Последний из классики. Проект легкого палубного штурмовика North American NA-295. США
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
История проектов на основе семейства "Сейбр"/"Фьюри" началась в 1944 году с NA-134, будущего North American FJ-1 Fury, а закончилась через 19 лет, в 1963 году моделью NA-295, он же неофициально AF-1F. Для боевого самолета в то время стремительного прогресса – внушительный срок.
1. North American FJ-4B Fury с пятью УР Bullpup.
NA-295 создавался по программе палубного легкого штурмовика VA(L), требования на который были сформированы 24 мая 63го, а спецификация TS-157 выдана июня 1963. Аббревиатура VA(L) или просто VAL расшифровывается как Heavier-than-air, Attack, (Light).
Морякам нужен был однодвигательный одноместный самолет, способный нести максимум 5534 кг бомб или двенадцать 227-кг бомб с тормозным устройством для низковысотного бомбометания (Snakeye) на 1112 км. Стрелковое вооружение – две 20-мм пушки, предусматривалась возможность всепогодности, но большого упора на нее не делалось. Самое интересное условие – VA(L) должен быть создан на основе уже существующей машины.
На конкурс отозвались:
- – Douglas, с очередным вариантом "большого Скайхока" под обозначением A4D-6;
- – Grumman – сначала шли работы по штурмовому варианту F11F Tiger, затем был предложен двухдвигательный G-128-12, сильно напоминающий A-6 Intruder;
- – Vought, проект V-463 создавался на базе палубного истребителя F-8 Crusader;
- – North American со своим NA-295.
NA-295 разрабатывался на основе FJ-4B (он же AF-1E в новой системе обозначения), очень продвинутом для того времени ударном варианте "Фьюри". Факт, что он стал первым носителем первой удачной и массовой ракеты класса "воздух-земля" ASM-N-7 (с 1963 года – AGM-12A) Bullpup, говорит сам за себя. На шести подкрыльевых узлах подвески FJ-4B мог нести пять таких ракет плюс контейнер наведения для них. К 63му производство "Фьюри" уже давно было закончено, самолеты большей частью находились в резервных частях.
Под крыльями двух сохранившихся моделей NA-295 (от которых и берется большая часть информации о 295ом) можно увидеть кроме обычных для FJ-4B "Буллпапов" и "Сайдуиндеров" противорадиолокационные Shrike и нечто, напоминающее ракету класса "воздух-воздух" семейства Falcon.
NA-295, как и его конкуренты (кроме G-128-12), проектировался под новый ТРД Pratt & Whitney TF30, который на 63ий год еще даже не побывал в воздухе. Бесфорсажные версии TF30 были в полтора раза мощнее Wright J65, стоявших на FJ-4, существенно больше по диаметру при приблизительно такой же длине. Так что фюзеляж базового "Фьюри" претерпел существенные изменения, в нем уже не хватало места для шасси – на моделях оно убиралось в обтекатели на усиленном крыле.
Конечно, обращает внимание нестандартное размещение РЛС на NA-295. Единственное логичное объяснение этому казусу – инженеры NA хотели обеспечить хороший обзор вперед-вниз для пилота.
2. NA-295. 32 бомбы по 227(?) кг, плюс два "Шрайка" и два "Сайдуиндера" на законцовках крыла. Естественно, такую нагрузку и такой состав вооружения самолет нести не мог.
Объявленным в феврале 1964го победителем конкурса VA(L) ожидаемо стал Vought V-463, получивший обозначение A-7 Corsair II. Проект от North American на фоне остальных выглядел причудливой импровизацией, "Грумман" слишком отличался от базовой модели – он безусловно стал бы дороже "Корсара", "Скайхок" уступал ему по нагрузке и дальности полета.
3. Еще фото первой модели NA-295. Хорошо видны обтекатели 20мм пушек.
4.
5.
6.
7.
8. Вторая модель (более ранняя?) менее внушительна и более странна. Видна иная система уборки основных стоек шасси – в подкрыльевые гондолы, узлов подвески меньше, чем у FJ-4B, нет 20мм пушек, горизонтальное оперение установлено с отрицательным V.
9.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/459913.html