей и других коммуникаций, не были уплотнены сальники трубопроводов и кабелей. А поскольку экипаж авианосца набирался с других кораблей – моментально возникла паника, поскольку многие даже не знали точного расположения оборудования и всех отсеков на корабле.
Крен быстро увеличивался, и к 9 часам утра он достиг 20°, на корабле прекратилась подача электроэнергии. Т. Абэ решил использовать последнее средство: он приказал эсминцам взять корабль на буксир и попытаться довести его до мелководья, чтобы попытаться выброситься на берег. Но и эта попытка спасти тонущий корабль оказалась неудачной: огромный «Синано» оказался слишком тяжелым для эсминцев – стальные тросы лопались один за другим.
Около 10 ч началась операция по снятию экипажа, эсминцы подошли к гибнущему кораблю. В 10 ч 55 мин «Синано» начал быстро погружаться в воду и затонул через 17 ч после выхода в свой первый боевой поход (через 7 ч после попадания торпед) в 65 милях от ближайшего побережья.
В ходе спасательной операции эсминцы приняли на борт 1080 человек из экипажа «Синано», а 1435 человек были объявлены пропавшими без вести. Капитан Т. Абэ и энсин Ясуда отказались покинуть корабль и ушли под воду вместе с ним.
Как постановила комиссия во время допросов пострадавших в результате трагедии, «Синано», как и все корабли типа «Ямато», погиб в результате потери поперечной остойчивости (переворачивания).
Каждый год 29 ноября в префектуре Нагано проходит встреча семей, чьи родственники погибли на «Синано», туда приезжают также и чудом уцелевшие ветераны трагедии. В Янсуки находится буддийский храм, где, по преданию, обитают души погибших моряков с «Синано» – самого крупного в мире авианосца времен Второй мировой войны.
Литература
[1] Инрайт Д. «Синано» – потопление японского секретного суперавианосца. – М., 1991. С. 11.
[2] Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне. – М., 1999. С. 184.
[3] Там же.
[4] Инрайт Д. Указ. соч. С. 11.
[5] Апальков Ю. В. Боевые корабли Японского флота 10.1918 –08.1945 гг.: Справочник / под редакцией капитана 1 ранга Е. И. Версоцкого. – СПб.: Дидактика, 1997. С. 15.
[6] Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. Указ. соч. С. 185.
[7] Инрайт Д. Указ. соч. С. 23.
[8] Апальков Ю. В. Указ. соч. С. 144.
[9] Кофман В. Л. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». – М., Коллекция, Яуза, Эксмо. 2006. С. 38.
(1) По другим данным – 100 мм. – Ред.
источник: А. А. Невский «Потопление японского авианосца «Синано»» сборник «Гангут» вып.51, стр.111-122