18
Последние броненосцы для Китая

Последние броненосцы для Китая

UPD: После разбирательства выяснилось, что я все-таки зря доверял автопереводчику с китайского и инженера звали Дюэр. Прошу прощения за непреднамеренное введение в заблуждение.

Содержание:

ПРЕДИСТОРИЯ

Тяжелое поражение в войне с Японией в 1894-1895 году дорого стоило китайскому императорскому флоту. Его основной состав — Бэйянский флот — просто перестал существовать, все крупные корабли либо погибли в боях, либо оказались захвачены японцами в Вэйхайвэе. От некогда впечатляющей армады, второй по силе в Азии, остались лишь несколько маленьких крейсеров и канонерских лодок.

Разумеется, мириться с этим Цинское правительство не собиралось.

Помимо субъективного восприятия потери флота как утраты государственного престижа, существовали и вполне объективные соображения: береговая линия Китая была огромной и продолжительной, многие крупные города лежали у берега моря, а разветвленная система судоходных рек и каналов позволяла неприятельским канонеркам наносить удары буквально в самое сердце страны (с чем китайцы «познакомились» на собственном опыте еще в период Опиумных Войн). Без адекватного флота, защитить их было просто нереально.

К восстановлению флота китайцы приступили немедленно. В 1896 году, в Германии были заказаны три небольших крейсера и четыре эсминца, еще два крейсера — в Британии. Правительство Цинов не скрывало, что это лишь начало новой амбициозной морской программы.

Франция поначалу, казалось оставалась в стороне. Традиционным поставщиком военных кораблей для Китая были Германия и Великобритания, и Франция вроде бы не имела позиций на этом рынке. Однако, у французов был свой тайный козырь в рукаве. Крупнейшая китайская судоверфь в Фучжане (единственная в стране, способная строить и ремонтировать современные корабли), была тесно связана с французской индустрией. Оборудование, машины и материалы поставлялись в Фучжан с французских заводов. И французам не составляло особых усилий убедить китайское правительство — причем ничуть не покривив душой при этом — что гораздо выгоднее, да и престижнее, строить корабли на своих верфях, нежели покупать их за границей.

В 1896 году, в Китай прибыла военно-морская миссия из 20 человек под началом Шарля Дюэра, вице-президента Парижского Института Военно-Морского Строительства и опытного корабельного инженера. Дюэль был «восходящей звездой» французского кораблестроения (в будущем именно он спроектирует французские супердредноуты типа «Норманди», первые в мире корабли с четырехорудийными башнями главного калибра), и вполне серьезно рассматривался как раз как «тот человек», который сумеет справиться с модернизацией слабого китайского кораблестроения.

Шарль Дюэр

Шарль Дюэр

Вскоре по прибытии, в 1897 году, Дюэр представил китайскому правительству два амбициозных шестилетних плана военного кораблестроения. В основе их лежала постройка кораблей на китайских верфях по французским проектам и с поставками французских орудий и броневых плит. Планы включали постройку первоклассных океанских броненосцев, меньших броненосцев береговой обороны, быстроходных катеров, канонерских лодок и многочисленных миноносцев. Общая стоимость обеих планов оценивалась в 10 миллионов франков, ежегодные расходы — в 1,15 миллионов франков. Для китайского правительства это было «слегка» чересчур, но тщательная проработанность планов определенно расположила флотских чинов к Дюэру.

В 1898 году, в короткий период реформ, император Гуансюй, наконец, официально сформулировал требования к новой судостроительной программе. В течение четырех лет предполагалось построить один «большой» броненосец береговой обороны 1-го ранга, два «малых» броненосца 2-го ранга (по сути дела, броненосные канонерки) и восемнадцать миноносцев 2-го ранга. Бюджет программы оценивался суммарно в 6,7 миллионов талей серебра, и для ее выполнения в установленные сроки предполагалось каждый год выделять сумму в 1,6 миллиона талей. Средства предполагалось изыскать из бюджетов приморских провинций, наиболее заинтересованных в новой военной программе. Большую часть новых кораблей предполагалось строить в Китае, на верфи в Фучжане.

ПРОЕКТЫ

Первый тип представлял собой «малый» броненосец, водоизмещением около 2900 тонн — по сути дела, броненосную канонерку:

Броненосец в 2900 тонн

Броненосец в 2900 тонн

Этот небольшой корабль должен был быть вооружен одним 27-см (274-мм) орудием в кормовой башне, и по крайней мере одним 14-см (139-мм) орудием в носовой башне на полубаке. Вероятно (в соответствии с принципами французского кораблестроения того времени) имелись также несколько 100-мм орудий в бортовых щитовых установках, а также противоминные пушки Гочкисса на надстройке.

Детали бронирования корабля неизвестны, но в соответствии с его размерами и господствующими французскими концепциями, он, вероятно, должен был иметь полный броневой пояс по ватер-линии толщиной до 200 миллиметров, и плоскую броневую палубу поверх него. Относительно высокий полубак, видимо, предназначался для обеспечения адекватной мореходности при переходах между базами.

По концепции, этот маленький броненосец напоминал «зеркально отраженную» броненосную канонерку типа «Ашерон»:

Броненосная канонерка типа "Ашерон"

Броненосная канонерка типа «Ашерон»

Функции его, вероятно, тоже были аналогичны: служить основой мобильных сил, прикрывавших китайские порты и устья крупных судоходных рек. Такой небольшой корабль вполне мог успешно отогнать любой японский крейсер, решивший обстрелять китайский порт, а в случае явления крупного японского броненосца — поддержать своим огнем атаку на него китайских миноносцев. В условиях мелководий, в устьях рек и при поддержке береговых батарей, такие небольшие броненосные канонерки в то время представлялись грозной силой.

