1

"Юнкерс Ju 88" можно причислить к наиболее удачным самолетам периода Второй мировой войны. Его разработка началась еще в 1935 году. Самолеты этого типа применялись в качестве бомбардировщика, разведчика, дневного и ночного истребителя на всех фронтах европейского театра военных действий. "Восемьдесят восьмой" стал одним из самых массовых в ВВС Германии, его растиражировали в 15200 экземплярах. Этот бомбардировщик, пользовавшийся большой популярностью в "Люфтваффе", тем не менее постоянно совершенствовался с целью повышения боевых качеств. На фирме "Юнкерс" разрабатывали варианты с улучшенными тактико-техническими характеристиками.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

Результатом многочисленных исследований и испытаний Ju 88 с модифицированным планером стало создание модели Ju 188. До середины 1944 года выпустили 1240 машин этого типа. Самолет, как и его предшественник, получил высокую оценку, но работы по модифицированию "восемьдесят восьмого" не прекращались.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

  Весной 1943 года техническое управление RLM (министерства авиации рейха) предложило фирме "Юнкерс" ускорить постройку предлагаемого ею боевого самолета с хорошими высотными характеристиками — Ju 388. Это пожелание сочеталось с выдвинутыми еще в 1939 году техническими требованиями к среднему бомбардировщику с герметичной кабиной и дистанционным управлением стрелковым оборонительным вооружением. В конкурсе на реализацию программы, получившей условное наименование "Бомбардировщик В", приняли участие фирмы "Арадо", "Дорнье", "Фокке-Вульф" и "Юнкерс".

Фирма "Арадо" разработала проект под названием Ar E-430, который, однако, не пошел дальше чертежей. Проект "Дорнье", самолет Do 317, являлся прямой модернизацией хорошо зарекомендовавшего себя бомбардировщика Do 217. Но изготовили лишь один экземпляр. Победителями вышли фирмы "Фокке-Вульф" и "Юнкерс".

"Фокке-Вульф" получила заказ на постройку шести экземпляров FW 191, у которого ряд систем управлялся с помощью электроприводов. За это машину прозвали "летающей электростанцией". Из шести FW 191 смогли облетать только два.

Фирма "Юнкерс" воспользовалась проектом EF-73, на его основе разработав самолет Ju 288. Испытания первого экземпляра начались в конце января 1941 года. Ju 288V-1 и три следующих прототипа оснастили двигателями BMW 801. Несмотря на отличные характеристики, доводку Ju 288 прекратили в июне 1943 года.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

Хотя программа "Бомбардировщик В" была приостановлена, германские ВВС ждали от промышленности эффективный высотный самолет, способный не только бомбить и вести дальнюю разведку, но и бороться днем и ночью с высотными машинами противника, в частности, с "Москито". Поэтому техническое управление поощряло развитие темы Ju 188. В сентябре 1943 года "Юнкерс" получила официальное задание под кодовым названием "Хубертус" на строительство самолета Ju 388. Причем были предусмотрены три модификации: Ju 388J — тяжелый истребитель, Ju 388К — высотный бомбардировщик и Ju 388L — дальний высотный разведчик. Сначала каждый из названных вариантов предполагалось воплотить в экспериментальной машине.

Первым появился прототип варианта L, Ju 388V-1 — переоборудованный соответствующим образом Ju 188Т-1. Двигатели JUMO 213Е-1 заменили на BMW 801TJ с турбокомпрессорами, развивавшие 2760 л.с. на высоте 12000 м. Установили три фотоаппарата для маршрутной, плановой и перспективной съемки. Для обстрела задней полусферы смонтировали дистанционную установку из двух пулеметов MG 81. Уже через несколько недель после выдачи задания фирма "Юнкерс" смогла показать готовый самолет. Летно-исследовательский центр в Рехлине испытал опытный образец, получив положительные результаты. Машину одобрили в RLM. С этого момента ускорилось создание всех плановых модификаций.

