17

Уважаемые коллеги, вся эта история началась немного до Нового года, когда коллега Юра27 выложил свой — Линейно-легкий крейсер «Юрий Долгорукий». Идеальный крейсер для Первой мировой. В этом же материале он любезно выложил и вариант для визуализации этого крейсера, для меня. Я дал обещание выложить крейсер после Нового года. А свои обещания я привык исполнять. Выношу крейсер на Ваш суд. Впрочем, на термин «идеальный крейсер» я не претендую, так как идея идеального крейсера порочна сама по себе. Ни одна из самых Великих морских держав, так и не смогла создать ИДЕАЛЬНЫЙ КРЕЙСЕР. К тому же история создания моего крейсера была весьма непроста, как реальная, так и альтернативная. Реальная история его началась на 3-ий день праздников, с жуткого похмелья и твердого убеждения «Надо, обещал». Периодически история прерывалась уходом создателя, то нирвану, то в хервану, но в целом двигалась все прямее и прямее. Единственно, что не удалось на всю голову больному создателю крейсера, т.е. мне, это найти ему достойную задачу. Впрочем, видимо адмиралы и конструкторы русского флота тоже занимались проектированием этого крейсера исключительно в рождественские и новогодние праздники, так как и они очень долго не могли определиться с крейсером. Поэтому крейсер вышел такой кривой. Видимо, совсем уж желая отмазаться от позорного крейсера, его решили назвать «Св. Николай», дескать – «Это не мы, а он, зловредный рождественский старикашка. Хересом нас соблазнял, коньяками Шустовскими». Я же материал решил назвать просто «Послепраздничный крейсер «Св. Николай».

Как я уже говорил, судьба крейсера была трудна и неопределенна. Изначально предполагалось создать его как крейсер-антирейдер, против германских броненосных крейсеров. Поэтому крейсер «Св. Николай» должен был иметь броню в 225 мм, 4×2×305-мм орудий, скорость не выше 25 узлов, небольшую дальность хода, ограниченную размерами Балтийского моря, и быть чисто угольным. Особенное впечатление произвел на русских корабелов недавно спущенный на воду английский «Инвинсибл». Лепить новый корабль решили по образу и подобию. Но не срослось. Первой жертвой рождественского старикашки стали орудия ГК — в одну чудесную рождественскую ночь адмиралы решили, что калибр 254 мм вполне сойдет за ГК. Сказано — сделано. Но рождество с Новым годом закончилось и пришел «г-н ПРОГРЕСС», который настоятельно рекомендовал заметно протрезвевшим адмиралам заменить уголь на нефть. Решение было принято почти единогласно. Почти, да не совсем. Решение приняли половинчатое, а поэтому неправильное. 12 котлов сделали нефтяными, а 6 котлов смешанного типа (уголь + нефтяные форсунки). На этом эпопея с топливом закончилось. Зато началась эпопея с адмиральскими запросами. Вместе с изменениями в топливе и ЭУ появилась возможность превратить крейсер-антирейдер еще и в крейсер-рейдер. Фантазия у русских адмиралов разыгралась. Первой жертвой адмиральской фантазии стала броня ГП, сокращенная до 180-155 мм. Зато выросло водоизмещение, скорость, дальность и запасы топлива. Затем последовала долгая артиллерийская чехарда, причем она касалась не столько калибра орудий, сколько количества и расположения башен. В конце концов остановились на варианте 3×3×254 мм с кормовым расположением башен. Сделано это было исключительно из соображений на перспективу. После войны предполагалось перевести крейсер или на вновь создаваемую флотилию Кольского залива, либо во Владивосток для усиления будущей Тихоокеанской эскадры.

Службе крейсера не задалась. В начале войны он стал флагманом флотилии обороны Рижского залива. А после оставления Риги крейсер решили перевести в Кронштадт, но неудачно. Он подорвался на собственной мине и затонул 2 августа 1917 г. Аминь и светлая ему память.

Крейсер получился так себе, поэтому все претензии по крейсеру советую обращать прямо в Адмиралтейство. Но тапки и кожуру от новогодних бананов кидать не советую, так как русские адмиралы отличались крутым характером и в ответ могли пальнуть из 45 калибра. Впрочем, вежливые и корректные комментарии выслушаю, обязательно отвечу, а в случае дельных замечаний, все изменю и исправлю.

Послепраздничный крейсер "Святой Николай"

(Водоизмещение 21 790 тонн. Размерения (Д×Ш×О): 191,7×25,7×8,5 м. СУ: 4ПТ, 18 ПК, 88 200 л.с. Макс. скор – 29,0 уз. Дальность 6300 миль (14 узлов). Броня: ГП – 125-155 мм, траверсы: 100-125 мм, палубы: 51+25 мм., башни ГК – 229, боевая рубка 229 мм. Вооружение: ГК – 3×3×254/45 мм/клб. и 10×130/55 мм/клб. Запас топлива: нефти 3200 тонн, угля 1200 тонн)

После войны крейсер «Св. Николай» подняли. Была проведена серьезная модернизация крейсера. Все котлы перевели на нефтяное отопление, отказавшись от угля. Котлы оборудовали принудительной подачей воздуха от дутьевых вентиляторов и снабдили экономайзерами. Вместо 10-ти одиночных 130-мм артустановок, были установлены шесть сдвоенных 130-мм (по три с каждого борта). Башни заменили на новые модернизированные, с новыми 254-мм орудиями, выпускавшимися в России. Вскоре крейсер был переведен в качестве флагмана в состав эскадры Кольского залива с базой в Мурманске.

Послепраздничный крейсер "Святой Николай"

(Водоизмещение 22 340 тонн. Размерения (Д×Ш×О): 191,7×25,7×8,5 м. СУ: 4ПТ, 18 ПК, 112 800 л.с. Макс. скор – 32,5 уз. Дальность 7000 миль (14 узлов). Броня: ГП – 125-155 мм, траверсы: 100-125 мм, палубы: 51+25 мм, башни ГК – 229, боевая рубка 229 мм. Вооружение: ГК – 3×3×254/45 мм/клб. и 6×2×130/55 мм/клб. Запас топлива: нефти 4400 тонн)

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

49 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account