Второй тип представлял собой уже вполне себе полноценный броненосец 2-го класса, водоизмещением около 5600 тонн:

Броненосец в 5600 тонн

Броненосец в 5600 тонн

Его вооружение, судя по всему, состояло из пары длинноствольных 30-см (305-мм), 45-калиберных орудий в носовой и кормовой орудийных башнях, а также трех 14-см (139-мм) скорострельных орудий в отдельных небольших башнях. Две скорострелки стояли побортно, а третья — в возвышенной башенке над кормовой башней главного калибра.

По внешнему виду, да и по общей концепции, этот броненосец весьма напоминал французские броненосцы береговой обороны (или 2-го класса: французская классификация в их отношении не определилась) «Амирал Труар» и «Бувинье», строительство которых завершилось незадолго до описываемых событий.

Броненосец береговой обороны/Броненосец 2-го класса "Бувинье"

Броненосец береговой обороны/Броненосец 2-го класса «Бувинье»

Сравнительно небольшие и компактные, эти корабли, тем не менее, обладали значительной боевой мощью, и вполне могли (за счет превосходной артиллерии и мощного бронирования) сражаться почти на равных с британскими перворанговыми броненосцами «Маджестик» и «Роял Соверен». Китайцы прекрасно знали, что Япония купила в Британии два больших броненосца типа «Фудзи», и нуждались в корабле, который смог бы их парировать — хотя бы в прибрежных водах.

Особенно интересно в проекте расположение кормовой скорострельной пушки возвышенно над башней главного калибра. Такое оригинальное (по меркам времени) решение позволяет предположить, что к проектированию корабля приложил руки знаменитый военно-морской инженер Эмиль Бертэн, как раз тогда ставший главным инженером французского флота. Аналогичная компоновка с возвышенной башней скорострельного орудия над кормовой башней главного калибра была применена на заложенном в 1897 французском броненосце «Анри IV», спроектированном в соответствии с идеями Бертэна.

Представляется вполне вероятным, что участие Бретэна было не случайностью, а логичным расчетом. Многие японские корабли, нанесшие поражение китайскому флоту в годы войны, были спроектированы с участием Бретэна. И вполне логичным представлялось, что проигравшая сторона захочет «учесть ошибки» и сама обзавестись техникой от прославленного конструктора.

В целом, для Китая строительство кораблей по предложенным проектам выглядело вполне разумным решением. 5600-тонные броненосцы 2-го класса, хотя и уступали новым японским эскадренным броненосцам в мореходности и дальности плавания, но вполне могли бы потягаться с ними вблизи китайского побережья. А 2900-тонные броненосные канонерки обеспечили бы надежную защиту китайских портов и рек.

ПРОБЛЕМЫ

Реформистская политика Гуансюя, впрочем, не продержалась долго. Очень скоро он был свергнут переворотом консерваторов, опасавшихся за утрату своей власти и влияния. Пришедшая к власти императрица Цыси, хотя и остановила реформы, тем не менее полностью признавала необходимость модернизации вооруженных сил, и немедленно подтвердила программу военного судостроения в прежнем объеме.

Однако, даже поддержка «сверху» не могла преодолеть объективной проблемы: Китаю не хватало денег. Страна была разорена почти подчистую затратами на проигранную войну с Японией и необходимостью выплачивать огромную контрибуцию в 230 миллионов талей серебром. Спустя месяц после официального начала работ, вместо планируемых 1,37 миллиона талей в бюджет кораблестроительной программы еле-еле удалось наскрести 350.000 талей.

Мрачные реалии экономики вынудили китайских адмиралов умерить еще больше и так довольно скромные амбиции. Постройку «большого» броненосца перенесли на неопределенный срок, а основные усилия решили сосредоточить на строительстве «малых» броненосных канонерских лодок и миноносцев. Французская миссия уже приступила к размещению заказов на материалы и оборудование — разумеется, на французских заводах — когда, подобно грому среди ясного неба, из Пекина пришел категорический приказ приостановить всякую деятельность. Спустя еще пару дней, весь бюджет кораблестроительной программы таинственным образом испарился, совершенно сбив с толку даже привыкших к безудержному казнокрадству Цинских чиновников.

Загадка в итоге разрешилась просто. В китайской армии вспыхнули волнения из-за систематических задержек с выплатой жалования, и императрица Цыси (сама пришедшая к власти переворотом, и имевшая все основания опасаться нелояльности войск) срочно распорядилась любыми способами изыскать деньги. Пользуясь возможностью, военный министр Рон Ли изъял средства из фонда судостроения. Это, фактически, поставило крест на всех немедленных планах восстановления китайского флота.

И тем не менее, планы строительства китайских броненосцев все еще держались. В начале 1899 года, министр кораблестроения вновь подтвердил, что Цинское правительство по-прежнему заинтересовано в возрождении флота, и в первую очередь — в строительстве небольших броненосцев для береговой обороны, чтобы обезопасить многочисленные порты Китая. Но никаких действий по их строительству китайцы предпринять не успели, а годом спустя вспыхнувшее «боксерское» восстание и последовавшая за ним интервенция восьми сильнейших мировых держав, окончательно поставили крест на всех китайских морских амбициях. Экономика страны пребывала в полном хаосе, финансы были совершенно разорены как последствиями восстания, так и необходимостью выплачивать новую неподъемную контрибуцию, авторитет династии Цинь (вынужденной пойти на серьезнейшее национальное унижение, и предоставить иностранным державам концессии на китайской территории) стремительно падал. В этой обстановке поделать уже ничего было невозможно, и французская военно-морская миссия тихо покинула Китай, унеся с собой последние реалистичные мечты о китайском броненосном флоте.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/144201.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account