Первый прототип тяжелого высотного истребителя Ju 388J "Штортбаккер", или Ju 388V-2, также оснастили двумя двигателями BMW 801TJ. Его вооружение состояло из хвостовой установки FHL 131/Z, нацеливаемой с помощью перископа, расположенных в подфюзеляжной гондоле двух пулеметов MG 151/20 с боезапасом 360 патронов и двух пушек МК 103 с боезапасом 220 снарядов. Так как Ju 388 создавался в первую очередь, как всепогодный и ночной истребитель, то на V-2 предусмотрели установку локатора FuG 220 "Лихтенштайн" СН2.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

Испытания Ju 388 V-2 начались в январе 1944 года. Оказалось, что привод дистанционного управления хвостовой турели при определенных углах отклонения срабатывает очень неточно. Выявилось рассогласование между линией прицеливания и направлением огня. В связи с этим на "Юнкерсах-388J" отказались от хвостовых оборонительных установок. Они отсутствовали и на прототипах V-4 и V-5, отличавшихся от предыдущих наличием усовершенствованного локатора FuG 228 "Лихтенштайн" SNZ и носовой шестиперьевой антенной в деревянном обтекателе. Вооружение самолета усилили путем установки в задней части фюзеляжа двух пулеметов MG 151/20 (боекомплект 400 патронов), направленных в верхнюю полусферу под углом 70 градусов от продольной оси самолета. Вслед за Ju 388J-1 планировалась модификация J-2. Поступления таких самолетов в части ожидали с марта 1945 года. Но вариант J-2, почти во всем походивший на V-2, не построили. В проекте остался и Ju 388 с двумя двигателями JUMO 213Е и системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры MW 50.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

Фирма предлагала высотный ночной истребитель Ju 388J-4, который в значительной степени базировался на модификации J-1. Ударное вооружение J-4 намеревались усилить двумя размещенными в подфюзеляжной гондоле пушками ВК 5 калибра 57 мм, укомплектованными 44 снарядами. Но и эта машина не увидела свет.

Создание на основе Ju 388 перехватчика было вызвано явно не потребностью в такой машине, Германия имела уже (правда, в весьма ограниченном количестве) удачный ночной высотный перехватчик Не 219, а закулисными интригами в самых верхах "Люфтваффе".

Активным инициатором создания «Юнкерсом» истребителя был заместитель Геринга фельдмаршал Эрхард Мильх, который отвечал за техническое обеспечение "Люфтваффе". Судя по всему, такое упорство Мильха можно объяснить его антипатией к Хейнкелю. Ведь в начале 1944 года вероятная эффективность Ju 388 была под вопросом, а Не 219 уже неплохо воевал. 

Прототипом бомбардировщика стал Ju 388V-3, облетанный в конце января 1944 года. Этот вариант имел большую подфюзеляжную деревянную гондолу, в которой размещались бомбы общим весом в 1000 кг. Особенность конструкции самолета — удобообтекаемая кабина с круговым обзором, снабженная системой кондиционирования воздуха. Кормовая оборонительная установка с дистанционным управлением ни на первом прототипе, ни на последующих десяти машинах серии Ju 388 К-О не предусматривалась.

Выпуск "нулевой" серии начался весной 1944 года. За "Юнкерсами К-0" последовали четыре Ju 388К-1 с полным комплектом вооружения. На всех машинах серий К-0 и К-1 стояли двигатели BMW 801 TL. Взлетный вес последней модификации составлял 14275 кг, скорость на высоте 11600 м — 610 км/ч. Следующие Ju 388К-2 и К-3 с моторами JUMO 222E/F или JUMO 213Е не вышли за стадию проектирования.

Успешные испытания первого Ju 388V-1, переделанного из Ju 188Т-1, ускорили переоборудование еще десяти Ju 188С в "триста восемьдесят восьмые". Разведчикам, все вооружение которых состояло из направленного в заднюю полусферу пулемета MG 81Z, присвоили обозначение Ju 388L-0.

