Последние поршневые бомбардировщики Ильюшина. Часть 4 Проект тяжелого бомбардировщика Ил-26. СССР
После Второй мировой войны вокруг границ СССР была создана сеть авиационных баз, с которых бомбардировщики США могли нанести ядерный удар по промышленным и политическим центрам нашей страны. Это определило развертывание в СССР работ по перспективным авиационным средствам доставки ядерного оружия к целям на территории США. В 1947 г. конструкторским бюро С.В.Ильюшина и А.Н.Туполева было дано задание рассмотреть возможность создания дальнего стратегического бомбардировщика.
В соответствии с этим заданием, в 1947-1948 гг. в ОКБ С.В.Ильюшина были продолжены проектные работы над дальними бомбардировщиками как с поршневыми, так и с турбовинтовыми двигателями. Их разработка в то время, когда на вооружение авиации противовоздушной обороны уже начали принимать реактивные истребители, оправдывалась возможностью применения таких бомбардировщиков в сложных метеорологических условиях и ночью, установкой на них оборонительного вооружения, способного обнаруживать цель и вести по ней прицельный огонь в условиях отсутствия визуальной видимости. Требования ВВС предусматривали, что в варианте с поршневыми двигателями бомбардировщик должен был иметь дальность полета 6000 км, а с турбовинтовыми — 9000 км.
В ОКБ С.В.Ильюшина новому бомбардировщику присвоили шифр Ил-26, но за этим обозначением скрывалось целое семейство вариантов с различными типами двигателей. Рассматривались самолеты с поршневыми двигателями АШ-2ТК, дизельными двигателями М-501 и турбовинтовыми двигателями ВК-2. Все варианты Ил-26 представляли собой самолеты с крылом очень большого удлинения, с четырьмя и с шестью двигателями в мотогондолах, установленных по передней кромке крыла, с однокилевым хвостовым оперением. Экипаж должен был состоять из 12 человек. В фюзеляжном бомбоотсеке размещалась одна бомба весом 10000 кг или 4 бомбы по 3000 кг. Оборонительное вооружение Ил-26 состояло из четырех пушечных башен (двух для защиты верхней и двух для защиты нижней полусферы) с круговым обстрелом и с дистанционным управлением, а также из кормовой установки. Пушечные башни и кормовая установка оснащались 23-мм пушками Ш-3. Общий боезапас оборонительных установок — 3200 снарядов.
Большая разница между взлетным и посадочным весами привела к разработке в одном из вариантов оригинального шасси с двумя сбрасываемыми сразу после взлета дополнительными подкрыльевыми стойками, что облегчало самолет и увеличивало дальность полета.
схемы четырехмоторного варианта Ил-26
Параметрические исследования и продувки моделей Ил-26 в аэродинамических трубах ЦАГИ показали неоспоримое преимущество самолета с турбовинтовыми двигателями ВК-2 как по дальности, которая получалась равной 11560 км, так и по скорости полета. Для окончательного выбора параметров самолета было принято решение создать модель-макет этого варианта для испытаний в натурной аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ. Но этого не сделали, т.к. С.В.Ильюшину было приказано сосредоточиться на испытаниях и запуске в серию реактивного самолета Ил-28. Создание межконтинентального бомбардировщика поручили А.Н.Туполеву.
Основные данные проекта стратегического бомбардировщика Ил-26
Силовая установка |
|
|
Тип двигателя |
ВК-2 |
|
Взлетная мощность, л.с. |
6×5000 |
|
Площадь крыла, м² |
475 |
|
Экипаж, чел. |
12 |
|
Полетный вес, кг |
|
|
нормальный |
190000 |
|
Летные характеристики |
|
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
|
у земли |
545 |
|
на расчетной высоте 8850 метров |
560 |
|
Практический потолок, м |
10000 |
|
Дальность полета, км |
11560 |
|
— на скорости, км/ч |
500 |
|
— с бомбовым грузом, кг |
5000 |
|
Взлетно-посадочные данные |
|
|
— разбег при взлете, м |
1520 |
|
Вооружение |
|
|
Бомбовый груз, норм./макс, кг |
5000/12000 |
|
Оборонительное вооружение |
пулеметы |
— |
пушки |
10×23 |
источник: Егоров Ю.А. "Самолеты ОКБ Ильюшина", под ред. Г.В. Новожилова