Поплавковые торпедоносцы Latécoère 290. Франция
Военно-воздушные силы всех без исключения стран, вступивших во Вторую Мировую войну, имели на своем вооружении самолеты, которые были созданы задолго до 1939 года и которые к этой дате были глубоко устаревшими. Развитие авиации во второй половине тридцатых годов (и в годы войны), что некоторые машины устаревали еще на этапе испытаний. В течение 1920-х годов французская компания Société Indrustriélle ďAviation Latécoère (SIDAL; Latécoěre) разработала серию современных на тот момент одномоторных высокопланов Laté 28, которые хорошо себя зарекомендовали в пассажирской авиации и в полетах по установлению рекордов дальности. Большая часть модификаций Laté 28 была оснащена колесным шасси, но вариант Laté 28.5 в качестве шасси имел два поплавка. Еще в 1930 году эти перспективные машины вдохновили командование авиации французского флота (Aéronavale) заказать боевые варианты, предназначенные в основном для торпедных атак по морским целям.
Ответом компании на требования военных моряков стал Laté 29, сохранивший размеры и основные конструктивные решения своего предшественника. Крыло и хвостовое оперение имели смешанную конструкцию с дюралюминиевыми лонжеронами, деревянными стабилизаторами и обшивкой из фанеры и полотна. Основу фюзеляжа составляла ферма из сваренных стальных труб; в качестве обшивки фюзеляжа использовались листы металла (в передней части) и полотно (в задней).
Пассажирский салон, разумеется, был удален, но закрытая застекленная кабина экипажа осталась. В левом сиденье кабины располагался пилот, а справа находилось сиденье, к которому мог пробраться со своего рабочего места штурман-радист (между его рабочим местом и кабиной был установлен основной топливный бак). Третий член экипажа – стрелок – управлял двумя подвижными 7,7-мм пулеметами (пулеметы и калибр прямое наследие Первой мировой войны), размещенными в подвижной застекленной башне, установленной на верхней части фюзеляжа за крылом. Вооружение также включало синхронизированный 7,7-мм пулемет Vickers (еще один привет времен Первой мировой войны), размещавшийся под правой частью капота двигателя. Основным вооружением самолета была 400-мм авиационная торпеда Type 1926 DA, которая подвешивалась на мост между поплавками. Вместо бомб между поплавками обычно подвешивались две 150-кг бомбы.
Первый прототип Laté 290-01 был изготовлен компанией Latécoère на заводе в Тулуза-Монтодран (Toulouse-Montaudran) в 1931 году, где машина первоначально была оснащена колесным шасси. После заводских испытаний машина была доставлена в Сен-Лоран-де-ла-Саланк (Saint-Laurent-de-la-Salanque), где на новых стойках были установлены два дюралюминиевых поплавка. С новым шасси уже в варианте гидросамолета прототип Laté 290-01 совершал полеты с озера Лёкат (Leucate).
После окончания заводских испытаний гидросамолет был передан в Сен-Рафаэль (St. Raphaël) для проведения официальных испытаний, которые были проведены с октября по декабрь 1931 года. Первый прототип Laté 290-01 отвечал требованиям военных, и в январе 1932 года был выдан заказ на производство двадцать самолетов. Одновременно компания Latécoère изготовила два сильно модифицированных прототипа Laté 440 с открытыми кабинами, но командование ВМС отказалось.
Первые серийные машины с военным обозначением Laté 290 сошли со сборочной линии в Тулузе в конце 1932 года и были переданы вновь возданной эскадрилье гидросамолетов 4T1 (Escadrille 4T1), которая базировалась на озере Бер (Berre). Завод компании оснащал самолеты колесными шасси для вылета в Сен-Лоран-де-ла-Саланк, где машины переоснащались на поплавки. В июле 1934 года компания SIDAL получила заказ еще на 20 экземпляров, но было изготовлено только 15 экземпляров.
Помимо своего основного применения гидросамолеты Laté 290 участвовали в экспериментах. Так, например, один Laté 290 использовался в качестве летающей лаборатории для испытания новых винтов и поплавков, изготовленных из нержавеющей стали, а также для различных силовых установок (12- и 18-цилиндровые двигатели компании Hispano-Suiza и 14-цилиндровые двигатели компании Gnôme). Все серийные гидросамолеты Laté 290 оснащались 12-цилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Nbr, развивавшими мощность 650 л.с. (478 кВт) и вращавшими металлические двухлопастные винты фиксированного шага.
Помимо эскадрильи 4T1 поплавковые гидросамолеты Laté 290 расходились по другим подразделениям: ими были оснащены эскадрилья 1T1 и учебные эскадрильи, базировавшиеся на озере Бер и в Шербуре. Незадолго до начала войны обозначения обоих подразделений были изменены на T1 и T2. В 1938 году линейные части стали переоснащаться на более современные поплавковые гидросамолеты-низкопланы Laté 298, и устаревшие высокопланы должны были быть переданы в учебные подразделения. Но в том же году была развернута эскадрилья 1S2, на оснащение которой пошли Laté 290.
На 3 сентября 1939 года эскадрилья 1S2 была единственным боевым подразделением, на вооружении которого были гидросамолеты Laté 290, и ее машины с самого начала приняли активное участие в боевых действиях. Гидросамолеты эскадрильи 1S2 выполняли патрулирование в Атлантике и атаковали глубинными бомбами немецкие подлодки. Спустя месяц после начала немецкого вторжения эскадрилье 1S2 в соответствии с условиями капитуляции было приказано сосредоточить все Laté 290 у озера Уртен (Hourtin). На этом и закончилась история гидросамолетов Laté 290 – типичного продукта эпохи политики прототипов: относительно современного на момент создания и устаревшего на момент принятия на вооружение.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Latécoère 290
Назначение: поплавковый гидросамолет-торпедоносец
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Société Indrustriélle ďAviation Latécoère, Тулуза-Монтодран
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Nbr, развивавший мощность 650 л.с. (478 кВт) и вращавший металлический двухлопастный винт фиксированного шага
Размеры:
размах крыла 19,25 м
длина 14,50 м
высота 5,55 м
площадь крыла 58,20 м²
Масса:
пустого самолёта 3000 кг
взлетная 4780 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 211 км/ч
крейсерская скорость 151 км/ч
время набора высоты 1500 метров 7 минут 37 секунд
практический потолок 4100 м
дальность полета 700 км
Количество изготовленных: 37 экз. 92 прототипа + 35 серийных)
источник: Text Miroslav Balous; Vykres Petr Kolmann «SIDAL (Latécoère) Laté 290» «L+K» 4/2003, стр.49/253