Специально подобранный экипаж успешно испытал машину в боевом подразделении. Летом 1944 года фирма "Юнкерс" получила заказ на несколько сотен Ju 388L-1А, предназначенных для ведения воздушной разведки в любое время суток.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

Эта модификация выгодно отличалась от машин серии L-0. Самолет оснастили хвостовой оборонительной установкой FHL 131/Z. Кроме того, он имел большую подфюзеляжную гондолу, аналогичную размещенной на "Юнкерсе" модификации К. В гондоле находился дополнительный топливный бак емкостью 1670 л и два фотоаппарата для ведения маршрутной и панорамной съемки. Там же, в гондоле могли монтироваться осветительные авиабомбы и приборы для ночной разведки.

На самолете использовались два двигателя BMW 801TJ с четырехлопастными металлическими винтами изменяемого шага диаметром 3,7 м. Кроме того, машина была оснащена локатором заднего обзора FuG 217 "Нептун R". В октябре 1944 года предприятие ATG выпустило первый экземпляр Ju 388L-1. А в ноябре того же года авиастроительная фирма "Везер" в Бремене собрала еще несколько таких машин.

В связи с тем, что недостатки в системе дистанционного управления хвостовой турелью полностью устранить не удалось, на всех самолетах этой модификации предусматривалась дополнительная огневая точка — пулемет MG 131 с ручным управлением. Этот вариант предполагал экипаж в составе четырех человек и получил обозначение Ju 388L-1 В. По своим характеристикам он превосходил вариант К-1. На высоте 11600 м L-1 В развивал скорость 625 км/ч и имел максимальную дальность полета 3100 км. 

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

   Помимо Ju 388L-1 планировалось строительство варианта Ju 388L-2 с двумя двигателями JUMO 222E/F и Ju 388L-3 c двумя JUMO 213E. Расчетная скорость весившей более 15 т машины Ju 388L-2 составляла 712 км/ч.

В конце 1944-го несколько Ju 388L передали 3-й эскадрилье экспериментально-испытательного соединения верховного командования ВВС Германии. Однако о применении этих машин в последней фазе Второй мировой войны практически ничего не известно.

На базе Ju 388К фирма "Юнкерс" создала самолет специального назначения, получивший обозначение Ju 388М. Конструкция его в целом была идентична варианту К-1 и предусматривалась для использования в качестве торпедоносца-бомбардировщика с экипажем из четырех человек. Отсутствовал лишь бомбоотсек. В связи с этим для размещения торпед и спецвооружения потребовалась доработка нижней части фюзеляжа. В конце 1944 года завершилась разработка нескольких вариантов подобной машины, но до постройки дело не дошло.

Анализ отзывов испытателей и боевых экипажей, успевших полетать на Ju 388, свидетельствовал, что машина, как с технической, так и с военной точки зрения, была одной из лучших в своем классе. По данным, обнаруженным в архивах сотрудником ВВИА им. Н.Е. Жуковского Борисом Гальченко, один экземпляр высотного фоторазведчика Ju 388 с моторами BMW 801J в период с конца 1945 года до начала 1946 года проходил испытания в НИИ ВВС. Результаты в целом подтвердил и тактико-технические характеристики немецкой машины. Однако по полной программе выполнить полеты не удалось ввиду быстрого выхода моторов из строя.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

   Но "Юнкерсы"-388 не успели поступить на вооружение "Люфтваффе" и, как и многие другие новейшие германские самолеты, не отсрочили разгром третьего рейха. В условиях стремительного наступления Советской Армии и развала "третьего рейха" программа создания новых боевых машин была с самого начала обречена на провал. Так что результат был закономерен.

Последние модификации «Юнкерса Ju 88»

Источники:

  1. А. Фирсов. Ночной истребитель «Юнкерс Ju 388J» // Авиация и космонавтика. 1998. №10. С. 25-27.
  2. Котельников В. Дальние и высотные разведчики Второй мировой войны // Авиаколлекция. 2005. №2. С.22-24.
  3. Борисов Ю. Бомбардировщики "В" // Крылья Родины. 2001. №1. С.23-26.
  4. Хвощин В., Каневский А. Под занавес эпохи // Крылья Родины. 1998. №6. С.29-30.
  5. Обухов В., Кульбака С., Сидоренко С. Самолеты второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С.246, 251-252.

Источник: http://topwar.ru/74106-poslednie-modifikacii-yunkers-ju-88.html

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account